12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич11364
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ВСЯ ФЛОРА БУДЕТ В ГОСТИ К НАМ» (от водорослей до покрытосеменных)

Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме

 

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о многообразии растений, их систематических признаках, значении в жизни человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причин.

2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

3. Метапредметные.

Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения, многообразии, значении их в жизни человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры.

Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Растения». Эта третья игра по многообразию растений . Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

У кукушкина льна листостебельное растение является гаметофитом

Агар-агар, получаемый из бурых водорослей, используется для приготовления мармелада (нет, из красных водорослей)

В Африке сохранились древовидные формы папоротников

Сфагнум постоянно растет

Заросток плауна развивается в земле около 20 лет

Голосеменные выделяют фитонциды, убивающие бактерий

Все виды саргассума из бурых водорослей прикрепляются ко дну ризоидами (нет, это вторичнопланктонные водоросли)

Споры плаунов используют при отливке деталей с ровной поверхностью

Тисс – растение из голосеменных – можно стричь

В проводящих пучках двудольных камбия нет (нет, камбий есть)

У нас в Сибири растут кедры (нет, там растут кедровые сосны)

Бамбук цветет только один раз в жизни

Плоды грецкого ореха и кокосовой пальмы – костянки

Весенние побеги хвоща осуществляют фотосинтез (нет, они несут спороносные колоски)

Кедровые орешки – это плоды кедровой сосны (нет, это семена, плодов нет)

2. Кроссворд "Что это за наука"


Кроссворд "Что это за наука"
DOCX / 12.04 Кб

 

1.Это то, где много воды и растет мох сфагнум (болото)

2.Это то, что не доминирует в жизненном цикле мхов (спорофит)

3.«Корни», но не корни (ризоиды)

4.Это то, что « хотели» бы иметь мхи (корень)

5.Есть кудряш, есть долгунец, а этот кукушкин ……(лен)..

6.Листостебельные растения мхов - это (гаметофит)

7. мох белый (сфагнум)

8.Одни у сфагнума мертвые, а эти - ……….(живые)

9.Этой ткани нет у мхов (проводящая)

Наука о мхах - бриология

3. Конкурс «Дальше, дальше, дальше…..»

    За две минуты надо ответить на максимальное количество вопросов. Капитан говорит:"Дальше", если ответа нет

1 вариант

1.Красные водоросли бывают только многоклеточными

2.У голосеменных сердцевина выражена слабо

3.Плауны – вечнозеленые растения

4.Мхи берут свое начало от водорослей

5.Корневище – это корень папоротника (нет, это видоизмененный побег)

6.Для оплодотворения цветковых нужна вода? (нет)

7.У зеленых водорослей хлорофилл находится в хроматофоре?

8.Мужские половые клетки цветковых – это….. (спермии)

9.Заросток папоротника – спорофит? (нет, гаметофит)

10.Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль

11.Папоротники происходят от древних….. (псилофитов)

12.В проводящих пучках двудольных есть камбий?

13.В верхнем слое воды океанов много водорослей (зеленых)……

14.У голосеменных есть плоды? (нет)

15.Среди голосеменных растений есть листопадные виды?

16.Лист сфагнума содержит клетки живые и …….(мертвые)

17.Шишки голосеменных – это видоизмененные побеги?

18.Более молодые в эволюционном отношении деревья или травы? (травы)

19.Мертвые клетки сфагнума нужны для … (поглощения воды)….

20.Для оплодотворения папоротников нужна …….(вода)

21.Из завязи пестика развивается ………(плод)

22.Кукушкин лен имеет корни? (нет)

23.Растения, не имеющие тканей и органов? (низшие растения)

24.У однодольных жилкование …….(параллельное и дуговое)

25.В жизненном цикле мхов преобладает …… (гаметофит)

26.Мужские половые клетки кукушкина льна называются …… (сперматозоиды)..

27.Мужской гаметофит цветковых состоит из скольких клеток? (из трех)

28.У плаунов споры образуются в ……(спороносных колосках).

29.Самые молодые в эволюционном плане из трав … (однолетние)….

30.Бурые водоросли могут иметь ризоиды?

2 вариант

1.Зеленые водоросли могут быть одно- и многоклеточными?

2.Листья вечнозеленые растения на зиму не сбрасывают, а уменьшают………(испарение)

3.Красные водоросли не имеют хлорофилла? (нет, он у них есть)

4.Двойное оплодотворение характерно только для ……(цветковых).

5.Хвощи имеют побеги летние и …….(весенние).

6.У двудольных жилкование ……..(перистое и пальчатое)

7.Йод добывают из бурых водорослей?

8.Торф образуется из …….. (сфагнума)

9.Папоротники имеют корни?

10.У вороньего глаза жилкование сетчатое и его относят к классу двудольные (нет, к однодольным)

11.В море до глубины 200 метров растут водоросли ……(бурые)..

12.У сосны оплодотворение происходит через 12-14 месяцев после опыления?

13.Половое поколение папоротников – это …….(заросток)

14.Число частей цветка у однодольных кратно ……(трем).

15.Кукушкин лен – это высшее растение?

16.Наиболее распространенные среди голосеменных - ……(хвойные).

17.Покрытосеменные – это растения, имеющие ….(цветки и плоды).

18.В живых клетках сфагнума происходит ……(фотосинтез)..

19.Цветок – орган бесполого размножения, так как он образует ….(споры).

20.Нижняя часть стебля сфагнума постоянно …..(отмирает)

21.Проводящие пучки двудольного растения без камбия? (нет)

22.Спорофит – половое поколение мхов? (нет)

23.Корневая система двудольных - ……. (стержневая).

24.Стебель кукушкина льна ветвистый? (нет)

25.Женский гаметофит цветковых растений развивается в …….(завязи пестика)

26.У хвощей споры образуются в ….(спороносных колосках)

27.В процессе эволюции гаметофит растений ……..(упрощается)

28.В жизненном цикле голосеменных доминирует …(спорофит).

29. У растений из класса однодольные листья ……(простые).

30.Из вегетативной клетки мужского гаметофита цветковых образуется …(пыльцевая трубка).

3 вариант

1.Из растений из класса двудольные листья ….( простые и сложные)

2.Агар-агар получают из ….( красных водорослей)

3.Подорожник относится к классу двудольные, хотя жилкование у него дуговое?

4.Каменный уголь образовался из древних …

5.Растения, имеющие плоды, называются …

6.Бурые водоросли не имеют хлорофилла?

7.Гаметофит – половое поколение мхов?

8.Некоторые голосеменные могут размножаться вегетативно?

9.Бурые водоросли одноклеточные? ( нет)

10.Цветок – орган полового размножения, так как в нем образуются …. (гаметы)

11.На больших глубинах растут водоросли только …. ( красные)

12.Проводящие пучки однодольных …. ( закрытые, без камбия)

13.Сфагнум растет своей верхушкой?

14.Число частей цветка двудольных кратно …. ( 4, 5)

15.В жизненном цикле папоротников доминирует ….

16.Стебель сфагнума ветвистый?

17.Растения, имеющие органы и ткани, называются …

18.Семена появляются у ….

19.Кукушкин лен – листостебельное растение?

20.Корневая система однодольных ….

21.Папоротники могут быть комнатными растениями?

22.В семени голосеменных растений есть эндосперм?

23.Один из спермиев у цветковых сливается с центральной клеткой, а второй – с …

24.В пыльцевом зерне голосеменных формируется гаметофит …

25.В процессе эволюции спорофит у растений ….

26.Хвощи имеют весенние побеги?

27.Проводящие пучки появляются у ….( папоротников)

28.Стебли однодольных не могут долго расти в толщину, так как у них нет …( камбия)

29.Мхи и папоротники растут во влажных местах, так как им нужна ….

30.Мужские половые клетки цветковых называются сперматозоидами? (нет,спермиями)

4. Конкурс «С миру по нитке»

В ходе этого конкурса участникам предлагается ответить на 8 вопросов. За каждый правильный ответ ( записывают на листочке и сдают быстро учителю) команды получают одну букву из слова, которое потом им нужно будет составить из этих букв. В случае затруднения можно дать подсказку: «Это то, что у растений в процессе эволюции усложнялось и почти у всех доминировало»

Вопросы

1.Это то, что лучше споры (семя)

2.С нее начинается развитие гаметофита мхов (протонема)

3.Это неподвижные мужские половые клетки семенных растений (спермии)

