«Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка»
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. Как заинтересовать ребят изучением русского языка? В чем причина равнодушия учеников к нашим урокам? На мой взгляд, эти вопросы задает себе каждый учитель. Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы, словесники, не секрет, зачастую придерживаемся формального подхода к изучению языка. Сделать эти понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создаются разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению!» - сказал В. Сухомлинский.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Это и есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
• снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
• отсутствие нравственного ориентира.
Следовательно, каждому из вас могу предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:
• собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
• привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;
В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.
Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс
Сегодня я предлагаю свой опыт организации творческой деятельности школьников на примере лингвистических сказок на уроках словесности.
Итак, что мы понимаем под данным понятием?
Лингвистическая сказка - это очень интересный вид обучения, который лучше всего себя зарекомендовал для учеников младших и средних классов. С ее помощью можно увлекательно рассказать о правилах русского языка, членах предложения, различных частях речи. Это легко, интересно и познавательно.
Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;
Композицию лингвистической сказки: составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения.
Определив сущность и особенности Лингвистической сказки, попробуем выяснить, как она связана с творчеством. Творчество – это деятельность, которая порождает нечто качественно новое, которого ранее никогда ранее не было, ценного как для данного человека, так и для других людей; процесс деятельности, который способствует созданию новых субъективных ценностей. Выделяют следующие взаимосвязанные друг с другом уровни осуществления обучаемым творческих действий:
1) творчество по образцу;
2) сотворчество;
3) самостоятельное исследование.
Несомненно одно: словесному творчеству обучающихся следует уделить особое внимание на всех этапах обучения, а не только в старших классах. В связи с этим хочется обратить внимание на технологию развития способностей учащихся работать с лингвистической сказкой.
Основана она на развитии специальных способностей, позволяющих воспринимать и создавать художественные тексты в соответствии с их спецификой, а также жизненным и речевым опытом личности.
Сразу возникает вопрос: откуда возьмется время на уроки с работой над лингвистическими сказками?
Во-первых, никто не запрещает использовать новые формы организации учебной деятельности на уроках развития речи, которые предусмотрены всеми программами по русскому языку.
Во-вторых, для этого не всегда нужны отдельные уроки, можно занять одну из частей урока.
Обучение творчеству над работой с лингвистической сказкой – это искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров. В его основе лежит синергетический подход, реализующий деятельностный метод в обучении (синергетика - «учение о взаимодействии»).
И главная задача, наша, как учителя, состоит в том, чтобы соуправлять детским творчеством учащихся резонансными воздействиями. Резонансное соуправление требует такой организации деятельности учащихся, при которой они откликаются, отзываются, на действия учителя и в результате у них рождаются замыслы собственных произведений.
Добиться такого резонанс - эффекта учителю непросто. Необходимо создать комфортные условия для творчества.
Из своего опыта считаю, что основными формами организации такого творчества, моей деятельности и учащихся являются урок и мастерская идей (во время внеурочной деятельности)
Урок как привычная для учащихся, традиционная форма организации учебной работы позволяет учителю решать и творческие задачи:
• учить видеть, слышать и чувствовать текст;
• пополнять речевую память новыми способами создания художественного образа;
• формировать эстетический вкус;
• развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
Мастерская идей – несколько новая для учащихся форма деятельности. Здесь решаются следующие задачи:
-Как создавать текст?
-Соотносится ли созданное с первоначальным замыслом?
-Решена ли творческая задача?
-Что значит «шлифовать» текст?
Ответы на эти вопросы и ищем вместе с учащимися в творческой мастерской идей ( внеурочная деятельность). Этот вид деятельности представляет собой целостный компонент, представляющий собой :
1. Погружение в текст на уроках речевого мастерства.
2. Рождение замысла и начало его разработки на уроках творчества.
3. Создание текста и его совершенствование творческой мастерской идей.
Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, на мой взгляд, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.
Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению Морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом ставлю перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку они не были пассивным слушателем, но были готовы к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные вопросы.
Сказка может послужить и для актуализации знаний, полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. Как показывает опыт, наиболее продуктивной является сказка, в которой совмещаются элементы уже известного лингвистического материала (происходит "узнавание" известного через яркие образы, создаваемые в сказке) и нового, которое необходимо запомнить.
Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка:
1. использование сказок в качестве дидактического материала;
2. использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее;
3. сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.
Итак, приступая к изучению темы "Морфология", приглашаю своих учеников в путешествие по Объединенному Королевству Грамматики, состоящему из двух отдельных государств, Синтаксиса и Морфологии.
В начале 5 класса повторяются основные сведения о частях речи, полученные в начальной школе. Как правило, для большинства учащихся повторение ранее изученных тем превращается в изучение их по-новому с новым преподавателем.
Первая сказка рассказывается на уроке, посвященном повторению того, какие бывают части речи, предлагаю ребятам нарисовать Королевство или город Частей речи и разместить каждого в своем доме.
Затем предлагаю ребятам нарисовать Морфологическое море. Оно выполнит в дальнейшем функцию опорной схемы морфологического разбора. Три острова, на которых должны поочередно побывать слова, тех или иных частей речи, представляют собой три этапа данного разбора. На первом этапе определяем, какая перед нами часть речи, ее общее значение, находим начальную форму; на втором - узнаем морфологические признаки, постоянные и непостоянные; на третьем - решаем, каким членом предложения является данное слово. Желательно, чтобы Морфологическое море постоянно было перед глазами учащихся на стенде, идеально было бы, если по морю плавал корабль, на который можно поместить то или иное слово.
Здесь вводится понятие о постоянных и непостоянных морфологических признаках, рассказывается, что когда-то они жили дружно, но, в силу того, что у одних характер постоянный, решения неизменны, воля непреклонна, а у других, наоборот, семь пятниц на неделе, они легко меняют свои решения в зависимости от настроения. Поэтому поссорились они однажды, доказывая, как правильнее жить, построили стену через весь остров и даже в гости друг другу не ходят.
Таким образом, сказка на лингвистическую тему может послужить вспомогательным средством для формирования навыка морфологического разбора различных частей речи.
Подобным образом можно организовать работу и над другими частями речи. Например, Глагол - великий путешественник. До того, как рассказываю сказку о глаголе, ученики уже имеют представление об этой части речи из курса начальной школы. Но во время прослушивания сказки восприятие материала проходит у них в необычной, образной форме. Эта абстрактная единица морфологии становится детям понятнее, ближе. Она как бы очеловечена, одушевлена, у нее свой характер и даже внешность.
Задание на дом необычное: нарисовать глагол так, как вы его себе представляете. К рисунку добавить устный рассказ об этой части речи, сравнив его с параграфом в учебнике.
На следующем уроке задание немного усложняется: рассказ нужно записать в свободной форме или расписать на карточки признаки глагола и распределить их по трем островам Морфологического моря.
В 6 классе при изучении наклонений глагола рассказывается о Доме непостоянных признаков Глагола, в котором три квартиры. При этом закрепляются полученные ранее знания об изменении глаголов в изъявительном наклонении, дается "подсказка", объясняющая правописание глаголов в повелительном наклонении.
Лингвистическая сказка помогает формированию навыков правописания. Система сказок на лингвистическую тему приобретает особую значимость при изучении "сквозных" тем 5 и 6 класса: "Имя существительное", "Глагол". Как известно, для современного школьника особую трудность представляют темы, изученные еще в начальной школе: склонение существительных и спряжение глаголов. Предлагаю изучать этот материал, который проходит красной нитью через все уроки, с помощью лингвистической сказки.
Подобная работа должна вестись в системе. А для этого необходимо определить систему сюжетов и мотивов сказки, способствуя тем самым обогащению словаря учащихся и развитию речи.
Перспективной в этом направлении является работа над сочинениями разных жанров, так как современный этап развития методики характеризуется тенденцией к слиянию обучения языку и речи в единое целое. Освоение грамматических операций и действий учащимися должно находить непосредственный выход в речь, осуществляемую на основе системы грамматических представлений и понятий и выступающую как «речевое действие». На практике мы видим иное: школьники усваивают знания о единицах языка, но они остаются невостребованными в плане совершенствования грамматического строя речи учащихся.
Разрешению этой проблемы – комплексному обучению языку и речи может способствовать именно использование лингвистической сказки не только как средства творческой адаптации и обобщения теоретического материала на уроках русского языка, но и как своеобразной творческой среды, позволяющей ученикам реализовать языковые и коммуникативные умения.
Система уроков обучения написанию сочинений в жанре лингвистической сказки должна быть направлена на формирование конкретных умений, в числе которых умение строить высказывание в двух планах – буквальном и иносказательном, умение конструировать свою речевую деятельность, умение выбирать сюжет в соответствии с содержанием теоретического материала по русскому языку.
Важно учесть жанровое своеобразие лингвистической сказки и следующие принципы:
- принцип практической значимости жанра лингвистической сказки для учащихся;
- принцип доступности;
- принцип коммуникативности;
- принцип усложнения мыслительной деятельности: продвижение от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок;
- принцип эмоциональности, занимательности.
Способов, приёмов, технологий развития творческой деятельности, а именно в создании Лингвистической сказки довольно много. Кто-то использует это в полной мере, а кто-то лишь фрагментарно. Художественная творческая личность, будь то личность мастера слова или учащегося, способна видеть, слышать, чувствовать, глубоко, тонко, по - особенному. Основными её качествами являются эстетическое отношение к жизни, развитое воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам его значений. Она обладает ассоциативным мышлением, способностями рефлексирования и речевого прогнозирования.
В. Сухомлинский говорил: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармоничного развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности». А значит, остается надежда, что уроки творчества станут одними из главных в преподавании русского языка и литературы. Главное, чтобы вся работа проходила в системе: от репродуктивного этапа к творчеству.