12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12541
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

КЛЕТКА ЗНАКОМАЯ И НЕЗНАКОМАЯ……..

 

Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о строении и функциях клетки, о ее жизненных свойствах

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях клетки в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности строения и жизненных свойств различных клеток.

 

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей строения и функционирования клетки.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и жизненных свойствах клеток и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                               Ход игры.

         Ребята! Сегодня мы с вами начинаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.В клетке углеводы могут превращаться в жиры

2.Основной источник энергии в клетке – жиры ( нет, углеводы)

3.Ферменты, это биокатализаторы, ускоряющие химические реакции в клетке

4.Функции РНК более разнообразны, чем ДНК

5.Хитин содержится в клетках животных и грибов

6.Кристы – это выросты внутренней мембраны хлоропластов ( нет, митохондрий)

7.У бактериальной клетки нет рибосом ( есть)

8.Лизосомы образно называют самоубийцами клетки

9.Эвглена зеленая может питаться авто- и гетеротрофно

10.У кальмаров кровь голубая за счет содержащейся в ней меди

11.Ограничение в питье – один из способов избавления от лишнего веса

12.Перед основательной физической нагрузкой лучше подкрепиться жирным, чем сладким ( нет, сладким)

13.Фруктоза – самый сладкий из природных сахаров

14.Вся ДНК человека весит всего 0,5 грамма

15.Кефир содержит молочную кислоту и небольшое количество алкоголя

 

 Конкурс «Подсказка» по теме «Процессы жизнедеятельности»

 

1.Биосинтез и фотосинтез – это конкретные примеры этого процесса

2.В процессе этого обмена энергия используется

3.При этом из простых веществ создаются сложные ( пластический обмен)

 

1.Этот процесс - удивительное изобретение природы

2.Именно в ходе этого процесса растения могут выполнять космическую роль, усваивая солнечную энергию

3.При этом из неорганических веществ создаются органические (фотосинтез)

 

1.Этот процесс известен всем, но не все знают, что именно он обеспечивает наш организм энергией

2.Он приводит к превращению сложных веществ в простые

3.Происходит в клетках с участием кислорода ( дыхание)

 

1.Это тоже дыхание, но для него не нужен кислород

2.Происходит у бактерий и грибов

3.В результате этого процесса образуются кислоты или спирт ( брожение)

 

1.Этот процесс происходит постоянно, благодаря ему мы растем, набираем массу

2.Происходит с участием т-РНК и и-РНК

3.Из аминокислот образуются свойственные нашему организму белки ( биосинтез)

 

Конкурс «Дальше, дальше, дальше…..»

1 вариант

1.Углеводы – основной источник энергии? ( да)

2.Белки состоят из аминокислот? ( да)

3.ДНК бактерий имеет форму кольца? ( да)

4.т-РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка?

5.Клеточная мембрана состоит только из белков? ( нет, липидов и углеводов)

6.Поглощение мембраной жидких веществ – это ( пиноцитоз)

7.Хлоропласты есть у всех растений? ( нет их у паразитов)

8.В митохондриях образуется АТФ?

9.ЭПС выполняет только транспортную функцию? ( нет)

10.Внутри лизосом находятся многочисленные ферменты ?

11.Все клетки нашего организма одноядерные? ( нет)

12.Ядро есть в клетках всех живых организмов? ( нет)

13.Энергетический обмен у человека проходит в три этапа ( при недостатке кислорода в 2 этапа )

14.Окисление глюкозы называют …….. ( гликолиз)

15.Третий этап энергообмена называют …….(аэробным, или полным)

16.Второй этап энергообмена происходит в цитоплазме?

17.Образование органических веществ из неорганических называют ……( пластическим обменом, или ассимиляцией)

18.Кислород – побочный продукт фотосинтеза?

19.Переписывание информации с ДНК на и-РНК называют …… ( транскрипцией).

20.Энергетический обмен обеспечивает клетку …….. ( энергией)

21.Безъядерные организмы называют ………. ( прокариоты)

22.Запасное питательное вещество у растений ……….. ( крахмал)

23.Жир повышает плавучесть организмов?

24.Жидкие растительные жиры называют ………. (маслами)

25.Кальций и фосфор входят в состав костей?

 

2 вариант

1.Самый распространенный углевод в природе целлюлоза?

2.Белки, уничтожающие микроорганизмы и их яды, называются антителами?

3.ДНК эукариот имеет линейную структуру?

4.и-РНК образуется в ядре?

5.Клеточная мембрана состоит из белков и липидов? ( и углеводов)

6.Клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью?

7.Хлоропласты – двумембранные органоиды?

8.Выросты внутренней мембраны митохондрий называют ….. ( кристами)

9.ЭПС выполняет и функцию синтеза органических веществ?

11.10.Внутриклеточное пищеварение происходит в …….. ( лизосомах)

12.В ядре хранится …… ( ДНК)

13.В ядрышке происходит образование рибосом?

14.Энергетический обмен у всех бактерий происходит в три этапа? ( нет, и в 2)

15.Окисление глюкозы до молочной кислоты называют ….. ( гликолизом)

16.Третий этап энергообмена называют …….. ( полным, аэробным)

17. 3 этап энергообмена происходит в митохондриях?

18. 1 фаза фотосинтеза называется ……… ( световой)

19.Расщепление воды под действием света – это …… ( фотолиз)

20.т-РНК столько же, сколько аминокислот?

21.Пластический обмен обеспечивает клетку ……. ( веществами)

22.Бактерии и сине-зеленые водоросли относят к ……..( прокариотам)

23.Запасное питательное вещество у животных ….. ( гликоген)

24.Жиры – основной источник энергии в клетке? ( нет)

25.Жиры легко расщепляются в организме? ( нет)

26.Железо входит в состав гемоглобина?

 

Конкурс « Кроссворд по теме «Клетка»

Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название одной из наук о клетке

Поглощение клеткой жидких веществ ( пиноцитоз)

Процесс, которым владеют только растения ( фотосинтез)

« Топливо» для клетки ( АТФ)

Место, где это топливо образуется ( митохондрии)

Одна крупная или множество мелких «кладовок» растительной клетки ( вакуоли)

Зеленые и очень нужные для растительной клетки ( хлоропласты)

Количество его в крови – важный диагностический показатель ( гемоглобин)

Один из видов пластического обмена ( фотосинтез)

Центр управления клеткой ( ядро)

 

                                                    Наука о клетке - цитология


Кроссворд "Клетка"
DOCX / 12.63 Кб

Конкурс «Биоаукцион»

 

        Вопрос о веществе, которое человеческий организм использует через посредника

Это самый распространенный углевод в природе, но человек не может использовать его для питания, так как у него нет ферментов, расщепляющих это вещество. А вот жвачные все-таки могут его использовать, так как в их пищеварительной системе живут простейшие, имеющие такие ферменты, превращающие этот углевод в глюкозу. Что же это за самый распространенный в природе углевод?

                                                                   ( целлюлоза)

        Вопрос о веществе, суммарная длина молекул которого у человека намного                          превышает  расстояние от Земли до Солнца

Это вещество – биополимер, состоящий из 4 видов мономеров. Имеет огромную длину, но очень маленький диаметр. В клетке сначала упаковывается в спираль, а затем и более плотно. Это вещество известно всем и мы обязаны ему тем, что оно помогает сохранить нам в себе признаки предков

                                                                   ( ДНК)

        Вопрос о белке, имеющем сходство с планетой Марс

Это входит в состав внутренней среды организма. Как и планета Марс имеет красную окраску за счет белка, который обязан своим красным цветом железу, легко принимающим и отдающим кислород. Что это за белок?

                                                                   ( гемоглобин)

         Вопрос о друзьях и врагах человека

Они могут отнять у человека все то, что плохо лежит, отнять тихо, без шума, безвозвратно. Они могут сделать человеку очень больно. Но могут и взять одно съедобное вещество и превратить его в другое, очень нам нужное. Могут даже образовывать полезные ископаемые – железо и серу. Кто же эти невидимые друзья и враги?

                                                                    (бактерии)

          Вопрос об органоидах клетки, которым все живое на Земле обязано жизнью

Они могут быть разными: бесцветными, зелеными и даже красными. Бесцветные - в картофеле, красные – в яблоке, но там они могут быть зелеными. Именно зеленые органоиды очень важны для жизни на Земле, так как только они могут делать это. Кто же эти органоиды?

                                                                     (хлоропласты)

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.