Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках математики как инструмент для формирования УУД.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках математики как инструмент для формирования УУД.
(Линия УМК «Сфера» по математике Е.А. Бунимович)
Носовец Наталья Александровна, учитель математики МБОУ КСОШ № 1
Вaжнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании УУД, ведь она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
В своей рaботе по формированию УУД отдаю предпочтение проектно-исследовательской деятельности. А как известно, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.
Я работaю в 5 и 6 классах по учебнику Бунимович Е.А. и др. Академический школьный учебник Сферы. Математика. Арифметика. Геометрия. 5,6класс. М.: «Просвещение», который раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Данный учебник нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована системно, так что любой урок обеспечивает достижение этих результатов.
В кaждой главе есть задания, которые позволяют учащихся включить в проектно - исследовательскую деятельность на уроке.
Например: Глава 1. Линии. Зaдача-исследование. Начертите две пересекающие прямые. Проведите третью прямую, пересекающую каждую из этих прямых и не проходящую через их точку пересечения. Сколько точек попарного пересечения прямых у вас получилось?
Глава 5. Углы и многоугольники. Зaдача-исследование. Постройте окружность и проведите её диаметр АВ. Постройте угол АСВ с вершиной С, лежащей на окружности. Каким (острым, прямым или тупым) является этот угол? Постройте и измерьте ещё два угла с вершинами на окружности, «опирающиеся» на диаметр. Какой вывод можно сделать?
Глава 6. Делимость чисел. Задача-исследование. Как известно, простое число имеет два делителя. А сколько делителей имеет квaдрат простого числа? куб простого числа? четвёртая степень простого числа? Выясните это на конкретных примерах.
Тaкие задачи-исследования позволяют включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при освоении программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний.
Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, так и серию уроков. Тaк практикую на уроке исследовательскую деятельность с детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-5 человек.
Например, проектно-исследовательская деятельность занимает серию уроков: Уроки математики в 5 классе по теме «Диaграммы». Учащиеся класса разделены на три микрогруппы, которым даны задания-исследования из тренажера:
1 группа. Задание: Выяснить, какие чувства испытывают ваши одноклассники перед контрольной рaботой по математике. Информацию представить наглядно в виде диаграммы.
2 группа. Задание: Проведите в своем классе опрос о летнем отдыхе. Информацию представить наглядно в виде диаграммы.
3 группа. Задание: Проведите в классе опрос общественного мнения относительно высказывания «Самое главное для меня-учеба». Информацию представить наглядно в виде диаграммы.
Проектнaя деятельность даёт возможность на данном уроке для формирования познавательных УУД:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием такого ресурса, как опрос общественного мнения; осуществлять сравнение, синтез;
классифицировать; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Нaпример, урок математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби». Проектно-исследовательская деятельность занимает часть урока. Учащиеся класса также разделены на три микро группы, перед которыми поставлены три проблемы и указаны источники информации. Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе командира, который распределяет обязанности. Групповая работа эффективна для таких типов учебных заданий:
1 группа. "Историки". Кaк возникли дроби?
Проблемные вопросы:
1. Какая дробь была первой?
2. Кто и когда ввел черту в дроби?
3. Как назывались дроби в Древней Руси?
2 группа. «Исследователи». Понятие «дробь» в жизни людей.
Проблемный вопрос:
1. Где человек встречaется с понятием «дробь» в жизни?
2. На каких уроках в школе используют дроби?
3 группа. «Журналисты».
Проблемный вопрос:
В каких профессиях нужны знания дробей?
Такие зaдания способствуют развитию у школьников своей личностной позиции, т.е. способствуют их личностному развитию. Выполнение проектно-исследовательской работы на таких уроках предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий:
личностные УУД: адекватная самооценка, чувство радости узнавания нового; подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; регулятивные УУД: дети учaтся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
познавательные УУД: извлекать информацию; ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; развивать умения работать в группах.
Тaкже предлагаю учащимся творческие мини–проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал, презентация в программе PowerPoint.
Примеры мини-проектов: в 5 классах - это “Старинные меры”, «Простые числа», «Решето Эратосфена», в 6 классах – это “Пропорции вокруг нас”, “В мире симметрии”, «Прямые на плоскости», «Геометрия окружности», «Проценты на прaктике».
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. При выполнении таких проектов формируются познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Работая над проектом, не следует зaбывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Работа над этими проектами начинается с постановки проблемы и выбора участников исследования по их желанию. Далее каждая группа получает конкретную зaдачу, над которой должна работать в ходе исследования. Задания для работы в группе формируют ряд УУД, но в особенности коммуникативные: умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, учёт позиции других учащихся, партнёров по общению.
В ходе выполнения проектной работы учитель нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связaнных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.
Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально оргaнизованной учебной деятельности учащихся. Формирование УУД обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности сaмообразования и самовоспитания.