Публикация «Использование потенциала учебных предметов в воспитании и социализации личности обучающихся» (7–11 класс)
Использование потенциала учебных предметов в воспитании и социализации личности обучающихся
Среди причин, актуализирующих проблему воспитания в современном российском обществе, следует выделить возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных социальными реалиями. Сегодня необходимо решать проблемы, связанные с разрушением и трансформацией системы традиционных ценностей в социализации подрастающих поколений, возникновением феномена бездуховности, недооценкой роли воспитания в образовательной парадигме.
Программа воспитания и социализации обучающихся МАОУ «СОШ № 45» содержит методические рекомендации по организации целостного пространства духовно – нравственного развития школьников. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано как в урочную, так и во внеурочную и социально значимую деятельность обучающихся. Таким образом, урочная деятельность имеет важное значение в воспитании и социализации обучающихся. На всех уроках, по всем предметам учебного плана идет планомерное формирование у обучающихся универсальных учебных действий и личностных качеств.
В нашей школе реализуя образовательный процесс в формате урока, учителя используют различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:
Поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
Репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
Творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
Проектная деятельность развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
Методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания, в том числе и формирующее оценивание, развивают самооценку и оценочные умения школьника оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самоконтролю и рефлексии, формируют регулятивные УУД.
На протяжении нескольких лет в нашей школе учителями – предметниками ведется регулярный мониторинг УУД обучающихся, который позволяет отследить процесс формирования метапредметных и личностных умений обучающихся, скорректировать работу учителя, в том числе и в рамках применяемых на уроке технологий. Традиционными технологиями, используемыми при ведении уроков в школе, стали проблемное обучение, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология коммуникативн6ого обучения иноязычной культуре, проектные технологии, технология ТРИЗ. Однако, современные требования к результатам обучения призывают учителей искать новые, инновационные технологии. Наша школа остановилась на технологии профессиональных проб.
Технологию профессиональных проб сложно назвать современной с точки зрения ее возникновения, так как зародилась она еще в 16 веке. Однако, свое современное содержание данная технология получила благодаря идеям экспериментализма в педагогической практике, порожденные педагогом Дж. Дьюи, который не только предполагал изменение традиционно применяемого процесса запоминания, усвоения готовых истин на процесс соотнесения обретаемого личностного опыта с устоявшимися знанием и нормами.
Урок – проба является формой реализации деятельностного подхода к профессиональному самоопределению школьников в рамках урочной деятельности. Данная технология может применяться на уроках различной предметной направленности. Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная проба, являясь средством профессионального самоопределения обучающихся направлена на повышение ценности предметных знаний как ресурса для социализации обучающихся, развитие профессионально значимых качеств личности, корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения.
Использование технологии профессиональных проб позволяет решить ряд задач: знакомство обучающихся с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующей элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса, функций и задач в той или иной сфере; содействие формированию допрофессиональных знаний, умений, навыков и опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности; осознание или рефлексия обучающимися приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы и построение личной профессиональной перспективы.
В настоящее время школы, самостоятельно или взаимодействуя с определенными партнерами, используют следующие виды профессиональных проб: проектная деятельность, решение ситуационных задач, выполнение некоторых профессиональных функций или задач, серия последовательных имитационных (деловых) игр, творческие задания исследовательского характера, трудовое задание.
Рассмотрим применение технологии профессиональных проб на уроках английского языка.
Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательно – оценочного аспекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности. Иностранный язык на таких уроках является лишь средством обучения, а не его целью.
Технология профессиональных проб имеет 3 этапа: вводно – ознакомительный, подготовительный, исполнительский.
Данная технология в курсе английского языка может реализовываться как в рамках одного урока, так и серии уроков или целого раздела. Например, 6 класс, тема ‘What are you going to be?’ («Кем ты собираешься стать?»). Весь раздел может быть реализован в рамках профессиональной пробы.: вводно – ознакомительный этап – определение интересов обучающихся, мотивация, знакомство с темой на 1-2 уроках, подготовительный этап – изучение лексики, грамматики, знакомство с миром профессий, функциями и качествами специалистов в той или иной сфере на 4-6 уроках, исполнительский этап – представление своей будущей профессии, например, в форме проекта, ролевой игры и т.д. – 1-2 урока.
8 класс, тема ‘Travelling’ («Путешествие»), урок ‘My hometown’ («Мой родной город») – создание экскурсионного буклета по достопримечательностям родного города. Вводно – ознакомительный и подготовительный этапы – 1-2 урока (включая не только тематическую подготовку, но и распределение ролей, например, гид-экскурсовод, редактор, оформитель, изучение функционала данных ролей), исполнительский этап – 1-2 урока – выполнение и презентация продукта.
В рамках предмета «Иностранный язык» профессиональные пробы можно проводить в различных формах:
- проектная деятельность (например, по УМК Кузовлева В.П. – 6 класс, проект «Давайте поиграем в город»: обучающиеся в группе создают свой «город», где каждый обучающийся является жителем, они рассказывают, где и с кем они живут, чем занимаются члены их семьи, рассказывают о своей профессии, о качествах личности, которые им необходимы для их работы и т.д.);
- деловые игры (например, 9-11 класс «Заключение контракта», целью данной игры является подготовка чернового варианта контракта российской фирмы с иностранной фирмой (тематика контракта может варьироваться), но еще до заключения контракта делегация от российской фирмы должна купить билеты на самолет, зарезервировать номер в гостинице, проконсультироваться с юристом и т.д.). Широко известны такие игры, как «Суд», «Дискуссия», «Выборы» и другие;
- ролевые игры (например, 8 класс, тема «Travelling» («Путешествие») – диалог «На борту самолета», «Интервью с туристом» и т.д.)
Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают в себя элементы социального тренинга. Приведем примеры подобных заданий:
line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками);
strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу);
reflection (ученики пытаются представить, что о них думают другие школьники);
listening (ученики слушаю друг друга и кивают в знак согласия или несогласия);
concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре);
conflict (ученики учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).
творческие задания исследовательского характера (например, 8-9 класс - сочинение проблемного характера, написание статьи в журнал, написание рецензии на фильм/книгу, создание обложки к книге, диску, написание письма – благодарности фирме/издательству, создание гида – путеводителя по городу/ достопримечательности и т.д.)
решение ситуационных задач (кейс-метод). Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. (например, 7 класс, тема «The Environment protection» «Защита окружающей среды» - ситуация «Вы – группа активистов – экологов. Вы хотите привить правила экологического поведения в своей школе»: работайте в группе, ознакомьтесь с работой экологической группы в одной из зарубежных школ; на примере зарубежной школы определите какие экологические проблемы типичны и для вашей школы; составьте список экологических проблем, существующих в вашей школе и способов их решения (например, уборка мусора, использование неэкологичных материалов и т.д.); распределите обязанности, разработайте график дежурства членов эко-группы; напишите памятку о правилах экологического поведения для одноклассников.)
выполнение профессиональных функций или задач (например, 9 класс – написание резюме, 7 класс – составление расписания уроков для параллели в школе, 8 класс – создание сценария проведения дня здоровья в школе и т.д.)
Из приведенных примеров видно, что все формы проведения профессиональных проб тесно связаны друг с другом, могут перекликаться и объединяться. Так, например, решение ситуационной задачи может включать в себя и выполнение профессиональных функций и заданий, а также выполнение творческих заданий исследовательского характера.
Рассмотрим возможны результаты урока – профессиональной пробы по английскому языку в формировании УУД обучающихся, воспитании и социализации обучающихся (для примера выдается разработка урока).
В содержании профессиональной пробы выделяют три этапа: вводно – ознакомительный, подготовительный, исполнительский. Каждый этап работает на свою цель.
На первом этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений обучающихся, происходит мотивация обучающихся к дальнейшей деятельности. Планируемые результаты данного этапа (без учета предметных): установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, постановка учебной цели, предвосхищение результата и уровня его усвоения, развитие положительной мотивации к трудовой деятельности.
На втором этапе – подготовительном – накапливается информация, направленная на выявление знаний и умений обучающихся в той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение профессиональной пробы. На данном этапе кроме диагностических решаются еще и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У школьников формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Планируемые результаты данного этапа (без учета предметных): определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, анализ способа действия и его результата с заданным результатом, воспитание волевой саморегуляции, формирование и осознанное высказывание своего мнения, выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль о оценка процесса деятельности, поиск, выделение и извлечение необходимой информации, структурирование знаний, получение навыков работы в команде, участие в диалогах и коллективных обсуждениях и т.д.
На третьем этапе – исполнительском – осуществляется комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики профессиональной пробы, применяются цели, условия и ситуации проявления профессиональных качеств специалистов. Планируемые результаты (без учета предметных): формирование представления о профессиональной деятельности (задачи/функции), развитие положительной мотивации к трудовой деятельности, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности, интеграция в группу сверстников и продуктивное взаимодействие с ними, саморегуляция, самооценивание и взаимооценивание.
В рамках заключительного этапа отдельно хотелось бы отметить подэтап рефлексии, в рамках которого обучающиеся подводят итог своей работы во время профессиональной пробы, что у них получилось / не получилось сделать, что они узнали о той или иной профессии / функции / задаче, импонирует им или нет данная деятельность.
Таким образом, технология профессиональных проб является деятельностной технологией, позволяющей добиваться хороших результатов в формировании метапредметных умений и личностных качеств обучающихся. Данная технология не отрицает применение в урочной деятельности других педагогических технологий, приемов и методов подачи материала, а является общим направлением деятельности учителя в воспитании и социализации обучающихся.