Статья «Использование метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов»

6
0
Материал опубликован 26 August 2020 в группе
Использование метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов


Аннотация


Цель представленной статьи – анализ использования метода прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования грамотности учащихся средних классов. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.


Ключевые слова: метод, прогнозированная ошибка, русский язык, средние классы, грамотность, информация.


Уроки русского языка и литературы направлены на формирование грамотности учащихся и их стремлению к познанию основ данной дисциплины. Несмотря на заучивание правил и ознакомление с практическими примерами, далеко не все учащиеся умеют грамотно писать. Практика показывает, что чаще всего они допускают ошибки орфографии и пунктуации. Не исключены и речевые, стилистические, смысловые недочеты, которые требуют серьезной проработки. Некоторые эксперты считают, что оказать существенную помощь в формировании грамотности учащихся средних классов может метод прогнозированной ошибки.

Для начала необходимо понять, что представляет собой грамотность, и зачем она нужна. Существует распространенное понятие «функциональная грамотность». Она представляет собой не что иное, как итог образования, обеспечивающего предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для развития личности, новых свершений и достижений, построения благополучной семейной жизни. То есть этот фактор содействует тому, чтобы люди принимали участие в деятельности культурного, политического, социального и экономического характера и могли обучаться на протяжении всей жизни [1].

Будучи грамотными, учащиеся средних классов смогут решать следующие задачи:

хорошо читать и писать;

постоянно получать новую информацию (развиваться и самосовершенствоваться);

четко и лаконично выражать собственные мысли;

открыть в себе способности для изучения других языков;

познавать глубину отечественной литературы, открывая новые сюжетные линии.

Разумеется, это далеко не все аспекты, которые подразумевает владение грамотностью. Тем не менее, они являются основными. Средние классы – с 5 по 9 – те, в которых у ребенка формируется личность. Если заложить в этот процесс правильные основы, результат не заставит себя долго ждать. Такие дети будут более активными и целеустремленными, а также они смогут добиться больших успехов во взрослой жизни.

Так, грамотность нужна не только для того, чтобы правильно читать и писать. На самом деле, ее значение велико и недооценено на сегодняшний день. При рациональном подходе к обеспечению грамотности педагоги и родители смогут добиться высокой успеваемости школьника и проложить ему дорогу к светлому будущему [2].

Рассмотрим особенности метода прогнозированной ошибки.

Метод прогнозированной ошибки является интерактивным. Суть его заключается в том, чтобы ребенок, обучаясь и выполняя практические упражнения, не боялся ее допускать. То есть вероятная ошибка прогнозируется наставником заранее, а затем происходит ее разбор всеми учащимися одновременно. Основная задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы предположить, какой фрагмент текста в диктанте или сочинении вызовет трудности в плане написания, и разобрать его детально.

Преимущества данного метода многочисленны и очевидны. Во-первых, дети, проработав ошибки заранее, смогут предотвратить их допущение в дальнейшем времени. Во-вторых, они не будут бояться ошибочных действий в дальнейшем времени. В-третьих, сразу после внедрения данной системы произойдет ускорение процесса обучения. И, наконец, в-четвертых, прогнозирование ошибок позволит избежать необходимости родителям выполнять уроки с детьми [3].

Помимо этого, данная методика считается интерактивной и подразумевает тесное взаимодействие между учителем и учениками. По этой причине класс может стать более дружным, а его отдельные ученики станут помогать друг другу во всех вопросах, связанных с изучением русского языка и литературы. Наряду с этим с помощью такого подхода не составит труда достигать следующих результатов.

Моделирование реальных ситуаций из жизни и формирование проблем с поиском путей их совместного решения.

Способствование созданию длительных навыков и умений, формированию единых ценностей.

Создание атмосферы взаимодействия и помощи друг другу, т. к. выгодного для всех сотрудничества.

Освоение азов учебного содержания посредством фактических данных, а также действий и чувств.

Получается, что в рамках данной методики в качестве субъектов обучения выступают и обучающиеся люди, и педагоги. Последние при этом организуют весь учебный процесс, выбирают классного лидера, формируют группы, разделяют учеников на консультантов и тех, кому нужна помощь. В общем, они всячески координируют ход событий.

Интерактивные методы, включая способ прогнозируемой ошибки, обладают массой положительных аспектов. Так, с их помощью не составит труда решить следующие базовые задачи.

Осознание и последующее обсуждение значимых нюансов чувственного восприятия.

Контроль личного отношения к окружающей среде и ее объектам.

Формирование навыков качественного общения, получение помощи в понимании значения группового опыта.

Принятие прямого и непосредственного участия в функционировании группы. Полное признание и уважение ее правил, принципов и ценностей.

Выражение и отстаивание собственной позиции.

Согласование действий в рамках решения конкретной проблемы.

Обучение применению не тех знаний, которые являются конкретными, а тех, которые подразумевают обретение ценного опыта [4].

Как можно заметить, методика прогнозируемой ошибки работает достаточно хорошо и успешно. С ее помощью не составит труда обеспечить решение целого комплекса задач и сделать это за короткий отрезок времени.

Метод прогнозированной ошибки на уроках русского языка и литературы подразумевает проведение определенных мероприятий. Их перечень можно охарактеризовать на практике следующим образом:

упражнения психологического характера на знакомства друг с другом;

практикумы для обеспечения сплочённости и сотрудничества в рамках группы;

мозговой штурм, ассоциации;

проведение дискуссий и диспутов;

организация ролевых игр;

прохождение дидактических материалов;

интерактивные мероприятия.

Все эти действия могут осуществляться на различных этапах занятий, и все они являются максимально продуктивными.

Использование данного метода, невзирая не его эффективность, сопряжено с большим количеством нюансов:

методика является древней и содержит большое количество направлений, каждое из которых нужно учитывать в обязательном порядке;

выбор конкретного способа зависит от возраста учащихся и их индивидуальных способностей;

применяемые методы должны применяться в отношении всех учеников.

С помощью рассматриваемой техники можно будет привести в активное состояние познавательных функций учащихся, сделать формы работы на уроке более разнообразными, обеспечить повышение уровня наглядности материалов, а также сэкономить время. Но для достижения желаемого результата придется приложить немало усилий.


Список литературы

1.Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2014 - 456 с.

2.Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Русское слово, 2016. – 232 с.

3.Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. - М.: Смысл, 2017. - 400с.

4.Лекант П.А. Современный русский язык / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Касаткин Л.Л., Е.В.Клобуков; под ред. П.А.Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 559 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации