12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Байкова79
5

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Дошкольный центр развития ребёнка п. Энергетиков»











«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»





Байкова Татьяна Евгеньевна

Учитель-дефектолог

тел. 8(01716) 7-16-21

e-mail: dcrre@scholnet.by







п. Энергетиков





Тема «Использование системы многофункциональных дидактических игр в работе с детьми 5-6 лет в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи ».

В настоящее время неуклонно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений речи у дошкольников является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка.

Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

При организации дидактических игр необходимо соблюдение следующих условий:

- игра не должна быть длительной по времени

-игру проводят в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед – помочь в этом

-игра должна быть живой, интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания

-в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность

-в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание

-педагог должен вносить по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия.

В условиях пункта коррекционно-педагогического помощи много внимания уделяется автоматизации поставленных звуков. Работа логопеда видна тогда, когда ребенок выпускается с чистой речью. Работа над звуком: постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, - монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.

Для решения этой проблемы я решила разработать систему дидактических игр для детей 5-6 лет, показать их многофункциональность использования в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи дошкольного учреждения и выявить оптимальные для этого условия.

У дошкольников 5-6 лет, посещающих пункт коррекционно-педагогической помощи, процесс автоматизации поставленных звуков длителен во времени. Поставленный звук проходит все этапы автоматизации, но часто наблюдается распад сложившихся умений, особенно если ребенок часто болеет и родители уделяют мало внимания заданиям логопеда дома. Например, ребенок научился четко произносить звук в слогах и начался этап автоматизации звуков в словах и словосочетаниях, а затем заболел и пропустил несколько занятий с логопедом, затем приходит на занятие и у него наблюдается смазанный звук. А это значит, что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука. Еще одна особенность в том, что если ребенок будет работать только со специально подобранным материалом, то он не научится использовать звук в самостоятельной речи, возникает эффект “кабинетной речи”. Организующим фактором логопедической работы должно выступать коммуникативное обучение, создание модели процесса общения, представляющей собой ряд сменяющих друг друга ситуаций. Для этого используются дидактические игры, сюжетные игры, игры-драматизации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию

Поэтому на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков на ранних этапах (до этапа автоматизации звука в свободной речи)  следует проводить упражнения по проговариванию звука в слогах, словах, чистоговорках на каждом занятии.  Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного  звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой ситуации на помощь к логопеду приходят разнообразные дидактические игры. Творческий подход и знание особенностей каждого ребенка позволяет организовать процесс автоматизации звука как интересное занимательное взаимодействие между участниками коррекционного процесса.

Разработкой системы многофункциональных дидактических игр я занималась несколько лет. Посчитав, что именно применение дидактических игр в этом направлении будет способствовать эффективности коррекционно-образовательного процесса, ускорив процесс выпуска детей с чистой речью.

Отбирая материал для игр, я старалась выполнить несколько задач. Если основная задача – закрепление правильного произнесения звука в словах, то попутно решается проблема активизации словарного запаса, закрепления словоизменения и словообразования, овладения навыками звукового и слогового анализа, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов радуги и оттеночных цветов.

Для диагностики успешности системы коррекционных занятий использовался сравнительный анализ результатов работы с детьми с ОПФР 5-6 лет на конец учебного года. Работа по коррекции звукопроизношения считалась успешной, если в конце учебного года дети без контроля со стороны педагога в связной речи употребляют звуки и были выпущены с чистой речью.

Мониторинги на начало, середину и конец учебного года показали, что 85% детей 5-6 лет, которые посещали пункт коррекционно-педагогической помощи и на занятиях с дефектологом играли в многофункциональные дидактические игры, смогли преодолеть речевые нарушения и были выпущены с чистой речью в конце учебного года. Стали самостоятельно контролировать произношение и употреблять звуки в связной речи без дополнительного контроля со стороны взрослых.

После введения в систему коррекционных занятий данных игр, я обратила внимание на то, что не только повысился интерес детей к занятиям, но и уменьшилось количество ошибок. Дети старались правильно оформлять свои ответы по предложенной схеме и даже контролировали речь товарищей, делая поправки. Опыт произнесения звуков, полученный на коррекционных занятиях, запоминался более стойко и легче активизировался в связной речи.

Позитивными условиями, которые влияют на эффективность и результативность опыта, является высокая заинтересованность детей в участии в играх и, конечно, в победе. Многофункциональные дидактические игры, используемые на коррекционных занятиях, позволяют педагогу более эффективно проводить индивидуальные и подгрупповые и групповые коррекционные занятия Для изготовления дидактических игр привлекала родителей, тем самым заинтересовывала их и повышала интерес к коррекционному процессу и успехам их детей .

Конечно, сделанные своими руками должны быть качественными и не одноразовыми, а это значит, на их изготовление тратиться много времени, но, затраченное время и материалы в дальнейшем компенсируются живым интересом детей.

Данный опыт планирую расширять: продолжить подбор практического материала для коррекционных занятий с детьми 4-5 лет, систематизировать многофункциональные дидактические игры с использованием информационно-компьютерных технологий.

В заключении хочу отметить, что игра - это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому дидактическая игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Ребенок дошкольник - это практик, а не теоретик. Если информация, которая преподноситься ребенку, не подкрепляется действием (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и пр.), она не станет надежным, по-настоящему усвоенным знанием.

Этот опыт был представлен на одном из районных методических объединений учителей – дефектологов дошкольных учреждений. Он может быть полезным в практике учителей-дефектологов дошкольного образования.

Список литературы.

Кодекс Республики Беларусь об образовании – Минск: Национальный правовой информаций Республики Беларусь, 2011.- 400с.

Учебная программа дошкольного образования/Министерство образования Республики Беларусь.2­е изд.Минск: Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014.416с.

Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» 2012 г.

Рудик О.С. С детьми играем - речь развиваем (Часть 1,2).Учебно-методическое пособие.- М.: «Сфера»,2013.-13с.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «ГНОМ и Д»,2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В., Кременецкая, М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, М. : «ГНОМ», 1999 . – 22 с.





















Приложения.

Приложение № 1

При использовании системы многофункциональных дидактических игр кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к коррекционным занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

Каждая из представленных ниже игр может являться не фрагментом занятия, а основным сюжетом. На основе каждой игры можно построить полноценное коррекционное занятие, которое решает несколько коррекционных задач:

- развитие мелкой моторики,

- формирование знаний о цвете,

- автоматизация звуков,

- дифференциация звуков,

- формирование лексико-грамматических строя речи,

- развитие фонематического восприятия и анализа и др.













«Говорящие яблоки».

t1610894944aa.png

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, формирование словаря существительных, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Оборудование: большая картина яблони 45*70 см с объемными яблоками, (яблоки сделаны с помощью врезанных горлышек от пластиковых бутылок с пробками разного цвета).

Ход игры: В игре могут участвовать 2 игрока. Ребенку дается инструкция: « Это яблоня с говорящими яблоками. Но собрать в корзинку эти яблоки можно, если правильно произносить слоги со звуками, например, «Л», «ЛЬ». В первом яблоке живет слог «ЛА» - ребенок откручивает яблоко и при этом часто произносит слог «ЛА». Во втором яблоке живет слог «ЛЯ». Дети по очереди откручивают яблоки, стараясь правильно произносить слоги. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в произношении звуков. Так можно играть, используя любые звуки, которые автоматизируются в речи, используя слоги или слова, которые надо произносить за педагогом. Второй вариант: ребенку предлагается самостоятельно произносить слова по предложенным предметным картинкам и собирать яблоки.

«Цветик-семицветик».

t1610894944ab.png

Цель игры: Автоматизация звуков в словах и фразах, формирование умения произносить грамматически правильной фразы, закрепление знаний цветов радуги, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: 7 деревянных лепестков цветка, серединка цветка, волчок, фишки, предметные и сюжетные картинки по теме.

Ход игры: В игре может участвовать 2-7 игроков. Взрослый выкладывает цветик – семицветик (лепестки и серединка сделаны из дерева и окрашены в цвета радуги), проговаривая основные цвета, и раскладывает предметные или сюжетные картинки. Волчок раскручивается на серединке цветка – на какой картинке остановиться стрелка, о том предмете или том сюжете надо рассказать ребенку, используя начало фразы: « На синем лепестке лежит…» и т.д. На первых занятиях дети раскручивают волчок по очереди, за правильный ответ получают фишку, позже, когда дети уже научились играть, правила усложняются – раскручивает волчок тот, кто первым правильно произнес фразу. Выигрывает тот, кто соберет больше всех фишек.

«Звуковое солнышко».

t1610894944ac.png

Цель игры: Автоматизация и дифференциация звуков в словах, фразах, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево), развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: мягкое солнышко-подушка, прищепки с предметными картинки на определенные звуки, синяя и зеленая сигнальные карточки.

Ход игры: В игре может участвовать 2-6 игроков. Педагог демонстрирует детям объемное солнышко-подушку и говорит: «Наше солнышко долго путешествовало и растеряло свои лучики. Давайте поможем ему собрать свои лучики, чтобы оно нас смогло согреть». Педагог выкладывает прищепки с наклеенными на них картинками. Находя необходимое слово, надо начинать отвечать с помощью фразы: «На синем лучике нарисован…» За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше фишек. Второй вариант: детям предлагается прикрепить слева все картинки с мягким звуком, например «ЛЬ», а справа все картинки с твердым звуком «Л». На первых занятиях можно слева от солнышка положить зеленую сигнальную карточку, а справа - синюю. В этом случае можно взять прищепки только зеленого и синего цвета.

«Кубики-считалочки»

t1610894944ad.png

Цель игры: автоматизация звуков в словах, фразах, согласование существительных и числительных, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево), закрепление порядкового счета, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: мелкие деревянные кубики 0,7*0,7 и два больших куба один с точками от одной до шести, второй с цифрами от единицы до шести, предметные картинки на данный звук, кукла Мила.

Ход игры: В игре может участвовать 2-6 игроков. Педагог предлагает сосчитать, сколько кукла Мила купила в магазине игрушек. В этом детям помогут волшебные кубики. Нужно брать одной рукой (только правой или только левой) мелкие кубики по одному и при этом говорить слова столько раз - какая цифра выпала на большом кубе. Усложняя игру, можно предложить детям считать предметы по порядку до определенной на кубике цифры. Например: Один олень, два оленя, три оленя, четыре оленя, пять оленей. Выигрывает тот, кто правильно сосчитает все предметы, не уронит ни одного мелкого кубика, и не будет помогать второй рукой и сделает это быстрее своих товарищей.

«Собиралочка для солнышка»

t1610894944ae.png

Цель игры: автоматизировать звуки в словах, фразах, дифференцировать эти звуки, развивать мелкую моторику, закреплять знание оттеночных цветов.

Оборудование: деревянное солнышко с лучами-лентами разного цвета, прищепки с картинками на звуки, колокольчик, песочные часы.

Ход игры: В игре может участвовать 2-6 человек. Педагог демонстрирует большое плоскостное солнце с лучами – ленточками разного цвета и говорит: «Солнышко согревает всю землю, все, давайте назовем все, чего касаются его теплые лучи, и с помощью прищепак прикрепим эти предметы к солнышку». Ребенок может прикрепить к лучику солнышка прищепку, если правильно произносит слово и правильно назовет цвет лучика солнца. Например: «Солнышко согревает своим светом лес и я креплю его к зеленой ленточке». Выбирать цвет ленточки ребенок может сам. Когда все прищепки со словами прикреплены, детям предлагается еще раз назвать все слова по очереди. Можно устроить соревнование: кто быстрее назовет все слова и ни разу не ошибется, получит фишку. Можно предложить детям назвать все живые и неживые предметы и т.д. Каждую ошибку педагог контролирует с помощью колокольчика, а в определении скорости помогают песочные часы.

«Клоун и мячи»

t1610894944af.png

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, формирование словаря существительных, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Оборудование: большая картина с рисунком клоуна 60*90 см с объемными мячиками, которые крепятся с помощью врезанных горлышек от пластиковых бутылок с пробками разного цвета).

Ход игры: В игре могут участвовать 2 игрока. Детям дается инструкция: «Помогите клоуну собрать мячи. Открутить мяч можно, если правильно произносить слоги со звуками. В первом мяче живет слог, например, «РА» - ребенок откручивает мяч и при этом часто произносит слог «РА». Во втором мяче живет слог «РЯ». Дети по очереди откручивают мячи, стараясь правильно произносить слоги. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в произношении звуков. Точно также можно играть, но, уже используя слова, которые надо произносить за педагогом, или самостоятельно произносить слова по предложенным предметным картинкам.

«Предметные коврики».

t1610894944ag.png

t1610894944ah.png



Цель игры: автоматизация звуков в словах, предложениях, формирование пространственных представлений.

Оборудование: карты размером А 4 , разделенные на 12 равных клеток, в каждой клетке наклеены предметные картинки на определенный звук, схемы, фишки.

Ход игры: В игре участвует 2-4 ребенка. Педагог предлагает детям самостоятельно назвать, что нарисовано на их картах. За правильно произнесенные слова педагог дает детям фишки. Затем педагог задает следующие вопросы: « Что нарисовано в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т.д. Что нарисовано в верхнем ряду, в нижнем ряду, по середине?» Педагог обращает внимание детей на то, что отвечать надо не одним словом, а предложением. Второй вариант: детям предлагается проложить маршрут используя схемы, узнать по каким картинкам прошел волшебник и назвать эти картинки.









—•



Спектр действия каждой многофункциональной дидактической игры можно расширить, предложив детям поиграть далее в следующие речевые игры с картинками по теме: «Один-много», «Скажи ласково», «Что пропало», «Живое – неживое», «Найди посуду, игрушки», «Съедобное – несъедобное», «Что за чем», «Отгадай загадку», «Телеграф», «Фотограф» и т.д.

В процессе своей работы я пришла к выводу, что использование системы многофункциональных дидактических игры помогает ускорить коррекционный процесс у детей 5-6 лет.



Опубликовано


Комментарии (1)

Шабанова Алёна, 18.01.21 в 09:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, что всё подробно описано!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.