12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Захарова Елена Александровна152
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Использование методики Лэпбук как инновация в системе работы учителя-логопеда

Необходимым условием полноценного развития личности является формирование речи у детей-дошкольников. В норме к пяти годам ребёнок должен чётко произносить все звуки родной речи. В наше время процент детей в возрасте 5 -7 лет с нарушением звукопроизношения значительно вырос.

У многих детей дошкольного возраста несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. 

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют вовремя исправить первичный дефект.

Однако, нередко дефекты звукопроизношения у детей по разным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых логопедических занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.

Причины несформированности правильного звукопроизношения:

- наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;

- наличие неврологической симптоматики у ребенка;

- недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;

-отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;

- отсутствие заинтересованности в результатах работы.

Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков),предлагаем рассмотреть особенности содержания этапов логопедических занятий по автоматизации звуков.

Этапы и последовательность автоматизации звуков:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

Развитие моторики речевого аппарата.

Постановка звука.

Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Этап автоматизации звуков языка в самостоятельной речи детей является самым трудным. Автоматизации поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Научиться четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях.

Но если заинтересовать детей, включить в образовательную деятельность интересные развивающие задания, то можно добиться значительных результатов.

С этой целью было решено провести с детьми с тяжелыми нарушениями речи углубленную работу и применить методику создания лэпбука.

Применение в индивидуальной образовательной деятельности современного дидактического пособия - лэпбук по атоматизации звуков речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) будет актуальным и современным.

Дошкольникам с ТНР такой необычный способ работы с информацией поможет организовать, лучше понять, запомнить и систематизировать изученный материал.

Наблюдая за дошкольниками, был сделан вывод, что такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он возвращается к этому дидактическому пособию неоднократно.

Лэпбук можно использовать в индвидуальной образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и во время коррекционного часа воспитателями.

Использование такой формы работы даёт возможность построить нам свою деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Значимость и преимущества технологии "лэпбук":

- активизация у детей интереса к познавательной деятельности;

- способствование организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

- обеспечивание реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- использование разнообразных игровых технологий, оригинального оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

- развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов;

- позволяет сохранить собранный материал;

- развитие креативности, творческого мышления, мелкую моторику, речь;

- способствует творческой самореализации педагога.

Прежде чем начать работу по созданию методического пособия по автоматизации звука, было проведено обследование звуковой стороны речи детей 4-5 лет. Для обследования речи дошкольников с ТНР был использован "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения" Смирновой И.А.

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы на основе выявления у него несформированности или нарушений произносильной стороны речи.

По итогам обсследования детей средней группы с ТНР МБДОУ №16 "Карасик" были выявлены следующие уровени произносительной стороны речи:

Высокий - о человек;

Средний - 13 человек;

Низкий - 6 человек.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука и смешение звука. Так, у 15 детей группы с ТНР из 19 отсутсвовал в речи звук [Ш] или заменялся другим звуком.

Нами было принято решение - создать лэпбук по автоматизации звука [Ш] "Играем со змейкой Шушей".

Данное пособие содержит дидактический материал разной степени сложности: слог, слово, словосочетания, предложения, чистоговорки, рассказы. Речевой материал расположен в той последовательности, в какой обычно ведётся логопедическая работа.

Все задания подобраны с учётом заявленного возраста и расположены от простого к сложному. При подборе заданий использовались материалы Л. А. Комаровой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко,Е. А. Пожиленко, И. В. Баскакиной, М. И. Лынской, Азовой Е.А, свои педагогические наработки. 

Цель данного пособия: создание условий для успешной автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1. Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Ш];

2. Научить правильно проговаривать звук [Ш] изолированно;

3. Закрепить произношение звука [Ш] в словах с использованием разнообразных дидактических игр;

4. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания и называния картинок со звуком [Ш];

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука);

4. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость;

2. Формировать самоконтроль за речью;

3. Побуждать к активности в получении новых знаний;

4. Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.















Содержание лэпбука по автоматизации звука [Ш]

"Играем со змейкой Шушей"

Лэпбук по автоматизации звука [Ш] "Играем со змейкой Шушей" представлен в виде домика, около которого живет змейка Шуша. Вместе со змейкой ребята выполняют разнообразные задания, расположеные в специальных кармашках, либо напечатаны на самом лэпбуке.


t1631554206aa.jpgt1631554206ab.jpg














t1631554206ac.jpgt1631554206ad.jpg





















В пособие представлены следующие дидактические игры.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать артикуляционную моторику. для автоматизации шипящих звуков, укрепление мышц губ, языка и щек; улучшение кровообращения.

Змейка Шуша решила заглянуть в окнои помочь ребятам выполнить артикулляционную гимнастику.

t1631554206ae.jpgКарточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [ш] прикреплены прищепками к ленте, как будто сушится белье у дома. Дети могут снимать и прикреплять карточки прищепкой, развивая мелкую моторику рук.

В окне расположено зеркало, ребенок видит, как он выполненяет упражнения.

Дидактическая игра "Змейка"

Цельавтоматизировать звук Ш изолированно, развивать мелкую моторику.

t1631554206af.jpgРебятам предлагается помочь змейке Шуше добраться до своего домика, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.) Далее ребята дают характеристику произнесенному звуку.

t1631554206ag.jpg





Дидактическая игра "Подружи звуки"

Цель: автоматизировать звук Ш в слогах, развивать мелкую моторику.

Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить ребят правильно произносить свой любимый звук [Ш]. Для этого она придумала слоговой цветочек! Слушайте внимательно и повторяйте песенки с гласными звуками вместе со змейкой. Постарайтесь не ошибаться.

Дидактическая игра "Собери пазл"

Цельавтоматизировать звук Ш в словах

t1631554206ah.jpgt1631554206ai.jpg









Ребятам предлагается помочь t1631554206aj.jpg змейке собрать пазлы, проговаривая слова со звуком [Ш] по поцизиям: в начале слова, в середине слова, в конце слова, со стечением согласных звуков.

Так же с пазлами можно выполнять упражнение «Мой, моя, мои, моё». "Покажи Шуше только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). ( мая шапка...)."

Шуша любит веселиться, она решила поиграть в игру - упражнение «Чего не стало?» Ребята рассматривают и запоминают картинки пазла , Шуша закрывает одну картинку волшебным экраном, а нужно посмотреть и сказать, чего не стало.

Дидактическая игра "Загадки-добавлялки"

Зt1631554206ak.jpg мейка приготовила для ребят интересные загадки - добавлялки, в отгадках которых нужно ребятам четко и правильно произнести звук [Ш].

Лексический материал:

Голове зимоб зябко,

Пригодиться в стужу... (шапка)



Полежал на солнце уж. Я не стал есть шоколадку,

И сказал: "Мне нужен..." (душ) Угощу пото... (лошадку) и т.д.


Дидактическая игра "Улитка"

Цель: автоматизировать звук Ш в словах.

Ребята со змейкой Шушей пришли в гости к улитке,которая жила в домике. Улитка предлагает ребятам поиграть с ней, для этого нужно пройти по лабиринту, называя картинки. Будьте внимательны! Не ошибайтесь в произношении звука [Ш].

t1631554206al.jpg

Дидактическая игра "Логопедическое домино"

Цельнаучить правильно произносить звук [Ш] в игровой форме, образовывать форму множественного числа существительных и согласовывать их с числительными и прилагательными, составлять предложения.

t1631554206am.jpgt1631554206an.jpgt1631554206ao.jpg



Данное логопедическое домино содержит несколько игр, направленных на автоматизацию звука [Ш] и развитие лексико-грамматической стороны речи.

Например:

- игра "Называю правильно". Детям раздаются карточки, они называют изображения, четко проговаривая звук [Ш]. В игре можно использовать как все карточки комплекта, так и выборочно: для автоматизации звука в прямых слогах (шапка, кувшин)или в обратных (камыш, карандаш).

- игра "Один-одна" Дети называют изображения на своих карточках, согласовывая их с числительным "один", "одна"(у меня один мешок).

-игра "Сколько всего?". Выкладывая карточки, дети называют свои предметы и последний предмет предыдущего игрока (четыре шарфа и два камыша)

- игра "Составляем предложения". Детям предлагается придумать предложения по карточкам с маленькими словами "а" и "и" (кукушки кукуют, а лягушки квакают).

Дидактическая игра "Чистоговорки"

Цель: развивать органы артикуляционного аппарата и помогать в отработке произношения звука [Ш] при регулярном повторении.

t1631554206ap.jpgt1631554206aq.jpg

Вместе с Шушей ребята составляют чистоговорки и отрабатывают звук [Ш] в предложениях при многократном повторении.

