Использование игровых технологий на уроках гуманитарного цикла

3
0
Материал опубликован 30 September 2020 в группе

Использование игровых технологий

на уроках гуманитарного цикла.

(из опыта работы)

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев)


Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Неслучайно в образовании возникает потребность в активных формах обучения.

Одним из способов мотивации обучения учеников, формирования познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение материала. По мнению Г.К. Селевко (автора книги «Современные образовательные технологии»), игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании, не случаен. Игровые технологии по сей день остаются «инновациями» в системе образования.

Игра – это первый способ обучения, который осваивает человек.

Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, пишет американский психолог Эрик Берн, - навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Игра в ее различных проявлениях изучается с позиций философии, эстетики, этнографии, педагогики, психологии, социологии, биологии и иных дисциплин. Все многообразие подходов к пониманию игры выросло из попыток ее философского осмысления. Начало разработки общей теории игры связано с работами И.Канта, Ф.Шиллера, позднее Г.Спенсера. Общим для этих авторов является понимание источника игры – наслаждение. В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, Г.В.Плеханов, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.Н.Леонтьев. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в самоуправлении и самореализации личности и, конечно, в процессах социализации.

Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия учащихся в самом процессе обучения. Такие уроки формируют положительное отношение к предмету. Игра развивает воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать решения в различных ситуациях. Игра приучает к коллективным действиям, к самостоятельным решениям, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний учащихся: от воспроизводящей деятельности к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- самостоятельные технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;

- сам урок или его часть (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль;

- технология внеклассной работы.

Играющие выполняют вполне реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных и подчас нестандартных задач.

У каждой науки есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Любая из этих форм легко воспроизводима. Технология игровых форм универсальна. И учитель может наполнить их любым содержанием. Эту технологию можно применять любым учителям – предметникам.

Практика показывает, что использование в процессе обучения тематических задач, кроссвордов, тестов, викторин, игровых моментов повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение.

Цель игры на уроках гуманитарного цикла – воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, осуществление поиска, развитие логического мышления, использование знаний в нестандартных ситуациях.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

- Работа с учебником

- Использование аппарата учебника

- Иллюстрации учебного пособия

- Исторические карты

- Исторические картины

- Учебные фильмы

- Тексты художественных произведений

Преподавая предметы гуманитарного цикла использую различные приемы игровых технологий.

Игра по философии: «Узнай известного философа по описанию».

Учитель предлагает учащимся описание внешности известной личности или его деятельности. Задача учащихся заключается в том, чтобы узнать по описанию известную личность или соотнести описание с портретом. Так, например, по теме: «Античная философия» были предложены следующие известные личности:

Один из величайших философов Древней Греции. При жизни не сделал ни одной записи и считал, что при письме слова теряют смысл. Поэтому выступал только устно. Все его изречения сохранились только благодаря его ученикам и единомышленникам. Они записывали его слова кратко, другие создавали целые сборники (Сократ).

Древнегреческий математик философ религиозный и политический деятель из Самоса. Ученый создал свою собственную религиозно- философскую школу. Он никогда ничего не записывал и своим ученикам не разрешал, поэтому рассказ о его жизни сложен из мифов. Геродот называл этого человека «величайшим эллинским мудрецом» (Пифагор).

Один из самых знаменитых древнегреческих философов создал множество теоретических трудов в таких науках как физика, медицина, астрономия, математика, логика и политика. Наставник Александра Македонского. Его труды исследуют современные ученые. Философ из города Стагира. Основоположник приемов и методов мышления (Аристотель).

Немецкий философ родоначальник немецкой классической философии стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? Как я могу это знать? Появился на свет в прусском Кенигсберге (И. Кант).

Древнегреческий философ ученик Левкиппа один из основателей атомистики и материалистической философии. Без микроскопа понял как устроен мир. Инструмента у него было два – логика и умение наблюдать (Демокрит).

При подведении итога можно использовать презентации, которые учащиеся подготовили.

Можно провести аналогичную игру по теме: «Узнай историческую личность по описанию».

Игра по истории: «Кому могут принадлежать эти слова»:

«Чтобы спасти Россию, нужно сжечь Москву» (М.И.Кутузов)

«Пуля – дура, штык – молодец» (Суворов)

«Я буду царствовать или погибну» (Екатерина 2)

«У России есть только два союзника: ее армия и флот» (Александр 3)

«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный..» (А.С. Пушкин)

«Где поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен» (Николай I)

Игра: «Исторические загадки».

В древней Греции это носили и мужчины, и женщины, заимствовав это из Персии. Египтянам это было привычно издавна. У римлян это вошло в употребление на заре Империи. А во Франции это впервые начал использовать Людовик XIII в 1624году (Парик).

В 1987 году на кубе была выпущена юбилейная монета. Какой корабль был на ней изображен? ( Крейсер «Аврора». Был юбилей Октябрьской революции.)

Китайские мастера боевых искусств говорили, что драка для дураков, а для умных – победа. А что по их мнению для мудрых? ( Мир).

