Использование активных приемов обучения для мотивации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики.
Автор: Седикова Елена Анатольевна
МОУ СОШ села Засопка
Статья: «Использование активных приемов обучения для мотивации
познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»
Использование активных приемов обучения для мотивации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики.
«Знание в собственном смысле слова сообщить невозможно.
Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».
А. Дистервег
Освоение федеральных образовательных стандартов учащимися приводит каждого педагога к поиску новых педагогических технологий, которые бы смогли мотивировать обучающихся на изучение предмета, активизировать познавательную деятельность на уроках. Такая технология, которая позволила, играя, самостоятельно открывать новые знания, высоко оценивая труд обучающегося, существует и называется она: активные приемы обучения. Проблема активности обучающихся требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что активизировать деятельность обучающихся можно созданием дидактических и психологических условий обучения. Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, раскрывая свое индивидуальное «Я». Все это приводит к понятию «активное обучение».
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся.
Чтобы добиться высоких результатов на уроке физики, необходимо постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. Активные приемы обучения, это приемы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом по физике, без которых нет движения вперед. С помощью активных приемов обучения учитель не только дает учащимся знания, но и обеспечивает формирование и развитие познавательных интересов и способностей, развивает творческое мышление, развивает активность в практической деятельности.
Не так давно, знания, полученные в школе, техникуме, ВУЗе, служили человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни. В наш информационный век, чтобы быть успешным, знания необходимо постоянно обновлять, достигается это путем самобразования, что требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность это отклик на процесс познания, стремление изучать и выполнять задания, интерес к практической деятельности. Познавательная активность - это стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, умение находить свой ответ к решению задачи, желание понять усваиваемую учебную информацию, независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная активность – это те качества, которые характеризуют интеллектуальные способности обучающихся к учению, они проявляются и развиваются в деятельности.
Одним из средств активизации личности в обучении выступают активные приемы обучения на уроках физики. Часто встречается и другой термин — «Приемы активного обучения». М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием данных приемов определяется тем, что разработка приемов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Опираясь на собственный опыт, я поняла очень важную мысль: активные приемы обучения – это приемы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности, то чего не хватает обучающимся на уроках.
Для каждого этапа урока используются свои активные приемы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Образовательное мероприятие начинается с приветствия, знакомства. Такие приемы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Фаза1. Приветствие, знакомство. ПРИЕМ: «Поздоровайся локтями».
Цели и задачи использования приема: встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Участники должны свободно ходить по помещению. Все встают в круг и рассчитываются например на «1-2-3». Каждый номер «первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны.
Каждый «второй» номер упирается руками в бедра так, чтобы локти были направлены в разные стороны. Каждый «третий» кладет левую руку на левое бедро, а правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны.
Нужно познакомиться с большим количеством участников коснувшись друг друга локтями. Через 3 минуты все участники должны встать по группам: «первые», «вторые», «третьи».
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Фаза 1. Вхождение в тему. ПРИЕМ: "Кидаем мяч".
Цели и задачи использования приема: сконцентрировать внимание перед работой. Необходимый материал для успешного проведения: мяч.
Участники сидят в кругу. Один из участников кидает мяч, называя при этом слово, подходящее к вопросу по теме прошлого урока, выстраивая ассоциативный ряд. Задача участников: кинуть мяч следующему и назвать другое подходящее слово или словосочетание к вопросу. Мячик должен побывать у каждого.
Фаза 1. Определение ожиданий и опасений, выяснение целей. ПРИЕМ: "Лисичка ожидает, что…"
Цели и задачи использования приема: помочь участникам выразить свои ожидания и опасения вслух. Необходимые материалы для успешного проведения приема: игрушка лисичка или другая мягкая красивая игрушка. Участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит лисичка. Ученики по очереди берут игрушку и высказывают свои ожидания, начиная, например, так: Я – Лисичка, я очень умная и, думаю, я сегодня смогу... А может я узнаю ... или боюсь…
Положительным эффектом использования данных, является то, что дети в непринужденной обстановке раскрывают свои желания, опасения, эмоции не боятся быть услышанными и понятыми. Такие приемы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Фаза 2. Закрепление изученного. ПРИЕМ: "Муравьи».
Цели и задачи использования приема: научиться работать в малых группах. Необходимые материалы для успешного проведения приема: нет. Участники должны быть разделены на три команды по 4 человека. В группе обсуждается один вопрос по теме прошлого урока, на обсуждение ответа дается 4 минуты. Ответы писать на карточках или листе бумаги, ответы необходимо обобщить в один, который озвучит кто - то из участников группы.
Фаза 2. Инпут. ПРИЕМ: «Мозговой штурм».
Цели и задачи приема: развить способность видеть проблему в многообразии подходов.
Генерировать наибольшее количество идей на заданную тему. Умение высказывать свою точку зрения. Способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы при работе в группе на базе решения общей задачи
«Мозговой штурм» призван генерировать множество разнообразных идей и чем свободнее и раскованнее будут суждения, тем плодотворнее будет работа.
Назначается секретарь, который будет буквально записывать все идеи, высказывания, ассоциации, предложения которые будут высказываться участниками по проблеме: «Какую пользу или какой вред приносят блоки?». Запрещаются любые критические замечания, насмешки, выражения пренебрежения, скептические высказывания и другие скрытые формы критики. Все идеи считаются достойными имеющими право на существование.
Высказывания, способные уничтожить творческую идею в зародыше (не произносить):
-Не смеши меня!
-Этот вариант мы уже пробовали!
-Это не наша проблема!
-Почему мы должны брать на себя такую ответственность?
-Никогда ничего подобного сделать нельзя!
-Жаль сил и времени!
Идеи идут потоком.
Фаза 2. Проработка содержания темы. Инпут закончен, работа над темой продолжается. Задача педагога организовать процесс самостоятельной проработки темы обучающимися, чтобы ребятам было интересно всесторонне и глубоко проработать материал, раскрыть свои таланты, использовать уже имеющиеся знания, проявить творчество и активность, приобрести практический опыт. Для этого, я предлагаю ПРИЕМ: «Автобусная остановка».
Цели и задачи использованного приема: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Необходимые материалы для успешного проведения приема: листы большого формата, фломастеры. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов на заданную тему, участники разбиваются на группы по числу вопросов (не более 5). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке прикреплен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Ребята должны записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение определенного времени в группах обсуждается вопрос и записываются ключевые моменты. По команде учителя группы переходят по часовой стрелке на другую остановку. Знакомятся с имеющимися записями и дополняют их, при необходимости, в течение определенного времени. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Следующий переход группы на автобусную остановку и продолжение работы. Далее каждая группа определяет участника, который будет представлять материал. Группа презентует результаты работы по своему вопросу. По завершении работы учитель может резюмировать сказанное, внести коррективы и подводит итоги работы. Примечание: автобусные остановки лучше поставить в разных углах класса, чтобы группы не мешали друг другу при обсуждении вопросов.
Обучающимся нравится, когда их увлеченно слушают, выступая на публике. Комфортная психологическая обстановка способствует тому, что ребята открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный положительный эмоциональный заряд.
Сделайте паузу, снимите эмоциональную и физическую усталость, создавая позитивный эмоциональный настрой у обучающихся.
Фаза 3. Эмоциональная разрядка. ПРИЕМ: «Ванька-встанька».
Учитель просит обучающихся встать из-за столов и выполнить ряд упражнений:
наклонитесь вправо столько раз, сколько сказали сегодня добрых слов,
наклонитесь влево столько раз, сколько услышали добрых слов,
поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох, а затем выдох, столько раз на какую оценку работали на уроке.
Смена напряженной работы веселой разминкой позволяет сбросить с плеч накопившуюся усталость, весело и активно снимают эмоциональное напряжение, этому способствуют ПРИЕМ: «Хвост фазана», «Путешествие в детство», «Помни меня», «Пантомима».
Фаза 3. Подведение итогов урока, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают детям еще раз пропустить через себя все происходящее на уроке, оценить знания, выявить успехи и неудачи. В заключительной фазе урока используются приемы: «Шест», «Энергия», «Переполох на заднем дворе», «Синквейн». Я предлагаю вашему вниманию ПРИЕМ: "Все у меня в руках".
Необходимые материалы, для успешного проведения приема: фломастеры, цветная бумага или картон, скотч, ножницы. Каждый участник обводит на листе бумаги свою ладонь и записывает ответы на вопросы, для оценки результатов:
«Большой палец»- над этой темой хотел бы еще поработать.
«Указательный»- здесь мне были даны конкретные указания.
«Средний»- здесь мне совсем не понравилось.
«Безымянный»- психологическая атмосфера.
«Мизинец» - мне здесь не хватало…
Листочки можно приклеить, как на выставке.
Вот такие активные приемы обучения я использую на уроках физики, для активизации познавательной деятельности обучаемых. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% – при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
В заключении хочется сказать, что я вдохновлена активными приемами обучения и буду шире использовать их на своих уроках. Считаю, что это, в первую очередь, свободный, творческий подход к образовательному процессу. Применение активных форм и приемов обучения на всех этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании знаний и умений, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать творческие способности, самостоятельность, способствует повышению качества обучения.
Используемая литература:
Вигман С, Мюллер В. «Нетрадиционные методики для образования взрослых». М: ЦИНО общества «Знание» России, 1998 г.
Гурштейн А.А., «Извечные тайны века», М., «Просвещение», 1984 г.
Гальперштейн Л. «Забавная физика», М., Детская литература, 1993 г.
Гнедина Т.Е. «Творчество в твоей профессии», М., «Просвещение», 1988 г.
Корнилов С.В., Корнилова Л.Э. «Методический ларец». Петрозаводск, ПетроПресс. 2002 г.
2024 год 7