Лексический материал:

ШИ-ШИ-ШИ - что-то шепчут...камыши.

АШ-АШ-АШ - мы построили ...шалаш.

ИШЬ-ИШЬ-ИШЬ - за стеной скребется...мышь.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

t1631554206ar.jpgЦель: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет, автоматизируя звук [Ш], и объяснять, почему он лишний путём составления сложного предложения.

Змейка загадывает ребятам загадку:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От морозов прячет нос. Это мишка!

Шуша знакомит ребят Мишкой, который предлагает ребятам поиграть в игру:

"Найди в каждом ряду лишнюю картинку и объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ш".

Дидактическая игра "Найди слово"

Цель: упражнять детей в нахождении места звука [Ш] в слове (в начале, середине или конце слова)

Ребятам нужно назвать картинки, выделяя звук Ш. Найти слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце). Соединить каждую картинку с соответствующей схемой и составить предложение с каждым словом.

t1631554206as.jpgt1631554206at.jpg









Дидактическая игра "Посчитай-ка"

Цельавтоматизировать звук [Ш] в словосочетаниях, согласовывать имёна существительные с числительными.

Помоги змейке Шуше сосчитать предметы в рамочке и ромашки на полянке.

t1631554206au.jpgЛексический материал:

- одна желтая ромашка

- две желтых ромашки

- три желтых ромашки

t1631554206av.jpg- четыре желтых ромашки

- пять желтых ромашек и т.д.









Дидактическая игра "Веселый поезд"

Цель: автоматизировать звук Ш в словах, упражнять детей в делении

слов на слоги.

Змейка Шуша решила отправится в петешествие. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Ш]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Рассади пассажиров по вагончикам.

t1631554206aw.jpg

Дидактическая игра "Перессказ с картинками"

Цель: автоматизировать звук Ш в словах, словосочетаниях и предложениях.

Повтори предложения, заменяя картинки словами. Пересскажи рассказ с самого начала, придумай название.

t1631554206ax.jpgt1631554206ay.jpg













Дидактическая игра "Собери букву"

Цt1631554206az.jpg ель: закрепить произношение звука Ш в словах и познакомить с буквой Ш.

t1631554206ba.jpg
Дидактическая игра "Найди букву"

Цель: закрепить знания о букве Ш, научить концентрировать внимание на изученной букве, расширить словарный запас, помочь развить наблюдательность.

t1631554206bb.jpg
t1631554206bc.jpg

. Дидактическая игра "Слоговое лото"

t1631554206bd.jpgЦель:  развивать внимание, учиться подбирать слоги для составления и чтения слов с буквой [Ш], совершенствовать навык слогового анализа

Шуша решила помочь Маше и Даше собрать орешки. Прочитай записанные на орешках слоги и составь из них слова. Вместе с девочками составь предложения с получившимися словами.


Заключение

В условиях модернизации образования учителю-логопеду необходимо искать новые методы и технологии, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, адаптированную в современном обществе — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.

Создание лэпбука по автоматизации звука [Ш]"Играем со змейкой Шушей" и применение его в индивидуальной образовательной деятельности учителем- логопедом с детьми с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста внесло много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

- у детей стал успешнее происходить процесс автоматизации звука [Ш];

- дошкольники научились находить информацию самостоятельно и с удовольствием пользоваться ей;

- у детей стали быстрее развиваться процессы мышления, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

- все игры в лэпбуке способствовали обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

- лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и стал прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

- лэпбук повысил интерес к формированию правильного звукопроизношения, что будет способствовать дальнейшей социализации ребенка в обществе.

Задача учителя-логопеда - эффективно проводить работу по коррекции речи ребенка, придавать им уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых знаний.  




Литература

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. -М.: Просвещение, 1987.

2.Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков - М.: Гном-Пресс, 1999.

3. Комарова С.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. К63 Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

4.Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.: Аквариум, 1995.

5.Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988.

6.Нищева Я. В. Будем говорить правильно.- СПб.: Детство-Пресс, 2002.

7.Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.

8.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. - СПб.: Детство-Пресс, 2015.

9.Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург: АРГО, 1996.

10.Филичева Т. Б. Учись говорить правильно.- М., 1993.

11.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1971.

12.Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаемзвуки получаем.- М.: ЗАО Центрполи- граф, 2005.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.