В прежние времена амбары строили на отшибе, подальше от жилищ. С какой целью? (Чтобы пожар не уничтожил запасы продовольствия: жилье можно построить быстро, а вот нового урожая можно и не дождаться).

Игра «Узнай личность» по теме: « Правители России XIX века».

Класс разбивается на группы. Каждая группа готовит материал о правителях России в XIX веке, о конкретном историческом периоде. Необходимо выделить одну из важных проблем исторического периода.

Предлагаются следующие персоналии:

- Александр I Благословенный (Отечественная война 1812г., либерал или консерватор….)

- Николай I Незабвенный (реформы, недопущение революции в России,

издание свода законов Российской империи…)

- Александр II Освободитель (Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, реформатор или освободитель…)

- Александр III Миротворец (контрреформы, возвращение к русским основам – самодержавие, православие, народность..)

- Николай II «Кровавый» или «Страстотерпец» (русско-японская война, революции, Первая мировая война, отречение от престола…)

Учащиеся должны составить политический коллаж и на заключительном этапе урока провести публичную защиту.

Каждая группа подробно изучает материал, а затем представляет его. Можно использовать презентацию по этой теме и дополнить, если материал раскрыт не полностью.

Кроссворд по теме: «Великая Отечественная Война»

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1





2

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

3

X

4

X

5

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

6


7





X

X

X


X


X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

8

X

X

X


X

X

X

X

X

9










X

X

X

10


11


12





13



X

X

X

X

X

X

X


X


X


X


X

X

X

X


X


X


X

X


X


X

14







15


X


X


X


X

X

X

X


X


X


X

X


X


X


X

X

X

X

X

X


X

X


X


X


X

X

X

X


X


X


X

X


X


X

16

17



18


X


X

X

X

X


X


X

X

X

X


X


X


X

X


X


X

X


X

X


X

X


X

X

X

X


X


X

X

X

X


X


X


X

X


X


X

X


X

X


X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X

X

X


19

X


X

X

X

X


X

X


X

20






X

X


X

X

X

X


X

X

X

X


X


X

X

X

X


X

X

X

X

X


X

X

X

X

21

X

X

X

X

X

22








X

X

23








X


X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

24








X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

25

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

26






X

X

27








28



X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X

X

X

X

X


X

X

X

29

X

X


X

30

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X

X

X

X

X


X

X

31








X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

32





X


X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X


X

X

X


X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

33

X


X

X

34




X

X

X


X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

35








X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

36

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

37









X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

39











X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X








X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

38


















X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


Горизонталь:

1. Немецкий фельдмаршал, командующий 6-й армией, окруженной под Сталинградом.

6. Советский скульптор, автор скульптур «Воин-освободитель», «Родина-мать зовет».

9. Русский и советский авиаконструктор «Король истребителей».

10. Маршал двух стран СССР и Польши.

14. Город, в котором погибла подпольная организация «Молодая гвардия».

16. Главнокомандующий РОА.

20. Немецкий город, капитулировавший 2 мая 1945г.22.Участник обороны Брестской крепости.

23.Город первого салюта.

24.Одна из популярных советских песен, написанных Сурковым в начале войны.

26.Операция по захвату Москвы в гитлеровских документах.

27.Автор поэмы «Василий Теркин».

31.Теория скоротечной войны, разработанной немецким командованием.

32.Маршал «Победы».

34.Кодовое задание Сталинградской наступательной операции.

35.Американский президент, участник Ялтинской конференции.

37.Белорусская операция 1944 года.

38.Город, в котором произошла первая встреча правительств СССР, США и Великобритании.

39.Начальник Центрального штаба партизанского движения.

Вертикаль:

2. Генералиссимус Советского Союза.

3.Советский авиаконструктор.

4.Знаменитый летчик, лишившийся ног во время войны.

5.Село, где произошло самое известное танковое сражение.

7.Командующий 62-й армией во время Сталинградской битвы.

8.Вывоз из районов боевых действий в тыл раненых, материальных средств.

10.Певица, которая дала концерт на ступенях рейхстага 2 мая 1945года.

11.Командир партизанского отряда на Полтавщине.

12.Советский поэт, автор стихотворения «Жди меня».

13.Операция РККА под Сталинградом.

15.Добровольческое формирование из лиц, не подлежащих призыву по мобилизации.

17.Город, который был отрезан от большой земли 871 день.

18.Город первого салюта.

19.Город-герой, который оборонялся 2 месяца в 1941году.

21.Летчик, трижды герой Советского Союза.

25.Герой Советского Союза, первый грудью закрыл пулемет.

28.Конструктор танка Т-34.

29.Река, на которой произошла встреча советских и американских войск 25 апреля 1945 года.

30.План немецкого командования по разгрому советской армии в области Курска.

33.Автомобиль, который поставляли по ленд-лизу.

36.Нарком иностранных дел в годы войны.

Игра-эстафета по теме : « Политика Н.С. Хрущева»

Класс делится на 2 команды:

1-я – сторонники политики Н.С.Хрущева.

2-я- противники политики Н.С.Хрущева.

Каждая команда задает вопрос из жизни этой личности. Например, вопросы:

1) Популярный художник-скульптор, имел разногласия с Хрущевым, впоследствии они стали близкими друзьями. Имя этого скульптора? (Э. Неизвестный)

2) 24 июля 1959 года в ходе визита в СССР на открытии американской выставки в Москве вице-президент США Никсон имел дискуссию с первым секретарем КПСС Н.Хрущевым. Как назвали эту дискуссию? (знаменитые «кухонные дебаты»)

3) С чем связана забастовка рабочих в Новочеркасске в 1962 году? (Продукты исчезли из магазинов. Норма выработки на заводе была поднята на одну треть, а зарплата осталась маленькой)

4) Почему Н.С.Хрущева называли «народный царь»? (Н.С. Хрущев был родом из крестьян)

5) В 1954 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». С чем это связано? (По словам сына это связано со строительством Северо-крымского водоканала от Каховского водохранилища на Днепре)

6) Период правления Хрущева часто называют «оттепелью». Почему? (Были выпущены на свободу многие политические заключенные, активность репрессий снизилась)

Учащиеся сами ищут интересные вопросы.

Каждая команда получает лист с вопросами и отвечает на них. По окончанию можно выявить лучших знатоков. Можно сделать таблицу «Политика Н.С.Хрущева».

Использование игр в изучении права превращает учащихся в активных «правоведов». В этом процессе они сталкиваются с важнейшими правовыми проблемами, формируют свои взгляды и убеждения, знакомятся с мнениями более высокого порядка, что стимулирует их собственное развитие.

Игра по праву: « Надо жить по закону».

Для игры необходимы следующие ресурсы:

1) видеозапись фрагмента из мультипликационного фильма: «Летучий корабль». (Можно использовать фрагменты практически любых мультфильмов: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Вершки и корешки», «Аленький цветочек» и т.д.)

2) текст Уголовного кодекса РФ.

Учащиеся делятся на 2 группы и выполняют задания.

Задание для первой группы:

1.Внимательно просмотреть фрагмент мультфильма «Летучий корабль».

2. Квалифицировать действия Полкана в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Надо обосновать свой выбор.

3. Обсудить позицию государственного обвинения по делу Полкана, оформить ее письменно.

4. Выбрать прокурора, который представит обвинение.

Задание для второй группы:

1. Внимательно просмотреть фрагмент мультфильма «Летучий корабль».

2.Действия Полкана квалифицированы по ч.3 ст.30, по п.Ж, ч.2, ст.105 и п.Б ч.4 ст.158 Уголовного кодекса РФ.

3.Обосновать позицию защиты Полкана.

4. Выбрать адвоката, который представит линию защиты.

Во время игры участники:

- работали с текстом Уголовного кодекса РФ;

- квалифицировали деяния в соответствии с кодексом, соотносили конкретный случай со статьей в УК;

- анализировали юридический казус;

- осознали жизненную необходимость умения работать с нормативными актами;

- работали в группе, слушали партнера, вели обсуждение;

- выступали публично, формулировали свое собственное мнение.

Подобные игры вызывают большой интерес у учащихся. Следующие задания они придумывают уже сами. Аналогичную игру можно провести по теме: «Основы семейного права» (например, взять тему судебного заседания: «Лишение родительских прав»).

Игра «Закончи предложение»:

1. В гражданском правоотношении каждая из сторон одновременно обладает…(субъектными правами и субъективными обязанностями).

2. С точки зрения гражданского права в гражданских правоотношениях участвуют два вида субъектов…(физические и юридические лица).

3. Для того, чтобы возникло правоотношение, должны наступить предусмотренные законом обстоятельства, которые называются… (юридическими фактами).

4. Государственная собственность, принадлежащая РФ, называется…(федеральной).

5. Собственность дачного поселка называется…(муниципальной).

6. Примерами односторонних сделок являются… (завещание, выдача доверенности…).

7. Двусторонние и многосторонние сделки называются…(договорами).

8. Оферта, обращенная к неопределенному числу лиц, называется…(публичной).

9. Если по соглашению сторон заключена реальная сделка, то такой договор считается заключенным с момента…(передачи имущества).

10. Гражданин на основании договора аренды передал свою автомашину в пользование другу. Автомобиль по вине друга был угнан. Стоимость угнанного автомобиля будет являться…(реальным ущербом).

Игра на знание понятий:

1.Человек, не достигший 18-летнего возраста (несовершеннолетний).

2.Главный документ в области прав ребенка (Конвенция о правах ребенка).

3.Гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни общества (права человека).

4.Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства (закон).

5.Одна из правовых форм защиты прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родительского попечения (попечительство).

6.Одна из правовых форм – общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей (норма права).

7.Предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица (преступление).

8.Главные защитники прав ребенка (родители).

9.Способность лица иметь права и обязанности (правоспособность).

10.Выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц (обязанности).

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Значение игры трудно переоценить. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.