Статья «Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики зрительных расстройств у дошкольников»
Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях,
как средство предупреждения и профилактики зрительных расстройств
у дошкольников
Профилактика нарушений зрения является важной на сегодняшний день проблемой. В век широкого применения наглядных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия), дети испытывают значительную перегрузку зрительных органов.
Наши глаза – это самый сильный ресурс знаний об окружающем мире. Мы получаем 90% сведений через зрение, именно поэтому глаза ребенка, имеющего зрительные расстройства, требуют повышенного внимания и бережного отношения. Данный вопрос вдвойне беспокоит педагогов, когда у ребенка в структуре дефекта имеются также и патологии речи.
Учитель-логопед, взаимодействующий с детьми, которые одновременно имеют нарушения зрения и речи, обязан не только решать задачи и осуществлять содержание логопедической работы, но также принимать во внимание особые требования к организации коррекционного процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. Но кроме того соблюдать медицинские и эргономические требования офтальмологической службы.
Вышесказанное обуславливает необходимость применения на логопедических занятиях зрительной гимнастики.
Все упражнения специалист заранее согласуют с офтальмологом, с целью соблюдения индивидуальных особенностей каждого воспитанника: зрительный диагноз, период, этап лечения зрения - плеоптический, ортоптический, стереоптический и т.д. И только после и на основе этого подбираются комплексы упражнений. В содержание индивидуальных коррекционных занятий при косоглазии и амблиопии входят упражнения для активизации и стимуляция различных зрительных функций.
Поскольку зрительное восприятие ребенка в период окклюзии затруднено, показ движений, действий (например при работе с таблицами, тренажерами) осуществляется на близком расстоянии. В случае гиперметропии рекомендуются зрительные упражнения с использованием материала более мелкого размера. При миопии, наоборот, во избежание зрительной перегрузки предлагаются пособия более крупного масштаба. Занятия должны быть структурированы таким образом, чтобы один вид деятельности сменял другой. Это позволяет сделать работу детей динамичной, интенсивной и менее утомительной. Крайне важно зрительную гимнастику комбинировать с двигательной активностью, особенно занятиях монотонных и с большую визуальной нагрузкой (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжетной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.), Также совокупность зрительных упражнений и двигательных игр, способствует обучению дошкольников ориентироваться в пространстве помещения (кабинет логопеда, группа, спортзал и т. д.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т. д., а также навыки направленного взгляда.
Нельзя забывать, что основными принципами зрительной гимнастики являются: индивидуальный подход в зависимости от возраста, нарушения зрения; состояния здоровья; регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени; сочетание зрительных упражнений с двигательной активностью; развитие интереса ребенка к этому упражнению.
С первых занятий следует создать теплую, дружескую атмосферу, расположить ребенка к контакту. Это требует вовлечения его в игру, используя игрушки, мячи, атрибуты и яркие пособия. Во время игры, логопед наблюдает за ребенком: отмечает как движутся его глаза, как он выделяет неподвижный объект в пространстве или следит зa движущимся предметом (прямолинейное движение автоматической игрушки, круговое движение шара внутриконической поверхности и т.д.). На первых занятиях важно оценить психологические характеристики ребенка, его интеллектуальные способности, глазодвигательные реакции (вместе с тифлопедагогом) и обозначить план работы.
Посредством зрительных упражнений, специалисты, работающие с дошкольниками с нарушениями зрительных функций, «учат» глаза воспитанников хорошо видеть, учат осторожно, неторопливо, терпеливо и настойчиво. Педагоги и родители вместе с детьми движутся к общей цели: восстановление и улучшение зрительных функций и психического здоровья ребенка, навыки самокоррекции в подготовке к массовой школе и адаптация ребенка в реальных условиях.
А проведение упражнений для глаз на логопедических занятиях, способствует также обогащению и активации словаря, развитию грамматического строя языка и связной речи. Коррекционная работа для детей с нарушением зрения является базой для успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности и защиты зрения. Зрительная составляющая непосредственно является неотъемлемой частью этой работы. Она не существует сам по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, всесторонне влияет на развитие ребенка и эффективно сочетается с развитием речи, пространственной ориентировки и физическим совершенствованием детей.