Использование карточек PESC в работе учителя — логопеда
Использование
карточек PESC в работе учителя — логопеда
Одной из эффективных способов выстраивания общения с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS). PECS (Picture Exchange Communication System) была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори Фрост.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. Перед началом выстраивания работы с PECS необходимо:
1.Оценить навыки общения ученика (целесообразность применения PECS).
2.Определить, какие предметы ученик любит больше всего, или какие предметы являются подкрепляющими стимулами это 3-5 мощных подкреплений.
3.Организовать учебную среду (труднодоступность желаемых предметов)
4.Подготовить материал (карточки, альбомы)
Как правило, с этой системой начинают знакомить детей имеющих тяжелое нарушение речи,зрения, слуха, опорно двигательного аппарата.
Что изображают карточки пекс?
Главным образом, это предметы или действия, которые нравятся ребенку, которые являются для него мотивационными. Обучающие картинки ПЕКС показывают действия, предметы и даже их свойства. Это могут быть фото и графические рисунки в цветном и черно-белом исполнении. Под каждой из них есть текстовая надпись.
Обычно обучение проводит сертифицированный специалист по PECS, чаще всего это АВА-терапист, но все чаще данной системой овладевают и логопеды, дефектологи или коррекционные педагоги, другими словами специалисты, способные определить навыки ребенка и подобрать подход, а также имеющие сертификацию по данному методу. У системы PECS 6 этапов.
На первом этапе ребенок обучается самому принципу обмена информации.
На втором обучается быть настойчивым в своих просьбах и уметь убеждаться, что его заметили и “услышали”.
На третьем этапе ребенок обучается дифференцировать карточки. Ведь каждая из них относится к разными предметам и действиям.
На четвертом ребенок уже сможет общаться фразой
На пятом этапе сможет расширить фразу и научится отвечать на вопросы
На шестом этапе ребенок учится спонтанно комментировать события и действия вокруг.
Необходимые картинки, так называемые «пексы», можно сделать самому или купить готовые наборы для разных стадий обучения.
Обучение речевому общению с помощью карточек ПЕКС включает в себя 6 этапов.
Первый этап представляет собой простой обмен без выбора. На этом этапе ребенок учится «как» общаться. Целью этого этапа является научить передавать карточку с изображением желаемого предмета, когда желаемый предмет находится в поле зрения обучающегося. Ученик должен просто заметить и передать карточку, так что не стоит требовать, чтобы он внимательно рассматривал изображение или умел отличить его от других. Бывает так, что ребёнка начинают интересовать изображения или блики, на которые он может начать «стимить», то есть проявлять самостимуляции. Здесь важно уметь остановить самостимулирующее поведение, чтобы оно не стало частью ритуала.
На втором этапе ребенок обучается настойчивости в коммуникации. Карточки больше не находятся прямо перед ним, теперь ученик должен проходить какое-то расстояние до альбома или собеседника, чтобы получить желаемое. На этом этапе подсказок постепенно становится всё меньше, так как сейчас инициатива должна исходить от обучающегося.
Третий этап связан с обучением различать изображения. Ребенок учится пользоваться альбомом, в котором он может выбрать нужную ему карточку и подойти с ней ко взрослому. Важно начинать хвалить и подбадривать уже на моменте выбора правильной картинки, так как именно это является целевым поведением, но давать игрушку или другой желаемый предмет только после того, как происходит обмен.
Овладев предыдущими этапами, ученики приступают к тому, чтобы начать общаться предложениями. Дети начинают пользоваться карточкой «Я хочу» и коммуникативной полоской – специальным шаблоном для предложений, на который обучающийся наклеивает карточки и относит тому, у кого хочет попросить что-то. Также на этом этапе изучаются свойства предметов (например, можно попросить красное яблоко или три конфеты), что позволяет составлять на этом этапе предложения из 4–5 слов.
На последних этапах – этапах 5 и 6 – дети учатся отвечать на вопросы и комментировать разные ситуации.
Очень важно озвучивать выбор ребёнка на каждом из этапов одновременно с тем, как ребенок получает желаемое. Также иногда рекомендуют делать паузу перед произнесением предложений, созданных с помощью коммуникативной полоски, чтобы у ученика была возможность произнести предложение самостоятельно или запомнить написание этого слова, что впоследствии может помочь развить навык глобального чтения.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков