Использование краеведческого компонента на уроках основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе в формате экскурсии

8
0
Материал опубликован 12 September 2021

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую педагогическую статью

«Инновации в современной системе образования»















Тема: Использование краеведческого компонента на уроках основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе в формате экскурсии























Автор: Шпинева Анастасия Андреевна, учитель истории, обществознания и ОДНКНР МОАУ «СОШ 56» г. Оренбурга











2021

Формирование гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания. В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрируя не только социальные, но и духовные, моральные, идеологические, культурно-исторические и другие аспекты. В формировании гражданской личности, сочетая развитую моральную, юридическую и политическую культуру, значительный вклад может быть внесен и с помощью внедрения краеведческого компонента в учебные занятия. Это один из основных источников знаний обучающихся об истории их родной страны, средство воспитания чувства патриотизма и формирования гражданской позиции. По мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, местная история - "самый популярный вид науки".

Особенность местной истории заключается в том, что она не имеет "двух уровней": для специалистов и для широкой общественности. Примеры жизни показывают, что краеведение настолько популярно, что ученые, которые являются профессионалами в этой области, и люди, которые просто участвуют в местной истории, изучают историю своего региона, одинаково заинтересовано собирают краеведческий материал.1

Краеведческий компонент в урочной деятельности, особенно в формате экскурсии, помогает ученикам полюбить родные места, приобретать знания, интересоваться историей, литературой и улучшать свой культурный уровень. Элементы краеведения в рамках школьного курса Основ духовно-нравственной культуры народов России (далее ОДНКНР) объединяют всю информацию, относящуюся к одной области: историю, географию, литературу, искусство и т. д. Экскурсионный компонент в урочной деятельности способствует определению связи между историей отдельного населенного пункта: посёлка, или деревни, или же города с историей нашей огромной страны. Экскурсии на уроках ОДНКНР помогают ученикам понять важность участия каждой семьи в истории их родной страны, прочувствовать необходимость усвоения подобных знаний, углубиться в изучение истории своей «малой родины».

Важность преподавания краеведения в курсе ОДНКНР особенно возросла в связи с переходом учебных заведений на новый образовательный стандарт. Из методологического подхода рассмотрение краеведения как дисциплины превратилось в общий педагогический принцип, суть которого заключается в установлении связи между школьным курсом ОДНКНР со знаниями и навыками, полученными в результате изучения родной земли. Это позволяет учителю преподавать ОДНКНР на богатом конкретном материале, связывать общие исторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края, что, безусловно, способствует расширению кругозора обучающихся.

Общепринятые ценности толерантности, уважение к человеческому достоинству, уважение к правам человека, стремление к компромиссу, равенство людей перед законом, соблюдение национальной культуры и традиций в рамках мировой культуры, любовь к Родине и т. д являются ключевыми в вопросе гражданского самосознания. В связи с этим, краеведческие исследования являются особенно важными. Образование гражданина не может происходить само по себе. Гражданин должен быть воспитан с детства, а его обучение и развитие могут иметь место только на чем-то значимом и важном для всех, то есть на основе ценностей.2 В связи с этим внесение краеведческих экскурсий в предметы гуманитарного цикла, в том числе ОДНКНР, становятся особо важным условием и средством гражданского воспитания.


Разработка цикла уроков по ОДНКНР с использованием краеведческого компонента «Путешествие к религиозным архитектурным святыням города Оренбурга»

Оренбургская область уникальна тем, что здесь проживают представители около 22 конфессий и более чем 320 религиозных объединений. Такое большое количество разных религиозных объединений объясняется многонациональным составом Оренбургского края. Наибольшее число верующих объединяет православие, на втором месте – ислам, далее – протестантизм, иудаизм и др.

Цикл уроков «Путешествие к религиозным архитектурным святыням города Оренбурга» разработан в расчёте на 3 учебных занятия, в ходе которых обучающиеся познакомятся с архитектурными сооружениями основных конфессий города Оренбурга.

Цель: получить представление о религиозном многообразии родного края

Тип уроков: открытие нового знания

Форма уроков: урок-экскурсия

Задачи:

познакомить обучающихся с особенностями развития религий православие, ислам и иудаизм в Оренбургском крае.

помогать развитию у школьников способности к систематизации, сравнению и обобщению.

воспитывать у учащихся патриотические чувства


Планируемые результаты:

Предметные:

научиться объяснять термины: православие, храм, церковь, заповеди, Библия, ислам, столпы ислама, мечеть, Коран, иудаизм, Тора, синагога, раввин;

проанализировать основные культовые сооружения православия, ислама, иудаизма;

охарактеризовать развитие православия, ислама и иудаизма в родном крае;

понимать значение религиозного многообразия родного края.


Метапредметные:

Личностные УУД:

формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала;

формировать ценностные ориентации (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.).


Коммуникативные УУД:

развивать способность правильно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения;

решать образовательные проблемы, возникающие при работе в группе;

уметь выражать свои мысли, улучшать навыки работы в группе.


Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать образовательную проблему;

искать и выделять главную, необходимую информацию;

определять новый уровень отношений с самим собой в качестве субъекта деятельности;

Познавательные УУД:

анализировать результаты исследований и фиксировать их;

структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

уметь сравнивать, приводить примеры;

решать проблемный вопрос или проблемную ситуацию в ходе работы с дополнительным материалом


УМК: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.


Урок № 1 (фрагмент) (Путешествие к религиозным сооружениям мировой религии христианство (православие))

Этап урока: Первичное усвоение новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мы с вами начинаем знакомиться с религиозным многообразием Оренбургского края.

Какие религиозные сооружения вам известны?

Какие представлены в нашей области?

Помните ли вы что-то из курса истории о христианстве? Где и когда зародилась эта религия?

Православие является одной из ветвей христианства. С этой ветвью мы сегодня и познакомимся. Главным архитектурным сооружением православия являются церкви и храмы.

Какие церкви и храмы вам известны в Оренбурге?




Православие в нашей области широко представлено большим количеством церквей, храмов и монастырей. По количеству приверженцев этой религии православие занимает лидирующие позиции в области. Более чем 300 религиозных организаций зарегистрированы в области.

Начнем мы наше знакомство с религиями Оренбурга с церкви с Храма Покрова Святой Богородицы. Но для начала обратимся к краткой истории этой религии. Православие является одной из ветвей христианства. Православие возникло в 395 году в Римской империи, а как самостоятельное направление оформилось лишь в 1054 году с разделением церкви на католическую (еще одно направление христианства) и православную. Теперь перейдем к нашему краю.

Церковь была основана в апреле 1852 года Василием Ольшанским. Церковь была построена с помощью средств известного в Оренбурге купца М.С.Деева. 3

Учитель акцентирует внимание на внутренней и внешней архитектуре храма, символике; показывает ученикам главные святыни – иконы, рассказывает, для чего они нужны; рассказывает о священном писании христиан и заповедях.



Церкви, мечети, синагоги, монастыри

Все из перечисленных

В I в. н.э. в Палестине






Никольский собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и др.

Слушают учителя, записывают информацию


Домашнее задание для усвоения полученных в ходе экскурсии знаний:

Задание 1.

Найдите среди представленных фото Храм Покрова Святой Богородицы.

1t1631432026aa.jpg. 2. t1631432026ab.jpg 3.t1631432026ac.jpg

Задание 2.

Выпишите слова, пропущенные в тексте.

Эта церковь была основана в ______году настоятелем _________. Церковь была построена на средства купца __________. Церковь была закрыта в _________ году . В дальнейшем подверглась реставрации в ________ году.


Задание 3. Подпишите внутренние части православного храма

t1631432026ad.jpg


Задание 3. Подпишите названия икон, встретившихся вам в ходе экскурсии.

1.

2t1631432026ae.jpg .t1631432026af.jpg


Урок № 2 (фрагмент) (Путешествие к религиозным сооружениям мировой религии ислам)

Этап урока: Первичное усвоение новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вторая по распространенности религия в нашем регионе – ислам. Ислам в переводе с арабского означает «покорность». Эта религия зародилась в VII в. н.э. на территории Аравийского полуострова.

Учитель рассказывает о том, кто такой пророк Мухаммед, что такое Коран и для чего он нужен, какие предписания и правила существуют в этой религии, основные столпы ислама.

В нашей области ислам исповедуют примерно 340 тыс. человек. Это составляет 17 % населения.4

Главным культовым сооружением ислама является мечеть.

Давайте совершим путешествие в мечеть Караван-Сарай, которая является одной из самых известных достопримечательностей Оренбурга.

Караван-Сарай – это мечеть, которая была построена в Оренбурге в 1837-1846 гг. Проект был разработан известным архитектором А.Брюлловым. С 1865 по 1917 год в этом здании была резиденция губернатора, а также здание выполняло функции канцелярии начальника Оренбургской губернии и др. После 1950-х годов здесь находился планетарий. Мечеть стала выполнять свои функции только в 1993 году и до настоящего времени.

Слушают информацию, записывают.

















Домашнее задание для усвоения полученных в ходе экскурсии знаний:


Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Когда была построена мечеть Караван-Сарай? Кто стал ее архитектором?

2. Для каких целей служила мечеть в разные периоды времени?


Задание 2.

Составьте синквейн по основным терминам урока:

Ислам

Мечеть

Коран


Задание 3.

Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему религия ислам занимает второе место по распространению в Оренбургском крае?


Задание 4. Вставьте в схему пропущенные столпы ислама: молитва, закят, пост, хадж, шахада.

t1631432026ag.png


Урок № 3 (фрагмент) (Путешествие к религиозным сооружениям локальной религии иудаизм)

Этап урока: Первичное усвоение новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Иудаизм – это религия, берущая своё начало в Палестине в VII в. до н.э. Эту религию исповедуют такой народ как евреи. Места, куда приходят молиться евреи называется синагога. Иудаизм в Оренбурге представлен Оренбургской еврейской общиной, куда мы совершим свое путешествие. История иудаизма в Оренбурге началась в 1860-х годах, когда был открыт первый молитвенный дом. Но деятельность синагоги была прекращена практически с начала и до окончания XX века, так как в здании находился архив. Свою деятельность синагога возобновила в начале 2000-х годов. Значительный вклад в распространение иудаизма в области внес раввин Гоел Майерс.5

Учитель акцентирует внимание на священном писании иудеев, символах, основных чертах учения.

Слушают учителя, записывают информацию.

Домашнее задание для усвоения полученных в ходе экскурсии знаний:

Задание 1.

Подпишите, какие символы иудаизма изображены на картинках. Кратко опишите, что они обозначают.


1.t1631432026ah.png2.t1631432026ai.png

Задание 2.

Разгадайте кроссворд по теме «Иудаизм»


1





3










































7


2



5


















4





















6










По горизонтали:

По вертикали:

2. Как называется по-другому Звезда Давида?

4. Главная священная книга иудеев

6. Молельный дом в иудаизме

1. Символ иудаизма - светильник

3. «Праздник света» у евреев

5. Народ, преимущественно исповедующий иудаизм

7. Традиционный головной убор у евреев


Задание 3.

Соотнесите исторического деятеля Оренбургского края и религию, в которую он внес свой вклад.

1. Гоел Майерс а) Православие

2. Василий Ольшанский б) Ислам

3. Юрий Клыков в) Иудаизм

4 Александр Брюллов

А) Православие

Б) Ислам

В) Иудаизм





Таким образом, ОДНКНР – это предмет, в котором реализация исследования региональной составляющей просто необходима для образовательного процесса. Основной целью этого процесса является формирование самосознания обучающихся, воспитание их патриотических качеств, пробуждение интереса к их региону и углубленное его познание. Всё это лучше воспринимается школьниками с помощью введения различных компонентов регионоведения в проведение урока: изучение культуры народов родного края, религиозных и культурных учреждений, биографий знаменитых деятелей из разных сфер общества; участие в экскурсиях; написание исследовательских работ по истории родного края; разработка мероприятий. Такая форма работы не только пробуждает в учениках патриотические чувства, но и расширяет горизонты, дает им необходимые для жизни навыки, способствует развитию коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных УУД.


Список использованной литературы

Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Ислам в конфессиональном пространстве Оренбургского края. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 304 с.

Бехтенова Е.Ф. Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории / Е.Ф.Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. - № 5. – с. 50-55.

Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Евреи в Оренбургском крае: религия и культура. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. – 126 с.

Павленко Г.Б. Интеграция содержания истории и краеведения – ресурс социализации учащихся. – Нижний Новгород, 2014. – 14 с.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]. URL: http://oren-pokrov.prihod.ru/

1 Бехтенова,Е.Ф. Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории / Е.Ф.Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. - № 5. – с. 52.

2 Павленко, Г.Б. Интеграция содержания истории и краеведения – ресурс социализации учащихся / Г.Б.Павленко. – Нижний Новгород, 2014. - с. 10.

3 История храма // Храм Покрова Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]. URL: http://oren-pokrov.prihod.ru/

4 Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Ислам в конфессиональном пространстве Оренбургского края. – Оренбург, 2014. – с. 4.

5 Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Евреи в Оренбургском крае: религия и культура. – Оренбург, 2015. – с. 123.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации