Использование исторической рок-музыки при изучении предмета "История" в условиях профессиональной образовательной организации

0
2
Материал опубликован 13 October

Святкин И.В., преподаватель ГБПОУ «МГРК»

Использование исторической рок-музыки при изучении предмета "История" в условиях профессиональной образовательной организации



Преподавание истории – это важный процесс в формировании у учащихся представления прошлого, настоящего и на основе этого будущего. Но в современном образовательном процессе, зачастую сталкивающееся с определенными вызовами. С каждым новым поколением учащихся преподавателю все сложнее использовать лишь стандартные методы преподавания. Идет планомерный запрос на то, чтобы занятия истории становились все более увлекательными и запоминающимися. Одним из методов, призванных решить данную проблему, может быть интеграция в образовательный процесс исторической рок-музыки, а в полной мере, музыкальных видеоклипов с данным жанром.

Музыка – это одно из эффективнейших средств воздействия на человека, она является частью нашей повседневной жизни, музыка понятна и близка каждому. В свою очередь рок-музыка обладает колоссальной силой воздействия на сознание и эмоции молодых людей, заряжает их энергией. Исторический рок направляет эту силу на формирование патриотической и гражданской позиции, под этим подразумевается: сохранность родного языка и культурных ценностей, ответственность и преданность Родине, а также долг перед Родиной [5]. Таким образом, все то, что является частью патриотического воспитания. Любовь к родине является одним из наиболее важных аспектов в воспитании подрастающего поколения [2].

Историческая рок-музыка обладает динамикой и энергией, которая может привлечь внимание учащихся и поддержать их интерес к изучению истории. При прослушивании создается эмоционально насыщенная атмосфера, что способствует к активному участию в учебном процессе. Так же данный жанр музыки будет выступать в роли важного элемента в сохранении культурного наследия различных эпох нашего государства, ведь как утверждал российский композитор Б. Асафьев: «Музыка выражает всё, что составляет жизнь» [3]. Музыкознание молодого поколения выражается не только в желании узнать из произведений о всякого рода явлениях и событиях, принадлежавших разным народам и эпохам, но и осознать эмоционально психологическую сторону рассматриваемых событий и эпох, а также проникнутся атмосферой того бытия. Воспроизведение композиций, которые соответствуют историческому периоду, изучаемому на занятии, позволит учащимся ощутить дух того времени, понять социокультурный контекст периода и преисполниться чувством гордости и любви за свою страну и предков. Все это поможет глубже проникнуться в исторические образы и события, формируя целостное представление минувших эпох и периодов.

Согласно статье И.В. Красинского «Постижение истории через рок-музыку: анализ эффективности педагогических стратегий» рок-музыка служит стимуляции творческого мышления, улучшению коммуникации и общения учащихся, а также содействует междисциплинарности, созданию эмоциональных связей и ассоциаций [1].

В данной статье будут представлены примеры возможного использования исторических рок-произведений на занятиях по предмету «История». Музыкальная группа, которую мы берем за основу, имеет название «RADIO TAPOK». Данная группа с 2022 года выпустила два альбома «Наследие» и «Эпоха Империй», в которых воспеваются значимые события из истории России. А до этого группа имела опыт в создании переводов, перепеве на русском языке различных музыкальных произведений, включая рок-композиции, относящиеся также к российской истории. Ряд таких произведений мы рассмотрим в этой статье.

«RADIO TAPOK» – это российская рок-группа, получившая свою популярность именно за свои песни о событиях российской истории. 18 марта 2024 года выступила на митинге-концерте, посвященном 10-летию возвращению Крыма в состав РФ и победе Владимира Путина на президентских выборах [4]. Концерты группы проходят по всей стране и вызывают интерес у молодого слушателя. Подача исторического материала идет знакомыми ритмами, качественно и вызывает отклик патриотических чувств в сердцах людей.

Далее мы рассмотрим те рок-композиции, которые освещают исторические события, соотносящиеся с темами рабочей программы СПО общеобразовательного предмета «История» [6]. Песня «Цусима» рассказывает о Цусимском сражении времен русско-японской войны и подойдет для начальной темы «Мир в начале XX века»; «Атака мертвецов» освещает знаменитую оборону крепости Осовец русскими воинами в период первой мировой войны и вошедшую в историю как пример стойкости и верности долгу наших предков; «Распутин» идеально подойдет для сопровождения доклада ученика о данной личности при изучении Февральской революции; «Халкин-гол» повествует о вооруженном конфликте между советско-монгольскими войсками и армией Японии в 1939 году; «Битва за Москву» представит нам боевые действия на московском направлении в период Великой Отечественной войны; К этому же периоду отнесем «Мясной Бор» раскрывающий нам Любанскую наступательную операцию и операцию по выводу из окружения 2-й ударной армии; «Белая Лилия» боевое прозвище Лидии Владимировны Литвяк, ее подвиг воспевающийся в композиции трогает до глубины души; «Курская битва» освещает цепь оборонительных и наступательных операций 1943 года на курском направлении. «Высота 776» раскрывает трагический эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Псковской) вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков и арабских наёмников [4].

Приведенные выше рок-композиции могут использоваться для актуализации учебного материала и введение в тему занятия; расширения понимания рассматриваемых событий; создания исторического настроения [1]. Другие песни из авторских альбомов «Наследие» и «Эпоха Империй» так же могут быть использованы в различных внеучебных мероприятиях, посвященных историческим событиям истории нашего государства.

Есть много способов использования рок-композиций на занятиях истории. Чтобы не повторять чужой труд, а сосредоточиться именно на «исторических» композициях, просто будет упомянуто, что все эти методы достаточно освещены в статье «Постижение истории через рок-музыку: анализ эффективности педагогических стратегий» [1]. В таком случае возникает вопрос, в чем отличие использования рок-композиций как таковых, от использования именно «исторического» рока?

Во-первых, более узкая направленность. Исторические композиции имеют конкретную привязку к каким-либо событиям отечественной истории и сосредоточены на повествовании одной конкретной истории. Благодаря чему можно сопоставить темы занятия и тематику произведения.

Во-вторых, патриотическое воспитание. Невозможно написать песню, не вкладывая эмоции и чувства, к тому же в жанре рок. Благодаря чему история «оживает», а вместе с ней и происходит подъем чувств в области любви к отчизне и ее истории.

В-третьих, проникновение истории в повседневность. Не смотря на уважение к музыке написанной именно в изучаемые события, такую музыку не будешь слушать в повседневной жизни, разве что в моменты, даты, связанные с этими событиями. Особенно это касается молодого поколения. Исторический рок по своему стилю, ритму, энергии намного ближе к молодежи, ведь данный жанр популярен сейчас. Такая музыка будет часто прослушиваться и вне привязки к датам и мероприятиям.

В-четвертых, сочетание с достижениями современных технологий. Многие клипы к историческим рок-произведениям довольно качественно сделаны. Для примера клипы на песни «Атака мертвецов» и «Халкин-гол» группы «RADIO TAPOK» содержат фрагменты современных документальных короткометражных фильмов на соответствующую тематику, что без сомнений усиливает восприятие получаемого материала. В песне «Битва за Москву» используются кадры из военной кинохроники. В песне «Курская битва» применяются кадры из отечественного фильма «28 панфиловцев». К тому же во время «сольных» партий группа вставляет субтитры с исторической информацией касательно воспевающегося события.

В-пятых, углубление в изучении истории. Все выше перечисленное будет мотивировать учащихся на самостоятельное изучение событий уже вне занятий. Им станет интересно поподробнее узнать о описываемых в рок-композиции событиях, что возможно, повлечет расширение познаний и о событиях, происходящих в «соседстве» с запрашиваемым. Причинно-следственная связь в истории само-собой разумеющееся.

Подводя итоги, можно смело сказать, что использование исторической рок-музыки на уроках истории – это довольно перспективный и интересный метод. Все зависит от желания и навыков самого педагога, его умения двигаться вперед, вместе с современными тенденциями и запросами подрастающего поколения. Данный метод может активизировать вовлечение в изучение истории учащихся профессиональных образовательных организаций, формированию у них исторического мышления, любви к истории своей Родины и ее культуре.





Список литературы

1. Красинский И.В. Постижение истории через рок-музыку: анализ эффективности педагогических стратегий // Studia Humanitatis. - 2023. - №3

2. Воспитываем патриота и гражданина/ Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009. 221с.

3. Асафьев Б. Книга о Стравинском / предисл. Б. М. Ярустовского. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977. 165 с.

4. Radio Tapok // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Radio_Tapok (дата обращения: 09.10.2024).

5. Баиров Б.Б. Баирова В.А. Бембеева С.Н. Бовгонова Е.В. реализация патриотического воспитания в системе спо // Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. - 2023. - С. 90-91.

6. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины "История" для профессиональных образовательных организаций // Реестр примерных образовательных программ СПО URL: https://reestrspo.firpo.ru/listview/TeachingMaterial (дата обращения: 09.10.2024).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Композиции послушала. Илья Владимирович, Вы уже ставили их обучающимся? Поделитесь, пожалуйста, насколько метод смог "активизировать вовлечение в изучение истории учащихся"

13 October

Добрый день! Ставлю уже третий учебный год, метод ожидания оправдал. из личных наблюдений скажу, что дети действительно стали слушать данные композиции и во вне учебное время, заинтересовались композициями и по другим периодам русской истории. Так же реакция на них во время занятий совершенно другая, нежели на классические произведения той же Великой Отечественной войны. Наблюдал заинтересованность, наблюдательность за видеорядом, позже звучали и вопросы по тематике песен. Так же обнаружилось, что ряд детей уже знакомы с данными композициями и активно их слушают.

15 October

Похожие публикации