Статья на тему «Использование литературных произведений для формирования у детей с РАС и умственной отсталостью нравственного поведения»
Статья на тему «Использование литературных произведений для формирования у детей с РАС и умственной отсталостью нравственного поведения»
Аннотация статьи.
В статье рассматривается проблема формирования у детей с РАС и умственной отсталостью понятий о нравственных категориях и выработки нравственного поведения в социуме. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения путём знакомства с литературными произведениями нравственного характера детей с РАС и умственной отсталостью.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные категории, нравственное поведение
В соответствии с Образовательным Стандартом для педагогов специальных (коррекционных) школ главным стало формирование жизненно важных компетенций, которые помогут обучающимся с ограниченными возможностями здоровья более успешно интегрироваться в окружающую среду
Стандарт направлен на решение следующих задач воспитания обучающихся с ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое);
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения, обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями.
В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь.
Нравственное воспитание составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с трудовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:
во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.д.;
во-вторых, введение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а так же участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.
Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности.
При норме развития ребёнок овладевает этими нормами и правилами поведения ещё в раннем возрасте, тат как он беспрепятственно общается с окружающими взрослыми и сверстниками, способен к подражанию, прислушивается к оценке своего поведения и эта оценка для него является значимой.
Совсем другую картину мы наблюдаем у детей с РАС и умственной отсталостью. Детям с разнообразными синдромами аутистического спектра тяжело дается овладение социально - бытовыми навыками. Для овладения нормами социально-бытового поведения требуется специально организованное обучение и многократное, совместное с взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций.
Ещё в большей степени дети с РАС и умственной отсталостью испытывают затруднения в овладении нормами и правилами нравственного поведения в обществе, так как минимизирован круг общения и контакты со сверстниками носят формальный характер, а значит, не возникает ситуаций, в которых накапливается практический опыт овладения нормами нравственного поведения.
Всё это обусловлено особенностями развития детей с РАС и умственной отсталостью. В современных классификациях расстройства аутистического спектра включены в группу первазивных,т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи. Это не механическая сумма отдельных проблем - это закономерность нарушения индивидуального развития, которая охватывает всё психическое развитие ребенка. Развитие ребенка с РАС не только нарушается и задерживается, но и искажается, изменяя весь стиль взаимодействия с окружающим миром.
Биологическая недостаточность создает особые патологические условия, в которых живет, развивается и к которым вынужденно приспосабливается аутичный ребенок. Со дня его рождения проявляется типичное сочетание двух болезнетворных факторов:
Нарушение возможности активно взаимодействовать со средой.
наблюдается снижение интереса к новому:
они не исследуют окружающую среду;
любое препятствие, малейшая помеха тормозит их активность и заставляет отказаться от осуществления намерения;
попытки взрослого целенаправленно сосредоточить его внимание или упорядочить его поведение встречают реакцию протеста;
наиболее трудным действием для детей с РАС является отбор, группировка и переработка информации, поступающей из внешнего мира, ребёнок эту информацию воспринимает целиком, не перерабатывая, и жестко связывая с ситуацией, в которой эта информация была воспринята;
Снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.
отмечается повышенная чувствительность, ранимость при контакте с другими людьми. Контакт возможен только в течение короткого времени, более продолжительный контакт даже с самыми близкими людьми вызывает у ребёнка дискомфорт;
дети с РАС маловыносливы в общении с миром, быстро пресыщаются даже приятными контактами со средой и болезненно переживают пресыщение, фиксируются на неприятных впечатлениях, формируя отрицательную избирательность в контактах, создавая систему страхов, запретов, всевозможных ограничений.
Всё выше сказанное убеждает в том, что дети с РАС и умственной отсталостью нуждается в специальной коррекционной работе. Без специально смоделированных или описанных в понятной литературной форме ситуаций дети с РАС и умственной отсталостью могут не понимать смысла происходящих вокруг них событий, что не позволяет им овладеть нормами и правилами нравственного поведения в обществе.
В.Г Белинский говорил о том, что мораль, «вложенная» в художественное произведение автором, говорит сама о себе, воздействуя силой художественной выразительности на чувства и сознание одновременно.
Работа по ознакомлению детей с правилами поведения с нормами нравственности велась через ознакомление с художественной литературой для детей, посвященной нравственным понятиям.
Такой способ передачи информации, посредством совместного переживания событий, описанных в произведениях, был выбран в связи с тем, что собственный опыт детей несоизмеримо мал.
Для ознакомления детей с нравственными понятиями были взяты следующие нравственные категории: вежливость – грубость, трудолюбие – лень, щедрость – скупость, правдивость – лживость, товарищество.
Первоначально были отобраны литературные произведения нравственного характера соответствующие выбранным для работы нравственным категориям с учётом возраста и когнитивного развития учащихся класса.
Основными методами работы стали: чтение произведения, прослушивание аудио материалов, просмотр видео материалов (мультфильмов) по выбранному произведению, беседа по содержанию произведения этическая беседа, чтение по ролям, драматизация произведений.
Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений является этическая беседа. Этическая беседа, как метод нравственного воспитания, отличается существенным своеобразием. Для нормально развивающихся детей содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение самих детей. Но т.к. у детей с РАС и умственной отсталостью нет достаточного опыта общения с миром людей, содержание этических бесед составляют сюжеты литературных произведений на нравственную тему. После того, как дети вместе с педагогом прочли произведение, проводится этическая беседа по содержанию данного рассказа или сказки. Педагог дает характеристику тем фактам, ситуации, поступкам героев, о которых ребенок узнал из произведения. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.
Первыми нравственными категориями, взятыми нами для ознакомления и уточнения понятий детей о нравственном поведении, были категории вежливость и грубость.
Этическая беседа, проведенная на эту тему, показала, что само понятие вежливость детям не знакомо, но они знают элементарные вежливые слова и умеют их применять в нужный момент. Зачем быть вежливым, дети не сумели объяснить. После работы над произведением В. Осеевой «Волшебное слово», в котором наглядно показано, как меняется отношение окружающих людей к мальчику Павлику с изменением тона его обращения и с употреблением вежливых слов. Какими добрыми и хорошими становятся окружающие, каким радостным и светлым мир вокруг, только от вежливого слова. В беседе по содержанию произведения последним был вопрос: «Зачем нужно быть вежливым?» Дети на него уже сумели ответить. В процессе чтения произведения обращалось внимание на описание мимики и жестов главного героя, выразительно читались слова Павлика: грубо или вежливо, и сопоставлялась реакция на это его родных. Произведение детям понравилось и ситуация, описанная в нем, детям была понятна. Учащиеся класса стали лучше понимать зависимость вежливого обращения и отношения к тебе людей.
Через произведение А.Л. Барто «Урок вежливости», Мы показали детям, что нужно быть вежливым не только с родными и знакомыми, но и со всеми окружающими их людьми.
Следующей задачей при знакомстве с нравственными категориями вежливость и грубость стала задача показать детям, что существуют не только вежливые слова, но и вежливые поступки. Можно знать и правильно употреблять вежливые слова и в то же время не вежливо себя вести. Был прочитан ряд произведений о вежливых поступках. В. Осеевой «Просто старушка». Мальчик в этом рассказе показан вежливым, внимательным, заботливым по отношению к совсем чужому человеку. С. Баруздина стихотворение «Бревно» показывает необходимость хорошего поступка, а не слов, на благо всех людей. И в заключении этой темы был прочитан рассказ Е. Пермяка «самое страшное». В нем показано, что может произойти, если будешь всем грубить и всех обижать.
Итогом этой работы явилась этическая беседа на тему «Вежливые слова и добрые дела». В ходе этой беседы выяснилось, что ученики класса стали ориентироваться в нравственных категориях вежливость и грубость. Они приводили примеры вежливого обращения не только из прочитанных литературных произведений, но и из личного опыта общения с одноклассниками.
Таким же образом, были рассмотрены и разобраны многие ситуации, описанные в произведениях детской литературы, и показывающие, как под увеличительным стеклом, следующие человеческие качества: вежливость и грубость, трудолюбие и лень, щедрость и скупость, правдивость и лживость
Работа по воспитанию чувств, по ознакомлению детей с РАС и умственной отсталостью с нормами нравственного поведения, конечно, на этом незакончена. Она будет продолжаться, только поднимется на новый виток. Может показаться, что нравственные качества человека, которые мы взяли для изучения, рассматривались нами однопланово и примитивно. Произведения, которые мы читали и обсуждали с детьми, утрируют эти качества, показывают их как бы выхваченными из многогранного мира чувств, переживаний, поступков людей и их мотивов. Да, мы намеренно брали упрощенный вариант этических норм, четко делили на черное и белое, нa xopomee и плохое, чтобы помочь детям-аутистам научиться ориентироваться в очень сложном. И непонятном для них мире человеческих отношений. Нашей целью было дать, как можно больше простых, конкретных примеров поведения людей в разных жизненных ситуациях, для того, чтобы сформировать понятия: вежливость - грубость, трудолюбие - лень, щедрость - скупость, правдивость – лживость. Мы думаем, что на данном этапе работы‚ мы достигли поставленных перед собой целей по формированию понятий и по ознакомлению детей с нормами нравственного поведения.
«Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали. Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт»
Хочу закончить словами известного психиатра, занимающегося проблемами аутизма, В.Е. Кагана о том, что мы не можем дать аутичному ребенку всего, но мы должны дать все, что можем.
Библиография
Гусейнов А.А., Кона И.С. Словарь по этике,1989.- М:
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи,. -- М.: Теревинф, 1997 Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье – СПб: Фалиант 1996 Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию; Институт специальной педагогики и психологии университета семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга - СПб. 1999Петракова Г. М. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 398-399. — URL https://moluch.ru/archive/183/47095/