Использование электронного методического пособия, созданного педагогом самостоятельной в урочной и внеурочной деятельности начальной школы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ, СОЗДАННОГО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Кулик Е. Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 40 имени Н. Т. Воробьева станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Меня, как и других педагогов, волнует вопрос: «Как сделать так, чтобы школьники могли воспользоваться преимуществами современных цифровых технологий?»
Занявшись поиском ответа на него, я поняла, что помимо технической оснащенности классов школам нужны образовательные платформы, позволяющие стереть грань между формальным и внеклассным обучением, новая организация образовательного процесса, в центре которого – ученик, новые учебные программы, составленные так, чтобы от ученика требовались навыки использования информации, новые образовательные методики, позволяющие вовлекать учеников в интерактивный учебный процесс. Платформы для электронного обучения позволяют организовать индивидуальную или групповую работу школьников. С помощью мобильных устройств ученики могут учиться и в классе, и за его пределами. Они могут искать, классифицировать и распространять информацию, полученную из разных источников. Электронные технологии предоставляют доступ к огромному количеству информации. Такие электронные платформы существуют. Поделюсь опытом использования двух таких платформ в своей практике:
Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру».
Я зарегистрировала всех учащихся своего класса и начала работу. Что меня привлекло? Весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий, что позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Только обучение на практике в игровой форме, порождающее неподдельный интерес к основным предметам начальной школы. Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению. Благодаря тому, что Учи.ру отслеживает успехи каждого ученика, он получает только те задания, которые направлены на качественное улучшение его знаний. Учи.ру устроен таким образом, чтобы ученик изучал материал, переходя от темы к теме до полного усвоения курса. После прохождения уроков ученик с легкостью справляется с заданиями любого типа из школьных учебников.
Кроме того, данная платформа даёт возможность учителю:
- Отслеживать успехи каждого ученика или всего класса. С помощью понятной и наглядной статистики можно узнать, с кем необходимо проработать и какие именно темы в индивидуальном порядке.
- Сделать свои уроки еще более яркими. Можно использовать Учи.ру вместе с планшетами, компьютерами или интерактивной доской в классе.
-Формировать домашние задания для всего класса или индивидуально для каждого ученика.
-Дать возможность учащимся принять участие в различных дистанционных олимпиадах, что позволяет выявить одаренных и талантливых учащихся. Это составляет новую задачу совершенствования системы образования.
2. Яндекс. Учебник - еще одна платформа, которую я использую в работе. Она помогает мне, как учителю:
- проводить тестирование знаний учащихся,
-задавать домашние задания в электронном виде,
-составлять проверочные работы для всех учащихся или индивидуально.
Ученикам нужно получить знания в конкретной предметной области, а учителю важно предоставлять ученикам обратную связь о ходе обучения и оценивать его результаты. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. За обучением школьников имею возможность следить онлайн. С экрана компьютера я вижу сколько времени тратит ученик на выполнение того или другого задания, какие совершает ошибки. На проверку знаний каждого уходят минуты – захожу на сайт и смотрю.
Эти образовательные платформы помогают мне проводить и дистанционное обучение с учащимися, которые находятся на индивидуальном домашнем обучении. К сожалению, число таких детей увеличивается ежегодно. В моём классе такие были в 1 классе и в настоящее время есть, в 3 классе. К сожалению, нет такого материала по предмету кубановедение. Поэтому я разработала электронное методическое пособие по данному предмету. Методическое пособие разработано с учётом системно-деятельностного подхода к процессу обучения младших школьников, ориентировано на реализацию метапредметных компетенций учащихся, освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий, направлено на поддержание мотивации учащихся к образовательной деятельности.
Пособие создано с помощью программы TurboSite. Состоит из шести разделов: «Кубань – наш край родной», «Мы с тобой – казаки», «Кубанский фольклор», «Казачьи сказки», «Методическая копилка учителя» (включает разработки внеурочных занятий по истории Кубанского казачества), «Уроки кубановедения». Здесь можно найти как теоретический материал по данным разделам, так и фото, и видеоматериалы. Электронное методическое пособие может применяться на уроках кубановедения в 1 классе при изучении разделов «Я и мои родные места», «Я и природа вокруг меня». Во 2 классе при изучении разделов «Природа моей местности», «Труд и быт моих земляков». В 3 классе - «Нет в мире краше Родины нашей», «Казачьему роду нет переводу». В 4 классе - «Береги землю родимую, как мать любимую», «Земля отцов – моя земля». Материалы пособия могут быть интересны на занятиях по внеурочной деятельности педагогам и учащимся классов казачьей направленности, работающих по программе «История и традиции Кубанского казачества», при изучении следующих разделов: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков», «Традиционная культура кубанского казачества», «Православие в жизни кубанского казачества». Методическое руководство по использованию электронного пособия и список использованной литературы прилагаются. Методическое руководство по использованию электронного пособия:
Для начала работы с пособием открыть папку «Электронное пособие», запустить файл index.html.
Выбрать нужный раздел в колонне навигации слева. Разделы 1 – 4 открываются сразу.
Разделы 5 - 6 «Методическая копилка « и «Уроки кубановедения» включают архивы методических разработок. Посмотреть содержимое архивов можно, нажав на ссылку для его скачивания (интернет-соединение не требуется, все данные располагаются на диске). Желательно скачанные архивы Zip разархивировать.
Список использованной литературы:
«Кубанская старина. Жизнь и быт казаков». Маслов А.В., Краснодар:
ОИПЦ «Перспективы образования», 2006
Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004
Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997
Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
Бондарь Н. И., Жиганова С. А. Фольклор и этнография Кубани. – Краснодар, 2009.
Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар, 2008.
Ткаченко П. И. Кубанская свадьба. – Краснодар, 2009.
Ткаченко П. И. Кубанские обряды. – Краснодар, 2010.
Ткаченко П. И. Кубанский говор. – Краснодар, 2008.