Использование понятий теории литературы в сочинениях по лирике
Понятие |
Смысл |
Использование в сочинении |
Творческая биография автора |
История жизни и творчества автора разбираемого произведения |
Фактам биографии автора следует уделить внимание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, имена, названия, даты и т. п. Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора |
История создания произведения |
Время, место, история создания, черновые варианты произведения |
Этот материал необходим, если он углубляет, расширяет ваше восприятие произведения и умело вводится в сочинение. |
Мировоззрение автора |
Система взглядов, их эволюция, в том числе гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды. |
Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нем следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения |
Лирика |
Род литературы (эпос, драма), передающий переживания человека, его мысли и чувства |
Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы. |
Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика |
Эти определения весьма условны, по основному содержанию стихотворения |
Пользоваться осторожно, с учетом условности и необязательности определения. Самое употребляемое из определений этого ряда — философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, размышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество и др. |
Виды и жанры |
(Общепринятой терминологии нет.) Лирическое стихотворение, песня, элегия, ода, апология и др. |
О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием. |
Содержание |
Тема, идея, проблема, конфликт, пафос. |
Анализируется в единстве с формой, так как художественное содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихотворной речи. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), рассматривать ее движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его «содержание». |
Лирический герой |
Условный образ поэта в лирике, лирическое «я», художественный «двойник» автора в художественном произведении. |
Можно говорить как о лирическом герое стихотворения, так и своеобразии лирического героя автора (например, лирического героя Есенина). Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой. Сигналом к рассмотрению переживаний лирического героя в стихотворении в какой-то мере является употребление местоимения «я» и глаголов в 1-м лице единственного числа. Степень близости лирического героя автору может быть предметом анализа (см. «Творческая биография», «Мировоззрение автора») |
Деталь художественная |
Подробности портрета, пейзажа, интерьера, поведения: жесты, мимика, движения, речь |
Рассматривается как смыслообразующий элемент формы, характерный элемент авторской поэтики (например, у Ахматовой, Блока) |
Интонация |
Повышение и понижение голоса, темп речи, сила ударения, пауза и др. |
Интонация связана с правильным, выразительным чтением стихотворения как про себя, так и вслух. Уловить интонационное своеобразие стихотворения, понять , чем диктуется повышение и понижение голоса, темп, ударение, пауза,- важная часть анализа, которая может быть отражена в сочинении. |
Реминисценция |
Отзвук чужого произведения, смутные воспоминания. |
Истолкование художественного произведения с учетом содержащихся в его тексте реминисценций и аллюзий, внимание к ассоциативным связям, которые вызывают образы, мотивы произведения, - неотъемлемая часть всестороннего анализа художественного текста |
Аллюзия |
Намек на нечто известное (в том числе историческое событие, художественное произведение, миф и т. д.) |
|
Ассоциация |
Связь между отдельными представлениями: одно вызывает в памяти другое |
Выстраивание ассоциативных рядов — один из приемов анализа |
Цитата |
Прямое заимствование из текста художественного произведения, критической литературоведческой литературы и т. д. |
Употребление цитат должно быть логически оправданно, умеренно, грамматически правильно. Оптимальный способ цитирования – «усеченная цитата» (фрагмент стихотворении – несколько слов), введенная в текст непосредственно. При более подробном цитировании (4 строки –не более!) кавычки не употребляются, если сохраняется стихотворная строка. |
Художественный метод, направление, течение. |
Классицизм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, концептуализм и др. |
Информация такого рода в сочинении не должна иметь характер констатации факта (Лермонтов — романтик, Блок — символист). Особенности метода, направления, течения следует рассматривать в процессе анализа конкретного стихотворения (Как проявляется романтическое двоемирие? В чем реалистичность пейзажа? Почему рассматриваемый образ — символ? и т. п.) |
Поэтика |
Особенности стиля автора, совокупность тех художественных средств, которыми он пользуется |
Рассматривая художественные особенности конкретного стихотворения, надо отмечать характерные для поэтики автора приемы. Следует использовать и сам термин «поэтика» в указанном значении. |
Образ художественный |
Обобщенное понятие: картина, способ отражения окружающего мира, переживаний человека |
Употребляется как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени и пространства, образ природы, образ города, образ поколения, так и в обозначении ключевых образов: образ лирического героя, образ Петербурга, образ осени, образ музы, образ ветра, а также более конкретных картин: образ «непробужденного»народа» (Тютчев), образ свечи (Пастернак), образ «риза чистая Христа» (Тютчев). Образы создаются с помощью изобразительно-выразительных средств языка |
Стихотворная речь |
Метрика |
Определение стихотворного размера – одного из элементов формы – рассматривается в связи с содержанием стихотворения и как элемент своеобразия авторской поэтики (например: пушкинские ямбы, трехсложные размеры у Некрасова, дактиль у Блока и Ахматовой, тонический стих у Маяковского) |
Пиррихий Спондей |
Если в сочинении зафиксированы какие-либо особенности стихосложения, стоит осмыслить их художественную функцию. |
|
Фоника (ассонанс, аллитерация) |
Наблюдая эти явления, следует дать оценку их участия в создании художественного образа. |
|
Рифма (мужская, женская, дактилическая; простая, составная; парная, перекрестная, опоясывающая) |
Внимание к рифме как элементу формы стиха обусловлено степенью ее своеобразия (например, составные рифмы Маяковского), выразительностью и смысловой значимостью («век-человек» у Фета, «венца-глупца» у Пушкина) |
|
Форма |
Композиция (построение), расположение и соотношение частей. Грамматика. Тропы; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие |
Идейно-композиционный анализ – один из универсальных приемов анализа художественного произведения (следить за развитием поэтической мысли); следует обращать внимание на художественную роль частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений – в создании образов, передаче поэтической мысли. Рассматривать, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление об изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому. Синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели – придания тексту художественной выразительности (так же, как и тропы). |