4.Это та, что несет спермии к женскому гаметофиту, к яйцеклетке и центральной клетке (пыльцевая трубка)

5.Это то, что появляется у папоротников (корень)

6.Это у них есть семена, но нет плода (голосеменные)

7.Это они могут быть красными, бурыми, зелеными и даже золотистыми (водоросли)

8.Это то, что в процессе эволюции у растений упрощалось (гаметофит)

            Загаданное слово - спорофит

5. Конкурс Биоаукцион»

       1.Вопрос о водоросли и море, названном в честь этих водорослей

Эта водоросль, родственница хорошо нам известной ламинарии, или морской капусты, растет у берегов Америки. Она не прикрепляется ко дну ризоидами, а плавает на поверхности за счет воздушных пузырьков на концах веточек .Именно эти многочисленные пузырьки напомнили морякам Христофора Колумба гроздья мелкого винограда, называемого в Португалии «сальгацо». От этого слово и берет начало названия моря без берегов. Какое же море было названо в честь бурых водорослей?

                                                                        ( Саргассово море)

        2.Вопрос о растении, хранителе сокровищ

Это поразительный мох, занимающий в тайге сотни и тысячи километров. После дождя он жадно впитывает воду, в результате этого становится тяжелее в 20-50 раз! Отмершие его части не разлагаются из-за особого бактерицидного вещества. В болотах не только растения не разлагаются, но и животные. Даже тела древних рыцарей сохраняются так, как-будто погибли они совсем недавно. Здесь же могут лежать и затерянные сокровища. Какое же растение является царем болот и хранителем сокровищ?

                                                                        (сфагнум)

         3.Вопрос о древнем растении, вьющем гнезда на деревьях

Это растение поселяется в тропических лесах на стволах деревьев. Розетка листьев растения костенец гнездовой, или асплениум-гнездо, достигает 2 метров в диаметре. К дереву растение привязывается нитями придаточных корней. Широкие листья задерживают дождевую воду, образуя в гнезде лужицы. Остатки растений и животных, падая на растения, скапливаются там, перегнивают и образуют плодородную почву. Потом там поселяются и другие растения. К какой же группе растений относится костенец, организатор висячих ботанических садов?

                                                                         (папоротники)

         4.Вопрос о дереве, которое может делать то, что другим не позволено

Это удивительное дерево из голосеменных – самое распространенное из хвойных в России. Это единственное дерево, способное расти в районах вечной мерзлоты и переживать морозы до -70 градусов. Хвоя ее на удивление мягкая, что не скажешь о ее твердой и очень тяжелой древесине. Шишки, отдав семена, висят на дереве несколько лет. Фотосинтез у нее идет в 2 раза интенсивнее, чем у сосны и ели. Это неслучайно, потому что ей ежегодно приходится менять всю листву. Что же это за удивительное и всем знакомое дерево?

                                                                          (лиственница)

        5.Вопрос не о дереве, а о траве в 5-6 метров высотой

Это на самом деле трава, плоды которой знают все. У нее нет ствола. То, что называют стволом, это на самом деле ложный стебель, образованный из оснований листьев, свернутых в трубку. Растение вырастает за год, цветет, дает связки плодов, а затем стебель его отмирает. Купленные в магазине зеленоватые плоды при хранении становятся желтыми. Что же это за растение?

                                                                          (бананы)

6 .Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 29.03.19 в 14:12 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Вениаминовна! Как приятно, что математику нравится биология.
Ватолина Светлана Анатольевна, 29.03.19 в 14:05 3 Ответить Пожаловаться
Масштабная игра!!! Спасибо за работу, Евгений Алексеевич!!!
Евгений Алексеевич, 29.03.19 в 14:14 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна! Материал действительно объёмный...
Евгений Алексеевич, 29.03.19 в 17:26 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна! Вы интересующийся педагог...
Буньков Андрей Владимирович, 30.03.19 в 14:54 2 Ответить Пожаловаться
Снова чудесный материал!!!!!!!!!!!
Евгений Алексеевич, 30.03.19 в 16:34 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Андрей! Большинство игр написано в дороге из Москвы домой, я называю этот материал непутёвыми заметками...
Буньков Андрей Владимирович, 30.03.19 в 17:39 1 Ответить Пожаловаться
да, точно отличные заметки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.