12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12541
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

                      Интеллектуальная игра  "Мы едим для того, чтобы ..."


Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний об обмене веществ, о строении и функциях пищеварительной системы

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях пищеварительной системы, об обмене веществ в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности человеческого организма

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях пищеварительной системы и обмена веществ и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».


                                                              Ход игры.

       Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.


Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»

         1.Вкусовые рецепторы воспринимают вкус только сухой пищи ( нет)

         2.Зубная эмаль – самое твердое вещество организма

    3.Альвеолы – это углубления десны, в которых располагаются корни зубов

    4.Ткань, вырабатывающая зубную эмаль, разрушается после того, как зуб вырастет

    5.Гепатит – воспаление печеночной ткани

    6.Живые организмы способны вырабатывать кислоты

    7.Общая площадь ворсинок и микроворсинок кишечника – 140 кв. метров

    8.Слизистая кишечника обновляется каждые 3-6 дней

    9.У новорожденного желудок емкостью 7 куб. см

    10.У женщин на жир приходится 20% массы тела, а у мужчин – 25% (наоборот)

    11.Самцы утконоса выделяют молоко

    12.Есть животные, которые став взрослыми, не питаются

    13.У крыс резцы отрастают на 3 см в месяц   (и стачиваются)

    14.Дикие животные никогда не имеют лишнего жира

    15.У слона только 2 пары действующих зубов


Кроссворд « Заболевание органа пищеварительной системы»


    1.Фермент поджелудочного сока, действующий на белки ( трипсин)

    2.«Незрячая» кишка, или ………( слепая)

    3.Именно он составляет основу зуба ( дентин)

    4.И друг, и враг мой ( язык)

    5.Воспаление слизистой оболочки желудка ( гастрит)

    6.Путь к сердцу мужчины лежит через ………..( желудок)

    7.Первый русский лауреат Нобелевской премии ( Павлов)

    8.Отверстие или канал для получения пищеварительных соков у собак ( фистула)

    9.Именно в него превращается избыток глюкозы ( гликоген)

    10.При замене одной буквы в слове «гастрит» получите биологически активное вещество, стимулирующее работу желудка ( гастрин)

                                                       Заболевание - панкреатит


Конкурс «Барон Мюнхгаузен»
 
       Найдите и подчеркните в предложенном тексте ошибки.

        Пищеварительная система впервые возникла в процессе эволюции у круглых червей. Была она слепозамкнутой и открывалась наружу единственным отверстием. И только у кольчатых червей она стала сквозной, с ротовым и анальным отверстиями. У всех позвоночных и, конечно, у человека она состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез.

       Зубы нужны нам только для измельчения и пережевывания пищи, а язык с помощью слюны формирует пищевой комок. При глотании пища через глотку идет в пищевод и просто проваливается в желудок. Именно только в желудке начинается расщепление питательных веществ, а в стенки желудка не всасываются никакие вещества. Фермент пепсин в кислой среде начинает расщепление белков. Углеводы в желудке расщепляются до тех пор, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком. Там же расщепляются эмульгированные жиры молока.

        Отдельными порциями пищевая кашица поступает в двенадцатиперстную кишку, где в кислой среде происходит расщепление  питательных веществ за счет ферментов поджелудочного сока. Печень к пищеварению особого отношения не имеет, так как в желчи нет пищеварительных ферментов.

        В тонком кишечнике вещества пищи расщепляются окончательно и в кровь сразу же всасываются аминокислоты, глюкоза и жиры. Кровь от кишечника проходит через систему капилляров воротной вены и очищается от всех вредных веществ. Там же происходят процессы дезаминирования аминокислот, а избытки углеводов превращаются в гликоген под действием глюкагона. Избыток жиров может превратиться в печени в гликоген или откладывается в подкожной жировой клетчатке.

Образовавшиеся в процессе биосинтеза органические вещества в конечном итоге расщепляются с выделением энергии, которая постоянно расходуется. Поэтому и приходится нам кушать каждый день, чтобы пополнить источники энергии для наших жизненно важных процессов.


Конкурс «Дальше, дальше, дальше….»

1 вариант

    1.Основной источник энергии для организма человека (пища)

    2.Наружный слой пищеварительного тракта образован из ткани…… (соединительной)

    3.Самая крупная пищеварительная железа (печень)

    4.Вещество, склеивающее пищевые частицы в комок (муцин)

    5.Основное вещество зуба ( дентин)

    6.Часть зуба, лежащая в альвеолах (корень)

    7.Скопление лимфатической ткани, по форме напоминающее миндаль – (миндалины)

    8.Желудочные железы выделяют пепсин, слизь и (соляную кислоту)

    9.Неподвижная часть тонкого кишечника (12-перстная кишка)

    10.В толстом кишечнике есть ворсинки ( нет)

    11.Глюкоза в ворсинках всасывается в ( кровь)

    12.Центр насыщения находится в (промежуточном мозге)

    13.Площадь поверхности тонкого кишечника увеличивается за счет (ворсинок)

    14.Пищеварение, происходящее на стенках кишечника, называется (пристеночным)

    15.Бифидобактерии обитают в нашем организме в (толстом кишечнике)

    16.Аппендикс выполняет защитную функцию (да)

    17.Она на самом деле является изогнутой, хотя и называется прямой

    18.Пищеварительный тракт состоит из скольки слоев?   (Из трех)

    19.Щелочная среда создается в кишечнике за счет   ( желчи)

    20.Зубы, слабо развитые у человека   (клыки)

    21.Перекрест пищеварительных и дыхательных путей происходит в ....глотке

    22.Форма желудка у человека в любой момент постоянна?       нет, изменяется

    23.Слизистая оболочка тонкого кишечника имеет складки?           Да

    24.Зубы, перетирающие пищу, называются  ....коренными

    25.  Какая часть языка называется корнем?      Задняя

2 вариант

    1.Прием, переработка и усвоение питательных веществ                      питание

    2.Органы, соединенные с пищеварительным каналом выводными протоками                   железы

    3.Внутренний слой пищеварительного тракта образован из ткани     эпителиальной

    4.Сколько пар слюнных желез у человека?          Три

    5.Слюна обладает бактерицидным действием за счет         лизоцима

    6.Он без костей у всех людей      язык

    7.Часть зуба между корнем и коронкой                  шейка

    8.Самые умные зубы                    мудрости

    9.При глотании вход в гортань закрывается               надгортанником

    10.В желудочном соке есть фермент          пепсин

    11.Самый длинный орган человеческого тела тонкий кишечник      6-7 метров

    12.Тонкая кишка бархатистая на вид из-за       ворсинок

    13.Остатки глицерина и жирных кислот всасываются сначала в          лимфу

    14.Самая незрячая кишка          слепая

    15.В толстом кишечнике происходит всасывание          воды

    16.Витамин, необходимый для свертывания крови                К

    17.Слепая кишка развита хорошо у каких животных?         Травоядных

    18.Центр жажды находится в           промежуточном мозге

    19.Резервуар для хранения желчи           желчный пузырь

    20.Какой тканью образован мускулистый язык?         Поперечно-полосатой

    21.Орган пищеварительной системы,сохраняющийся бесконечно долго         зубы

    22.Сколько корней могут иметь зубы?        1-3

    23.Пищевод образован из гладкой или поперечно-полосатой мышечных тканей?   Из        обеих

    24.Почему желчный пузырь не лопается от избытка желчи?      Вода из него                     всасывается его стенками

    25.Вырабатываются ли в кишечнике биологически активные вещества?     Серотонин,       гистамин

3 команда

    1.Механическая и химическая обработка веществ пищи          пищеварение

    2.Начинается ротовым и заканчивается анальным отверстием        пищеварительный       тракт

    3.Средний слой пищеварительного тракта состоит из ткани           мышечной

    4.Железа, выполняющая внутри- и внешнесекреторную функции       поджелудочная

    5.Фермент слюны -       амилаза, мальтаза

    6.Часть зуба, расположенная над десной            коронка

    7.Мякоть внутри зуба     пульпа

    8.Самые острые зубы                  резцы

    9.Перемещение пищи в глотку изо рта     глотание

    10.Кислую среду в желудке создает       соляная кислота

    11.Начальный отдел тонкого кишечника       12-перстная кишка

    12.Всасывание питательных веществ в кишечнике происходит через         ворсинки

    13.Аминокислоты всасываются в ворсинках кишечника в             кровь

    14.Пищеварение, происходящее в полости кишечника, называется             полостным

