Использование авторской игры «Волшебные картинки Говоруна» как средства обучения, лингвистического экспериментирования и воспитания любви к родному языку у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Использование авторской игры
«Волшебные картинки Говоруна» как средства обучения, лингвистического экспериментирования
и воспитания любви к родному языку у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
XXI век – это не только эпоха научно-технического прогресса, новых технологий и новых веяний. Вместе с перечисленными достижениями новое столетие привнесло в нашу жизнь множество новых проблем, одной из которых является увеличение количества детей с различными проблемами в развитии речи, включая тяжелые формы. Особенно остро заметна эта проблема педагогам коррекционного профиля. Поскольку информационное пространство увеличивается с геометрической прогрессией, стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда работают и не всегда приносят ожидаемый результат. Поиск новых путей решения этих проблем привел к использованию в логопедической работе нашего дошкольного образовательного учреждения проектного метода.
Работа учителя-логопеда чрезвычайно кропотлива, тщательна и многогранна. Именно на нас, педагогов, возложена важнейшая миссия современности – помочь дошкольникам с ОВЗ в полной мере овладеть родным языком и развить речь, поскольку именно эти приобретения рассматриваются в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому важно с детства создать представление о том, что русский язык – это одно из главных сокровищ народа, его бессмертие, необходимое условие для сохранения национальных культурных традиций.
В своей работе достаточно часто логопеды сталкиваются с вопросом о том, как разнообразить игровые задания с особой категорией детей, имеющих сложные нарушения речи, придумать что-то интересное для повышения мотивации дошколят с ОВЗ к занятиям с логопедом, к словотворчеству, снизить утомляемость, сделать обучение осознанным?
Хотелось, чтобы дети играли и одновременно обучались посредством нового, интересного, с которым раньше никогда не встречались. Таким образом появилась авторская дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные картинки Говоруна», выполненная средствами Power Point. Для интенсивного развития ребенка большое значение имеет тип усвоения знаний, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались. Принимая во внимание значение познавательно-экспериментальной деятельности для развития личности дошкольника, возникла необходимость заниматься темой экспериментирования применительно к своей специализации. Мы решили включить элементы лингвистического экспериментирования, используя авторский электронный образовательный ресурс «Волшебные картинки Говоруна», состоящий из изографов и выполненный с помощью проектного метода.
В академическом словаре лингвистический эксперимент определяется, как проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможно употребления, оптимальных вариантов использования. Как правило, лингвистический эксперимент используется в школе, на уроках русского языка и литературы. Но, как мы убедились в своей деятельности, на занятиях с детьми, имеющих ОВЗ, по развитию речи, знакомстве с художественными произведениями, с сюжетными и предметными картинками, в кружковой работе по обучению грамоте старших дошкольников, лингвистическое экспериментирование тоже может успешно применяться. Главное его достоинство в том, что оно помогает детям получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде (Л.В.Щерба, С.И. Ожегов, А.А. Реформатский). Как отмечалось указанными учеными-лингвистами, важно не только использовать подтверждающие примеры (как можно говорить?), но и обязательно рассматривать отрицательный материал (как не говорят?).
Суть лингвистического экспериментирования в нашей работе заключается в том, чтобы показать детям с ОВЗ и научить их при использовании ЭОР «Волшебные картинки Говоруна», выполненного с помощью проектного метода, не только работать с изографами, как со средством профилактики оптической дисграфии, но и показать, как можно:
заменить одно слово другим (похожим или противоположным по значению) и сделать выводы о том, как после этого изменится смысл предложения, текста;
заменить определенное слово созвучным словом (рифмой), сделать вывод, подойдет ли оно по смыслу или получится нелепица, можно ли так говорить или нельзя?
использовать сравнения (метафоры), чтобы сделать фразу, текст наполненной, развернутой, красивой. Уточнить, чем отличается первоначальный вариант от измененного?
Родником познания языка и прекрасным средством в овладении им, воспитания любви к родному языку, является русский фольклор (стихи, пестушки, потешки, приметы, загадки, пословицы и поговорки, дразнилки, прибаутки и т.д.). Именно фольклор мы и решили использовать в лингвистическом эксперименте, применяя его к дидактической игре «Волшебные картинки Говоруна». Предлагаем несколько примерных игровых заданий.
К изографу «Избушка»:
Задание: узнать слово-изограф, игра «Доскажи словечко»:
Живет в длинноногой избушке
Одна хулиганка-старушка,
У неё костяная нога
Зовут её - … (Яга)
Далее предлагается заменить слово избушка словом-рифмой (кукушка, макушка. Перушка,…) Выбирается ответ по смыслу с картинкой. Делаются выводы, почему другие слова не подходят.
К изографу «Сова»:
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком,
Глаза пятачком?
Задание: прочитать слово-изограф, придумать слово, похожее по звучанию со словом сова (рифму), например, халва, голова, трава. Сказать, подойдет ли новый ответ к озвученной загадке и почему?
Среди изображений с авторскими изографами есть и картинки, обозначающие сложные слова. Например, СОРОКОНОЖКА.
К изографу «Сороконожка»:
У кого есть много ножек? Только у …
Задание: угадать изограф, посчитать буквы, звуки. Сказать, из каких букв состоит? Каким словом можно заменить слово сороконожка, чтобы смысл загадки не изменился? (многоножка)
Из опыта нашей работы мы убедились в том, что применение авторского ЭОР «Волшебные картинки Говоруна», выполненного проектным методом, с включением элементов лингвистического экспериментирования, помогает ускорить формирование основных компонентов чтения и письма у старших дошкольников с ОВЗ, повысить показатели коррекционно-развивающей работы с дошкольниками; значительно улучшает психологическую базу речи; обогащает активный словарь; повышает мотивацию и интерес к занятиям с учителем-логопедом; способствует возрастанию интереса к родному языку, словотворчеству.
На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что метод проектов выступает и как средство обучения детей дошкольного возраста в рамках реализации новых ФГОС.
Литература.
1. Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. Изографы. Пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.
2. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес (Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет.. С-Пб: «Детство-Пресс», 2006.
3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.
С-Пб: «Детство-Пресс», 2006.
4. https://clck.ru/eBgHs - авторский ЭОР «Волшебные картинки Говоруна»