12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Костюкевич Ирина Николаевна29

Костюкевич Ирина Николаевна,

Учитель истории и обществознания филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская СОШ»

Тюменского района, Тюменской области.

e-mail: kostykevich65@inbox.ru


Роль информационно-коммуникационных технологий

в организации учебной деятельности.


Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства коммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий стремительно набирает скорость в современной системе образования. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека и становятся неотъемлемой частью его жизни. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит как к оценке возникшей проблемы, так и к организации своей деятельности по решению этой проблемы.

Научить ребёнка работать с информацией - важная задача современной школы.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Необходима смена приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Это позволяет индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания, вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, учить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач, формировать первичные навыки работы на компьютере, учить учащихся представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками, так как они становятся более интересными для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования

И, конечно же, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанных педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.

На каких же этапах урока целесообразно применять ИКТ-технологии?

Для объявления темы, цели и задач урока, или постановки проблемного вопроса (На слайдах кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса)

Как интерактивная лаборатория (Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы)

Для контроля знаний (Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты предусматривают вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел)

Как сопровождение объяснения учителя (Специально созданные для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше)

Для снятия напряжения, релаксации (Презентации, музыкальные паузы, способные развлечь, переключить внимание, особенно когда это последние уроки по расписанию)

Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.

Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.

Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт).

Для сопровождения интерактивных игр.

Для индивидуального и дистанционного обучения.

Но всегда надо помнить о разумном использовании ИКТ.

Рациональное использование информационно коммуникационных технологий на уроках является одним из способов оптимизации учебного процесса. За счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников, ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты, найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое.

Только грамотное применение информационных технологий в учебном процессе будет способствовать развитию у учеников теоретического мышления и содействовать подлинной интеграции процесса образования.


Поисковые системы российского сегмента сети Интернет

Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru

Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru

Поисковая система «Рамблер» http://www.rambler.ru

Поисковая система «Поиск@Mail.ru» http://go.mail.ru

Интеллектуальная поисковая система Nigma http://www.nigma.ru

Российские каталоги интернет-ресурсов общего назначения

Каталог интернет-ресурсов «Яндекс.Каталог» http://yaca.yandex.ru

Каталог интернет-ресурсов «Каталог@mail.ru» http://list.mail.ru

Каталог интернет-ресурсов «Апорт» http://www.aport.ru

Каталоги ресурсов для образования

Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog

Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru

Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru

Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов системы образования. В хранилище портала размещаются ресурсы разных типов: электронные учебные модули открытых мультимедиа систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, тексто-графические сетевые электронные образовательные ресурсы, ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru - содержатся сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru - это крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ре-сурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. Коллекция находится в стадии активного заполнения и тестирования, в настоящее время в ней содержится более 50 тысяч единиц хранения, включающих в себя электронные образовательные ресурсы по всем предметам средней школы, электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.