    15.Вырабатываются ли ферменты в толстой кишке?        Нет

    16.Вырост слепой кишки       аппендикс

    17.Эта кишка бывает действительно прямой только у детей?      Прямая

    18.Центр голода находится в       промежуточном мозге

    19.Железа, находящаяся ниже желудка        поджелудочная

    20.Какая часть языка называется верхушкой?        Передняя

    21.О характере питания наших далеких предков могут рассказать           зубы

    22.Глотка подвижна?          Да

    23.Вырабатывает желудок биологически активные вещества?      Да,  гастрин

    24.Наиболее короткая и широкая часть тонкого кишечника        12-перстная кишка

    25.Протоки каких желез в падают в 12-перстную кишку?      Печени и поджелудочной


Конкурс «Биоаукцион»

         1.Вопрос об органе, который может делать и то, и это

Находится в брюшной полости рядом с желудком и хоть невелик по размерам, но играет огромную роль в углеводном обмене. Конечно, участвует и в пищеварении, вырабатывая пищеварительный сок. Островки Лангенгарса вырабатывают ряд гормонов, регулирующих содержание глюкозы в крови. Как называют это орган?

                                                                     (поджелудочная железа)

         2.Вопрос об органе, которого нет у некоторых позвоночных животных

Этот орган появляется только у земноводных, рыбам он совсем не нужен. Они и без него легко заглатывают свою добычу. Для сухопутных обитателей эти органы просто необходимы, потому что без них кусок в горло просто не полезет. Кроме того, их выделения участвуют в пищеварении, так как содержат ферменты, действующие в щелочной среде. Так что же это за орган?

                                                                     (слюнные железы)

         3. О братьях, живущих одной семьей, но отличающихся друг от друга строением и                     функциями

Сначала их 20, потом численность их возрастает. У людей, не заботящихся о них, число их с годами может уменьшаться. Тогда им приходится заменять их на протезы. Хотя они разные по строению и функциям, они сообща выполняют нужное организму дело. Что же это за дружные братья?

                                                                      (зубы)

          4.Вопрос о том, как можно сделать обжорство неограниченным

Римляне любили поесть и имели склонность к пиршествам. Полулежа на подушке, они поглощали всевозможные яства, запивая их изрядным количеством вина. Наевшись до отвала, они отвлекались от пищи, а потом снова возвращались к прерванной трапезе. Так для чего же они отвлекались на некоторое время?

                                                                      (вызывали рвоту)

          5.Вопрос о кислоте, которая помогает альпинистам преодолевать высоты

Это вещество известно всем своим вкусом, его пробовали все. Но мало кто знает, что оно не только повышает устойчивость организма к инфекциям, но и помогает преодолеть высотную болезнь, поддерживая высокий показатель кислотности крови. Эта кислота относится к необходимым нам витаминам

                                                                     (аскорбиновая, или витамин С)

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.



Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (5)

Дементьева Ирина Михайловна, 20.08.19 в 21:07 2 Ответить Пожаловаться
Евгений, привет!!!!!!!!!!!!!!! Так и хотелось ответить на вопрос "Основной источник энергии для организма человека" ЭТО СОН!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Я почти две ночи не спала!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Командировки!!!!!!! СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Евгений Алексеевич, 20.08.19 в 21:32 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина! Значение сна я оценил на второй день пребывания в реанимации, когда ужасно хотелось спать, но не давали - бесконечные осмотры врачей, работа медсестёр, санитарок, шум больных,отсутствие чувства времени, разбитый биоритм. Незря ведь говорят, что дневные раны сном лечи
Евгений Алексеевич, 20.08.19 в 22:08 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Вениаминовна!!!
Татьяна Кайзер, 21.08.19 в 02:53 1 Ответить Пожаловаться
Замечательный материал для проведения игры! Спасибо огромное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.