Статья «Использование интерактивного альбома в системе домашних заданий учителя-логопеда»
Использование интерактивного альбома в системе домашних заданий учителя-логопеда
Автор: Воронина Анна Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ д/с№25 «Ягодка» г.о.гБор Нижегородской области
В современном мире с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этих детей открывают специальный группы и классы в образовательных учреждениях. С этими детьми работают специалисты, выстраивая индивидуальную программу развития (ИОП) ребенка с ОВЗ, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В ИОП и ИОМ специалисты подбирают оптимальные методы обучения особенного ребенка, используют инновационные технологии. Но бывает так, что при всех усилиях специалистов, процесс коррекции затягивается.
Дома с ребенком должны работать родители, но не всегда эта работа устраивает специалистов.
Существует три модели обучения и воспитания:
Пассивная модель. Усвоение ребенком материала только со слов взрослого. Ребенок в такой модели всего лишь пассивный слушатель, которому не дают возможности даже усомниться в словах педагога.
Активная модель. В этой модели ребенок может участвовать в беседе, задавать вопросы по излагаемой теме. Но только в той системе, которая предлагается педагогом.
Интерактивная модель. Данная модель предполагает обратную связь, это двухстороннее общение. Ребенок может не только задавать вопросы, но и выбрать направление дальнейшей деятельности, тем самым выстроить собственную траекторию обучения.
По уровню включенности ребенка в образовательный процесс можно утверждать, что интерактивное обучение наиболее результативно, особенно если речь идет о детях с ОВЗ.
Основная цель интерактивного обучения – это создание комфортных условий обучения, при которых ребенок будет чувствовать свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Этот принцип безусловно учитывается педагогами и специалистами, работающими с особенными детьми. Учителя-логопеды и учителя-дефектологи в своей работе отдают предпочтение активным и интерактивным методам обучения: игры-театрализации, интерактивные презентации, компьютерное программное обеспечение, интерактивные доски и проекторы, коврографы и многое другое.
Но после занятий в образовательном учреждении ребенок, получая свое домашнее задание, идет домой, где нет специального оборудования и дидактического материала. Родители, не являясь специалистами в этой области, испытывают затруднения (а, следовательно, и стресс) при выполнении домашнего задания с ребенком. Мамам и папам необходимо подобрать материал, при этом часто не учитывается уровень развития ребенка. Также важно не только подобрать материал для занятий дома, но и придать этому материалу и действиям с ним определенную форму, что тоже бывает затруднительно. Поэтому выполнение домашнего задания сводится к уровню: «Повторяй за мной!» Именно дома чаще всего при работе с домашним заданием взрослыми выбирается первая модель обучения и воспитания, а именно пассивная модель, что не приводит к желаемому результату.
Рис.1. Страница обычного альбома |
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Следовательно, и домашнее задание должно быть представлено в виде игры. Тогда мы не только сможем прорабатывать нужный нам материал, но и не утратим внимание ребенка на занятии.
Исходя из всего выше сказанного, мной была поставлена цель: разработать интерактивный альбом для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Что же из себя представляет интерактивный альбом? Это обычный альбом для рисования, но задания в нем даются не просто в виде вырезанных откуда-то картинок, а в специально подобранном интерактивном шаблоне. Такие шаблоны часто можно встретить в лэпбуках. Каждый педагог и родитель знает, насколько нравится ребенку подвижные элементы, открывающиеся кармашки или книжки с объемными элементами. А теперь мы, используя такой интерактивный шаблон, наполним его нужным нам материалом и дадим его ребенку.
Рис.2 Страницы интерактивного альбома «Животные жарких стран» |
Теперь ребенок на занятии дома не просто будет проговаривать слова и предложения по теме. Ребенок сам вклеит шаблон в свой альбом, раскрасит и сложит его. Педагог может научить ребенка (и его родителей) играть с этим интерактивным элементом. Например, использовать как игру-бродилку, взяв из любой настольной игры кубик и фишки. Обычный альбом для рисования превращается в интерактивную книгу, где на каждой странице ребенка ждет небольшой сюрприз, автором которого он сам и является. Второго такого альбома не будет больше ни у кого!
Рис. 3. Страница интерактивного альбома «Автоматизация звука Л» |
При использовании интерактивного альбома многие проблемы родителей с выполнением домашнего задания решаются:
Во-первых, родители получают готовый дидактический материал для занятий и понятную инструкцию (Поиграть!) Весь дидактический материал остается в альбоме ребенка, а значит, родители и ребенок могут неоднократно возвращаться к пройденным темам, или использовать карточки и шаблоны для других целей (например, придумают новую игру). Это поможет ребенку лучше усвоить материал.
Во-вторых, ребенок получает деятельность. Он не только может играть со своим альбомом, но является его активным создателем. Именно деятельность дает развитие. Было замечено, что детям очень нравится демонстрировать друг другу страницы своих альбомов. Они внимательно смотрят, кто и как оформил свою страницу. Ведь оформление такой страницы – это, прежде всего, их собственное достижение.
В-третьих, педагог уверен в том материале, который он подготовил для своих воспитанников. Педагог, разрабатывая интерактивный шаблон, учитывает особенности детей, цели и задачи занятия, подбирает дальнейшую деятельность с этим шаблоном так, чтобы увлечь ребенка.
Используя в этом году интерактивные альбомы как систему домашних заданий, я убедилась в том, что домашнее задание может быть интересным. Родителям не надо было больше искать, откуда вырезать картинки по определенной теме. Ребята с удовольствием выполняли домашнее задание дома, играли со своими родными. В конце учебного года дети показали отличный результат по усвоению образовательной программы.
Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Список литературы:
Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.:Просвещение, 1978. с. 27-37.
Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.
Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Королевская Т. К. «Видимая Речь»: новая технология – новые отношения// Дефектология. 1996. № 2.
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски// Дефектология. 1998. № 1.
Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в специальном образовании. М.: Вестник образования. 2003.