Использование онлайн-тренажеров и флеш-игр на уроках русского языка в 5 классе
Пояснительная записка
Статья описывает опыт использования онлай-тренажеров на уроке русского языка и может быть полезна учителям - предметникам, позволив им вооружиться новыми приемами работы с классом в целом и наименее мотивированными к обучению учащимися в частности. В публикации указаны сервисы и ресурсы, которые помогут и родителям без особого труда прививать интерес к разным школьным дисциплинам начального звена.
Использование онлайн-тренажеров и флеш-игр на уроках русского языка в 5 классе.
Новая реальность, не считаясь с желанием умудренных опытом педагогов, внесла свои коррективы в педагогическую систему. Удаленное обучение подтвердило один отрадный факт для учителей: из медиа-образования их не удалить. Запросы учащихся и родительского сообщества продемонстрировали потребность в еще большей педагогической поддержке, чем в модели очного обучения. На помощь педагогам, пытающимся найти место в цифровой реальности, пришли, в первую очередь, мессенджеры, социальные сети, обучающие платформы, сервисы для создания мультимедийных ресурсов.
Находясь в непосредственном контакте с учащимися и их родителями, учителя выполняли свои обычные функции: объяснение нового материала, проверка домашнего задания, консультирование по не понятому учащимися материалу. Работы домашних заданий учащихся чаще всего демонстрировали низкий уровень заинтересованности ребят в ответственном выполнении. Положительная мотивация к учебному труду после просмотра видеоурока на одной из обучающих платформ чаще всего не возникала. Возможность интерактивного доступа к разного рода обучающим материалам, указанным учителем, интерес ребенка не поддерживала. Учащиеся старались приложить минимальные усилия, что сказалось на последующей работоспособности целых учебных групп.
На выручку пришли обучающие платформы, предоставившие готовые задания с выбором ответа, сервисы, позволяющие самостоятельно конструировать задания и проводить контроль знаний в необычной форме. Сервисы такие как: «Учи.ру», «Skysmart», тесты, созданные в Google Формах, ВК сообществе, Яндекс Учебнике.
Учителю стало необходимо освоить работу с онлайн-конструкторами учебных тренажёров ("еТреники", "LearningApps.org"), с программами для создания обучающих презентаций (Wilda, Emaze), доступными видеоредакторами (Online Video Cutter, Сlideo). Нужно было найти площадку для проведения уроков, онлайн-доску с возможностью совместной работы в реальном времени.
Многие учителя в условиях дистанта просто выстроили систему самоподготовки учащихся с заочной аттестацией, но наиболее креативные педагоги вынесли из удаленного обучения значительный опыт работы с мультимедийными ресурсами, которые позволят внедрить в практику очного обучения новые технологии.
К примеру, опираясь на психолого –педагогические особенности пятиклассников, можно сделать вывод, что в 5 классе наиболее продуктивны игровые технологии, поэтому работы, обучающие и проверочные, лучше проводить в игровом формате. Такой обучающий инструмент позволит поддерживать интерес учащегося на протяжении всего урока, ряда уроков по одной теме. Сервисы «bi2o2t», «KID- MAMA» предоставляют готовые флеш-игры, а ресурсы «еТреники», «LearningApps.org», «Wordwall», «Учи.ру» дают возможность быстро и без дополнительных финансовых затрат подготовить работу для диагностики, помогут оперативно проверить знания учащихся в области русского языка. Сервисы создания онлайн-тренажеров просты в подготовке и использовании, предоставляют возможность самостоятельно выбрать тему, загрузить понятия, подобрать интересный шаблон для оформления слайда. Данный формат работы экономит время на фронтальном и индивидуальном опросах учащихся в классе, позволяет вовлекать максимальное количество обучающихся в работу, поддерживает высокий темп и заинтересованность ребят. Интересным элементом, способным разнообразить виды деятельности на уроке может стать индивидуальная работа с привлечением мобильных устройств каждого учащегося, работа в паре, в группе. Самостоятельная деятельность со своим смартфоном поможет и в дифференциации заданий для учащихся разного уровня подготовленности. В виде домашнего задания или самостоятельной творческой работы целесообразно предложить составить свой тест при помощи ресурсов «еТреники», «LearningApps.org», «Wordwall».
Подобные виды деятельности вписываются в курс современной системы образования к цифровизации образовательного пространства.
Урок должен быть интересным и захватывающим не только для учителя, влюбленного в свой предмет, но и для его учеников. Современный мир предоставляет ребенку много видов деятельности, не требующих затрат энергии и познавательной активности. Учителю зачастую приходится вести неравный бой с гаджетами, цифровыми ресурсами сети интернет. А может, и не стоит тратить силы на подтверждение факта, что ребята не хотят учиться по-старому, а нужно использовать во благо и медиа-инструменты.
Горбачёва Марина Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна
Приходько Наталья Владимировна