ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

0
0
Материал опубликован 5 December

Трофимова М. А.,

специальность «Преподавание в начальных классах»,

ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»,

622001, г. Нижний Тагил, ул. Островского, 3,

milena_trofimova_2004@mail.ru.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


 Ключевые слова: игра; дидактическая игра; игра по русскому языку; обучающиеся начальных классов; обобщение и систематизация знаний; учебный процесс.

 Аннотация
 Статья посвящена вопросу использования дидактических игр на уроках русского языка как средства обобщения и систематизации знаний у обучающихся начальных классов. В работе анализируются дидактические игры, применяемые педагогом в рамках учебного процесса и направленные на закрепление знаний учебного материала по предмету «русский язык», создание благоприятного психолого-эмоциональный климата на уроке, воспитание волевых качеств, интеллектуальных и коммуникативных способностей.

 В настоящее время русский язык является одним из наиболее важных предметов для обучающихся начальной школы, так как он помогает выражать мысли, чувства и отношение к той или иной ситуации, развивает коммуникативные способности.

 Во ФГОС НОО подчёркнута важность изучения русского языка, которая заключается в представлении «о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа»; понимании «роли языка как основного средства общения», осознании «правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека».

 Однако урок русского языка не относится к числу любимых у учащихся начальных классов. Это вызвано тем, что курс русского языка осложнён огромным объёмом теории, которую необходимо проанализировать, обобщить и применить в практических условиях.

 В соответствии с требованиями ФГОС НОО типом урока, позволяющим обучающимся начальных классов осознанно освоить учебный материал и применить приобретённые навыки по русскому языку в процессе обучения, является урок общеметодологической направленности. Систематизация и обобщение способствуют формированию важных личностных, метапредметных и предметных знаний и умений.

 Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. На уроках обобщения и систематизации знаний обучающиеся выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности по учебному предмету, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями и процессами в ходе систематизации учебного материала. При работе учитель использует разные приёмы обучения.

 При построении данного типа урока организация учебного занятия должна сохранять деятельностный характер обучения и обеспечивать соответствующую ему систему дидактических принципов, как основы для построения структуры и условий взаимодействия между педагогом и обучающимся. Поэтому уместно использовать на уроках данного типа дидактические игры, которые как раз и соответствуют деятельностному характеру обучения.

 Рассмотрим определение понятия «дидактическая игра». Дидактическая игра – это часто используемые на уроках игры, целью которых является обучение, развитие и воспитание обучающихся. Используя дидактические игры, педагоги применяют методы, способствующие раскрытию закономерностей усвоения знаний, умений и навыков, формированию убеждений, определению объёма и структуры содержания образования.

 Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: цель игры, игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

 В отличие от игр дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательной содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

 Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, сюда также относятся различные средства наглядности.

 Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом [1, с. 218].

 Педагог обязан учитывать следующие требования к подбору дидактических игр:

 1. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических, возрастных особенностей.

 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения [2, с. 106].

 Таким образом, дидактическая игра — это сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру и составляющие её компоненты. В условиях дидактической игровой деятельности происходит не только усвоение учебных знаний и навыков, но и развиваются психические процессы учеников, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает педагогу сделать учебный материал увлекательным, создать рабочее настроение, эффективно организовать учебный процесс, так как игровая деятельность наиболее всего привычна и близка обучающемуся начальных классов.

 Чтобы определить эффективность использования дидактических игр на уроках русского языка как средства обобщения и систематизации знаний у обучающихся начальных классов, мы разработали сборник, состоящий из 6 дидактических игр по русскому языку для уроков общеметодологической направленности.

 Познавательное содержание дидактических игр подобрано на основе положений Федеральной рабочей программы «Русский язык», большинство учебного и практического материала взято из перечня заданий и вопросов учебника «Русский язык», авторами которого являются В. П. Каникина и В. Г. Горецкий.

 Рассмотрим в качестве примера разработунную дидактическую игру – Интеллектуальная игра «Эруди́т-квартет по разделу «Фонетика и графика».

 Цель игры: создание условий для актуализации знаний по разделу «Фонетика и графика» и закрепления умения характеризировать звуки, определять роль разделительного мягкого и твёрдого знаков в словах и работать с различными информационными источниками.

 Игровой замысел: обучающиеся 2 класса повторяют учебный материал в рамках интерактивной игры «Эрудит-квартет» – интеллектуальной игры, направленной на коллективное выполнение заданий, требующих применения ранее изученных знаний и практических умений в условиях ограниченного времени и соревнования.

 Правила игры:

 1. В каждой игре участвует не более пяти команд. В команде пять учеников, один из которых является капитаном.

 2. Игра состоит из трёх туров, в каждом из которых разыгрывается пять раундов. Каждый игрок команды обязан сыграть по одному раунду в каждом из туров:

 -«Открытый (светлый) тур». В начале игры педагог объявляет название тура и темы раундов. Капитан команды в течение минуты определяет участника раунда.

 -«Постепенный (полутёмный) тур». Перед началом игры учитель объявляет название тура, а темы раунда озвучивает постепенно, после выбора капитаном участника.

 -«Закрытый (тёмный) тур». Перед началом игры педагог не объявляет ни название тура, ни темы раундов. Учитель обращается к капитанам, требуя определить последовательность участия игроков, после чего сообщает название тура и темы раундов.

 3. В каждом раунде тура разыгрываются 5 вопросов на общую тему. У вопросов имеется свой уровень сложности и соответствующий номинал – от 1 до 5 баллов. Максимальное количество баллов равно 225.

 4. Задача игроков – правильно выполнить задание раньше соперников. Если ученик отвечает неправильно, он получает отрицательное количество баллов, соответствующее стоимости вопроса.

 5. Правильность ответа игрока определяет педагогом. Ответ считается правильным, если соответствует формулировке вопроса. При наличии в ответе дополнительной информации учитель вправе попросить обучающегося уточнить свой ответ, либо счесть ответ неправильным.

 6. Ученик сообщает учителю о своём желании ответить вопрос, нажимая на кнопку.

 7. На обдумывание каждого вопроса педагог даёт не более 20 секунд.

 8. Распределение мест по результатам игры на всех стадиях осуществляется в соответствии со следующими показателями:

 -по сумме набранных баллов;

 -по сумме баллов, набранных при правильных ответах.

 Игровые действия: обучающимся необходимо поделиться на пять команд и выбрать капитана, а затем принять участие в трёх разных турах. В каждом туре пять раундов, состоящих из 3 теоретических вопросов и 2 практических заданий разной сложности. Капитану с командой нужно определить участника для раунда. Учащиеся сообщают о своей готовности нажатием кнопки. Ученикам необходимо набрать наибольшее количество баллов, по результатам которых определяется победившая команда.

 Познавательное содержание: основной целью игры «Эрудит-квартет» является актуализация учебного и практического содержания таких разделов, как «Слово и слог», «Звуки и буквы», «Работа со словом», в рамках которых обучающиеся закрепляют умение характеризовать звуки русского языка: определять, какой звук – гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; определять функции разделительных мягкого и твёрдого знаков и условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков, а также соотносить звуковой и буквенный состава в словах с разделительными «ь» и «ъ» знаками; использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами.

 Организация пространства: п-образная расстановка парт.

 Оборудование: интерактивная учебная презентация «Эрудит-квартет «Фонетика и графика», отличительный знак для капитана команды – бейдж, разноцветные заготовки с полями для названия команд, электронные планшеты с установленным приложением «Самый быстрый палец» – виртуальная кнопка для ответа, раздаточный материал для практических заданий, таймер, таблица для подсчёта баллов, грамота для победившей команды, чёрная коробка с презентом для победителей.

 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме статьи позволяет сделать следующие выводы.

 Уроки общеметодологической направленности основаны на построении системы методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Педагог организует учебные занятия, сохраняя деятельностный характер. Именно поэтому на уроках данного типа дидактические игры играют важную роль. В процессе игровых условий учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, основанной на ярких эмоциях, элементах соревнования и познавательном интересе.

 Разработанные нами дидактические игры общеметодологической направленности, посвященных урокам русского языка для обучающихся младших школьников, имеют свои следующие особенности, являющиеся показателем эффективности использования их на уроках обобщения и систематизации знаний. Во-первых, они создавались посредством использования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступность и наглядность знаний, интерактивность обучения и педагогическое взаимодействие. Во-вторых, содержание игр основывалось на положениях Федеральной рабой программы начального общего образования по русскому языку, позволяющих в полной мере достичь планируемых результатов обучения, а основа для базы теоретических вопросов и практических упражнений была взята из перечня заданий учебника по русскому языку УМК «Школа России». В-третьих, особое значение при организации игр придавалось командной работе, способствующей формированию альтруизма, чувства сотрудничества и доброжелательного отношения ко всем членам группы.

Список литературы

 1. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. / Б. М. Бим-Бад. – Москва : УРАО, 2002. – 208 с.

 2. Смирнова Е. О.Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Юрайт, 2023. – 223 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации