Использование различных техник, как средство активизации познавательного интереса к изучению предмета ИЗО.
Автор:Гильмутдинова А.Х.
г. Набережные Челны, МАОУ ДО,
ДХШ №1
Использование различных техник, как средство активизации познавательного интереса к изучению предмета ИЗО. Техника «граттаж».
Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот - часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.
Далеко не последнее место (если не сказать одно из основных) в школьном преподавании курса изобразительного искусства отводится грамотному, толково составленному тематическому планированию, опирающемуся на требования Государственного стандарта общего образования в образовательном учреждении. Федеральный стандарт включает: цели, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников.
Изучение изобразительного искусства в художественной школе, как и в основной призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно - творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.
Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен здесь лишь тогда. Когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.
Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Поэтому главной задачей преподавателя художественной школы в младших классах становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащийся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.
Целью данной работы является рассмотрение одной из техник и материалов изобразительного искусства, применение которой, разнообразит детское творчество, даст простор для самовыражения, внесет элемент индивидуального в уроках в ДХШ. Долгое время, работая в стенах художественной школы наши педагоги пришли к выводу, что ознакомление и последующее применение различных техник и материалов дает возможность получения индивидуальных работ детей внутри одной темы;
-исчезает похожесть работ одна на другую;
-нет стереотипности мышления;
-не так сильно влияние учительского показа;
с применением различных техник и материалов сильнее проявляется
детская фантазия и творчество.
Предлагаем вниманию одну из техник, выполняемую на занятиях нашими детьми.
Учитель: Сегодня на уроке нам понадобятся:
заготовленная на прошлом уроке тонированная бумага, палочка для процарапывания, эскиз к композиции.
Основная часть урока:
Теоретическая: Объяснение учебного материала.
Учитель: Мы выполняем сегодня завершающий этап композиции «Сказочная птица» в технике «граттаж».Gratter –скрести, царапать, поэтому другое название техника процарапывания. Мы выполнили всю подготовительную работу:
1.Раскрасили мелками масляной пастели (можно восковыми мелками) основу т.е. лист бумаги произвольно разными цветами. 2. Натерли парафином поверх этого слоя. 3.Черной плакатной тушью, смешанной с хозяйственным мылом покрыли лист еще раз и оставили высыхать.4. Нарисовали эскиз сказочной птицы.
Учитель : Каких птиц вы нарисовали?
Ученики: Финист-ясный сокол, золотой петушок, царевна- лебедь, жар-птица,сирена.
Практическая: Самостоятельная работа учащихся-процарапывание рисунка птицы со своего эскиза.
Учащиеся овладевают техникой, это способствует не только сохранению, но и развитию устойчивого интереса. Художественно – творческая активность школьников и познавательный интерес к предмету ИЗО возрастает.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно – творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценки результатов другими людьми.
Полянская Оксана Николаевна