Публикация «Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии»
Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии
Учитель географии
Калина С.Н.
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед образовательным учреждением, преподавателем, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность, которая является одним из методов развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ и представление полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, информационный, творческий и другие;
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта.
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, населенного пункта, и т.д.).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
Курс географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Осуществлять проектную деятельность можно на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения, социологическим опросом.
УМК «Полярная звезда», по которому работает наша школа, начиная с 5 класса предлагает различные темы проектов для учащихся, в учебниках есть параграфы – подсказки, которые помогают организовать проектную деятельность как учащимся, так и учителю. (Например, стр 184, 9 класс)
Творческие учебные проекты, связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия вызывают у учащихся большой интерес. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект. Многи дети оригинально оформляют такие проекты. Например, в 8 классе «Речная кругосветка» по водным путям России», в 9 классе «Развитие рекреации на Северном Кавказе», «Путешествие по Транссибу», в 7 классе «Традиции и обычаи народов мира», «Создание национального парка в Танзании».
Некоторые проекты имеют профориентационное значение. Например, в 9 классе «Особенности сферы услуг своей местности», «Рейтинг профессий и их соотношение на рынке труда в своем регионе».
Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Например, в 7 классе «Хозяйственное освоение Амазонии», в 8 классе «Преобразование российских рек».
Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Такие проекты обычно носят исследовательский характер, детям интересны, часто социально значимы. Например, уже выполнены проекты «Проблемы малых рек», «Проблема ТБО в Вадском районе», «Святые ключи» и другие.
Некоторые проекты были представлены на различные конкурсы и заняли призовые места.
Достоинство проектной деятельности в том, что она учит школьников находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, а также является стимулом к успеху и учителя, и ученика.