Использование методов коучинга в образовательном процессе
Использование методов коучинга в образовательном процессе
Винник Е.А.
МБОУ «Лицей»
«Настоящую силу дает не знание, а взаимодействие с людьми»
«Лидер и племя» Джон Кинг, Дэйв Логан, Хэли Фишер-Райт.
Один ученик требует новых и новых заданий, участвует во всевозможных олимпиадах, развивается интеллектуально и физически, а другой довольствуется минимумом, «закрывается» от коллектива, прячется за спины товарищей. Что или кто создаёт такую разницу в поведении и результативности?
Для ответа обратимся к такому современному понятию, как коучинг.
Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. [Википедия]
В философии коучинга каждый человек рассматривается как многогранная, ресурсная, творческая и целостная личность. Принимая данное утверждение, как аксиому, коучи помогают личности определить её цели, стимулировать на самостоятельные открытия и шаги к достижению данной цели.
Обращаясь к ФГОС, мы видим, что метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности,
- самостоятельно осуществлять, корректировать деятельность,
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности?
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Может ли педагог, используя методы коучинга, стимулировать достижение целей каждого ребёнка, зажечь «внутреннего» лидера, не боящегося неудач, активно проживающего образовательный процесс, как то, что приносит пользу, а не как то, что навязало общество.
Школа лидерства начинается с себя. Cо слышащего, включенного педагога.
Начать путь педагогического коучинга можно задав себе «четыре больших вопроса», а именно: «Что работает хорошо?», «Что не работает?», «Что мы можем сделать, чтобы заработало то, что не работает?» и «Есть что-то еще?».
Советы ищущему педагогу можно сформулировать так:
Выявляйте способности каждого ученика, озвучивайте их как можно чаще, даже если эти способности еще только в зачаточном состоянии.
Хотите изменить поведение ученика или класса? Обращайтесь к каждому ученику и ко всему классу в целом, как к идеальному в вашем представлении личности и коллективу, даже если реальность далека от идеала. Доказано, что от изменения формы донесения информации, меняется восприятие реальности. А когда меняется восприятие реальности, автоматически меняется и поведение.
Находите время, чтобы указывать слушателю на то, что именно он сделал хорошо, давайте конкретные наставления на развитие индивидуальных способностей.
Не бойтесь говорить нелидеру: «Я тебя ценю».
Метод GROW – вопросы, разбитые на 4 этапа:
Goal — цель.
Reality — реальность.
Options — варианты.
Will — намерение.
Вместе с ребенком ищем ответы на «сильные» вопросы.
Вопросы 1 группы: Воодушевляет ли меня моя цель? Какой результат будет для меня наилучшим?
Вопросы 2 группы: Что я уже делаю для достижения своей цели? На сколько процентов сейчас выполнена моя цель?
Вопросы 3 группы: Как изменить ситуацию, что можно предпринять именно сейчас? Кто мне может помочь?
Вопросы 4 группы: Каким будет первый шаг, с чего следует начать?
Создавайте вместе с ребенком его полезность в классе. Обязательно фиксируйте конкретные направления, в которых ребёнок был полезен в виде обычных или интерактивных таблиц. Подводите ежемесячные итоги. Сравнивайте не детей между собой, а активность каждого ребенка месяц за месяцем. Пример таблицы ниже.
Активность класса | |||||
| январь | февраль | март | апрель | май |
Список учеников | | | | | |
Используйте «волшебные» вопросы – «Представь себе, что ты ….» - помогают описать будущее, приблизить ту реальность, в которой ребёнок становится лидером.
Литература:
Википедия.рф
Джон Кинг, Дэйв Логан, Хэли Фишер-Райт «Лидер и племя»
И. Вагин, П. Рипинская «Мастер-класс.Тренинги»
КоучингвОбразовании.рф
www.1napc.ru