Использование понятий теории литературы в сочинениях по лирике

5
0
Материал опубликован 16 August 2016 в группе

Понятие

Смысл

Использование в сочинении

Творческая био­графия автора

История жизни и творчест­ва автора разбираемого про­изведения

Фактам биографии автора следует уделить вни­мание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, име­на, названия, даты и т. п. Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора

История созда­ния произведения

Время, место, история со­здания, черновые варианты произведения

Этот материал необходим, если он углубляет, рас­ширяет ваше восприятие произведения и умело вводится в сочинение.

Мировоззрение автора

Система взглядов, их эво­люция, в том числе гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды.

Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нем следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения

Лирика

Род литературы (эпос, дра­ма), передающий пережива­ния человека, его мысли и чувства

Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание

к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы.

Граждан­ская, любовная, философская, вольнолюби­вая, пейзаж­ная лирика

Эти определения весьма ус­ловны, по основному содержа­нию стихотворения

Пользоваться осторожно, с учетом условности и необязательности определения. Самое употребляемое из определений этого ряда — философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, размышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество и др.

Виды и жанры

(Общепринятой терминоло­гии нет.) Лирическое стихо­творение, песня, элегия, ода, апология и др.

О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием.

Содержание

Тема, идея, проблема, конф­ликт, пафос.

Анализируется в единстве с формой, так как худо­жественное содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихо­творной речи. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтиче­ской мысли), рассматривать ее движение через по­строение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы. Не следует пере­сказывать стихотворение, воспроизводя его «содер­жание».

Лирический герой

Условный образ поэта в лири­ке, лирическое «я», художе­ственный «двойник» автора в художественном произведе­нии.

Можно говорить как о лирическом герое стихотворения, так и своеобразии лирического героя автора (например, лирического героя Есенина). Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой. Сигналом к рассмотрению переживаний лирического героя в стихотворении в какой-то мере является употребление местоимения «я» и глаголов в 1-м лице единственного числа. Степень близости лирического героя автору может быть предметом анализа (см. «Творческая биография», «Мировоззрение автора»)

Деталь художественная

Подробности портрета, пейза­жа, интерьера, поведения: жесты, мимика, движения, речь

Рассматривается как смыслообразующий элемент формы, характерный элемент авторской поэтики (например, у Ахматовой, Блока)

Интонация

Повышение и понижение го­лоса, темп речи, сила ударе­ния, пауза и др.

Интонация связана с правильным, выразительным чтением стихотворения как про себя, так и вслух. Уловить интонационное своеобразие стихотворения, понять , чем диктуется повышение и понижение голоса, темп, ударение, пауза,- важная часть анализа, которая может быть отражена в сочинении.

Реминисцен­ция

Отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

Истолкование художественного произведения с уче­том содержащихся в его тексте реминисценций и аллюзий, внимание к ассоциативным связям, кото­рые вызывают образы, мотивы произведения, - неотъемлемая часть всестороннего анализа худо­жественного текста

Аллюзия

Намек на нечто известное (в том числе историческое событие, художественное произведе­ние, миф и т. д.)

Ассоциация

Связь между отдельными представлениями: одно вызы­вает в памяти другое

Выстраивание ассоциативных рядов — один из приемов анализа

Цитата

Прямое заимствование из текста художественного про­изведения, критической

литературоведче­ской литературы и т. д.

Употребление цитат должно быть логически оправданно, умеренно, грамматически правильно. Оптимальный способ цитирования – «усеченная цитата» (фрагмент стихотворении – несколько слов), введенная в текст непосредственно. При более подробном цитировании (4 строки –не более!) кавычки не употребляются, если сохраняется стихотворная строка.

Художественный метод, направление, течение.

Классицизм, романтизм, ре­ализм, модернизм, симво­лизм, акмеизм, футуризм, концептуализм и др.

Информация такого рода в сочинении не должна иметь характер констатации факта (Лермонтов — романтик, Блок — символист). Особенности метода, направления, течения следует рассматривать в про­цессе анализа конкретного стихотворения (Как проявляется романтическое двоемирие? В чем ре­алистичность пейзажа? Почему рассматриваемый образ — символ? и т. п.)

Поэтика

Особенности стиля автора, со­вокупность тех художествен­ных средств, которыми он пользуется

Рассматривая художественные особенности конк­ретного стихотворения, надо отмечать характерные для поэтики автора приемы. Следует использовать и сам термин «поэтика» в указанном значении.

Образ художественный

Обобщенное понятие: карти­на, способ отражения окру­жающего мира, переживаний человека

Употребляется как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени и пространства, образ природы, образ города, образ поколения, так и в обо­значении ключевых образов: образ лирического ге­роя, образ Петербурга, образ осени, образ музы, образ ветра, а также более конкретных картин: образ «не­пробужденного»народа» (Тютчев), образ свечи (Пас­тернак), образ «риза чистая Христа» (Тютчев). Об­разы создаются с помощью изобразительно-вырази­тельных средств языка

Стихотворная речь

Метрика

Определение стихотворного размера – одного из элементов формы – рассматривается в связи с содержанием стихотворения и как элемент своеобразия авторской поэтики (например: пушкинские ямбы, трехсложные размеры у Некрасова, дактиль у Блока и Ахматовой, тонический стих у Маяковского)

Пиррихий

Спондей

Если в сочинении зафиксированы какие-либо особенности стихосложения, стоит осмыслить их художественную функцию.

Фоника (ассонанс, аллитерация)

Наблюдая эти явления, следует дать оценку их участия в создании художественного образа.

Рифма (мужская, женская, дактилическая; простая, составная; парная, перекрестная, опоясывающая)

Внимание к рифме как элементу формы стиха обусловлено степенью ее своеобразия (например, составные рифмы Маяковского), выразительностью и смысловой значимостью («век-человек» у Фета, «венца-глупца» у Пушкина)

Форма

Композиция (построение), расположение и соотношение частей. Грамматика. Тропы; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие

Идейно-композиционный анализ – один из универсальных приемов анализа художественного произведения (следить за развитием поэтической мысли); следует обращать внимание на художественную роль частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений – в создании образов, передаче поэтической мысли. Рассматривать, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление об изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому. Синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели – придания тексту художественной выразительности (так же, как и тропы).

Комментарии
Комментариев пока нет.