12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наборщикова Елена Владимировна16
1

Использование средств сенсомоторного воспитания учителем-дефектологом на уроках математики с младшими школьниками с ЗПР.


/data/files/v1633018175.jpg (960x1280)


/data/files/r1633018198.jpg (960x1280)


/data/files/b1633018224.jpg (1600x1200)


/data/files/j1633018248.jpg (1200x1600)

​​​​​​​Использование средств сенсомоторного воспитания учителем-дефектологом на уроках математики с младшими школьниками с ЗПР

В настоящее время в общеобразовательной школе многочисленную группу среди детей с особыми образовательными потребностями составляют ученики с задержкой психического развития (ЗПР). В нашей статье мы рассматриваем возможности развития мозговых систем детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе через использование сенсорных и моторных средств коррекционного обучения. Для успешного прохождения детьми школьной программы необходимо наличие эвентуальной зрелость мозговых систем и подсистем, а также нейробиологическая готовность последних для обеспечения дальнейшего развития высших психических функций. Любая высшая психическая функция - это функциональная система, иерархически организованная структура, представленная группой различных взаимно удаленных мозговых зон, объединенных для выполнения определенной задачи [11], в данном случае для систематического обучения. Рассмотрим одну из важнейших систем, находящихся в головном мозге ребенка таламо-гипоталамическая структура, расположенная в центре мозга, формирующая промежуточный мозг и являющаяся частью лимбической системы. Гипоталамус - это центр регуляции деятельности внутренних органов, эндокринной системы, обмена веществ, температуры тела, эмоций. Таламуса – обеспечивает афферентацию от органов чувств в соответствующие отделы коры больших полушарий, внимание [4, 9]. В своих трудах Покровская С. В., Цветков А. В., Семенович А. В., и другие отмечают что, задержка созревания таламо-гипоталамических структур проявляется как в неврологической симптоматике, так и психологических проблемах таких как задержка психического развития, отсутствие ориентировки на речь взрослого как регулятор поведения, отставания в формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления [2, 6, 7, 8]. Исследования сенсомоторного развития младших школьников с ЗПР указывает на характерные нарушения зрительно-моторной координации, связанной с воспроизведением целостных форм, отсутствие критичности к полученным результатам [12].

Таким образом, средства сенсорного и моторного развития предполагают целенаправленное формирование и обогащение чувственного опыта ребенка, сопряженное с учебной задачей, предполагает обширное коррекционное воздействие на ребенка с ЗПР. Понимание законов формирования мозговых процессов помогает нам правильно выстраивать работу с каждым конкретным ребенком, используя средства сенсомоторного развития в общеобразовательном потоке инклюзивного образования младших школьников с ЗПР. Указывая средства сенсомоторного развития, мы предлагаем это как набор тактильных, зрительных, кинестетических и кинетических заданий, упражнений, игр. Так же, мы используем гендорный подход (Черниговская Т. В.) [13], персонифицированный подход [5], в котором некоторые задания предлагаются с вариациями «для девочек – для мальчиков». Черниговская Т. В. В своих лекция (портал –лекторий «Прямая речь») подчеркивает значение различного обучения детей, так как психические качества, скорость и возможности развития мозга у девочек и мальчиков различны. Девочкам необходимы эмоциональные, красочные задания, в которых они будут спокойны в своем выполнении и само выполнение будет вариабельным и по возможности творческим. Мальчикам нужны соревновательные элементы, ярко выраженный результата в конце упражнения или занятия и даже более низкая температура в помещении. Учитывая эти и другие различия, мы способствуем возможности проявления сильных качеств каждому участнику коррекционно-образовательного процесса, раскрытия его как личности, отсутствие излишних ситуаций неудач. Средства сенсомоторного развития, которые используются на уроках математики следующие:

Тактильные муляжи овощей и фруктов.

Используются в качестве счетного материала, как наглядный материал для решения математических задач. Так же применяется на совершенствование тактильного восприятия в играх по типу «Волшебный мешочек»; для наглядного обозначения величин и т.д. Так же данные предметы применяются в качестве дополнительных мотивационных стимулов при изучении суммы, разности, таблицы умножения, например: «Попади в мишень или мешок» на муляжи прикрепляются числа, в зависимости от учебного материала, дети решают пример или задание и бросают муляж в цель или мешок.

«Осязательные» ванны из крупы, песок, камни.

Данные средства сенсорного развития употребляются в качестве материала для усвоения новой темы или закрепления пройденного: для рисования цифр, математических примеров, закапывания табличек с написанными выражениями, нахождение значений выражений.

Конструирование из бумаги (оригами)

Применяется в качестве дополнительно материала для заданий с зрительно-моторной координации, а также для закрепления элементарных математических представлений: задание «Любопытный Буратино», где нужно надеть на бумажный нос различные геометрические фигуры, которые называет дефектолог.

Поп-ит, симпл-димпл, массажные мячи «Су-джок».

Данные современные игры-антистресс так же стали незаменимыми материалами для осуществления коррекционного процесса. Младшим школьникам предлагаются игры на счет «Пиколки-ходилки» (поп-ит), в них нужно произвести вычисление примеров, нажать то количество кнопочек, которое получилось (вычисление в пределах двух десятков). Для отработки математических понятий «больше-меньше» подходят «симп-димпл» с разноразмерными «кнопками». Массажные мячи включаются в обязательные физкультминутки для самомассажа под музыку или стихотворение, который способствует уточнению пространственной организации тела.

Маршировка, прыжки на месте, приседания.

Эти средства моторного развития активно используются во время урока не только как элемент переключения в время физкультминутки, но и как самостоятельный вариант упражнений, например: задание «Незнайка», в написанных решениях примеров или задач ошибки, ученику предлагается найти ошибки. Если ошибка имеет место быть – ученик приседает, если нет – марширует под счет, то количество раз, какое число в правильном ответе. Похожие задания даются на усвоение понятий единица, десяток, сотня.

Задания на кинестетическое и кинетическое ощущение тела.

Ученику предлагается изобразить цифру руками, всем телом. Написать цифры пальцем на спине соседа или самому распознать написанную цифру на своем теле. Используются различные интерпретации данного задания. Упражнение «Запретное число» - называется упражнение и количество повторений. Ученики все выполняют, пока не прозвучит «запретное число», обозначенное до начала упражнения. Данный блок заданий совершенствует кинестетическую чувствительность, которая является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных (пространственное зрение), слухо-моторных, зрительно-моторных (при письме).

Деревянные ложки, палочки, кубики.

Данные средства сенсомоторного развития используются в блоке ритмических упражнений. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга. М.Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного условного рефлекса (то есть навыка) облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование [10]. Задания носят общий характер с предыдущими вариантами упражнений. Упражнения сопровождаются стихотворениями с отстукиванием, отхлопыванием ритма, с дальнейшим графическим изображением ответа, например:

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Ученик записывает цифры или показывает картинки, выкладывает кубики и т.д.

Использование ароматов в запоминании таблицы умножения.

Данные упражнения используются в качестве подспорья для запоминания таблицы умножения или других математических примеров, например, изучая таблицу умножения на 3, каждый раз предлагаем ученики послушать запах банана (эфирное масло или свежий банан). Древние обонятельные центры активизируют высшие мозговые структуры и закрепляют в памяти информацию, сопрягая ее с определенным запахом. На этапе запоминания данный способ помогает ученику с задержкой психического развития запомнить сложный для него материал.

Биоэнергопластика.

Эта технология заимствована из логопедической отрасли, но уже зарекомендовала себя как эффективная методика для помощи детям. На своих уроках мы применяем кинезиологические упражнения кистей рук, совмещенных с артикуляционной гимнастикой и веселыми стихотворениями. У школьников повышается настроение, мотивация и легче происходит усвоение нового материала.

Цифра шесть – простой значок,

Ободочек и крючок.
(Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки

Язык выполняет упражнение «Иголочка»)

Восемь – это неваляшка,

И животик, и мордашка.

(Кисти выполняют упражнение «Ребро-ладонь»)

Девять – умный кругляшок

Наверху замкнул крючок.

(Пальцы сомкнуты, ладонь согнута

Язык выполнят упражнение «Качели»)

Десять – не разлить водой

Цифры две – один и ноль.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд,

Губы выполняют упражнение «Хоботок»)

Раскраски антистресс - по номерам (для девочек), «эмоциональная штриховка» для мальчиков.

Используется для запоминания чисел, решения математических выражение, где сумма чисел (разность, произведение) – определенный цвет в раскраске. Замечено, что чаще задание нравится девочкам. Мальчикам предлагается с силой, крупный штрихами, нажимая «со всей силой», закрасить часть листа или весь лист, с решением, ответом на пример или ответ, сцепленный с определенным цветом. Таким образом, через «эмоциональную» штриховку» у мальчиков также снимается внутренний стресс и мышечные зажимы, появляется больше ресурса для закрепление пройденного материала [1, 8].

Собирание пазлов.

Подбираются тематические пазлы. Применяя это средство сенсомоторного воспитания, предлагаются задания по типу – «Собери большее количество пазлов за правильные ответы» (это соревновательный элемент так же подходит для подгруппового занятия с мальчиками)

Головоломки, танграм, кубик Рубика

Данные средства дополняют чувственный опыт, который является основой для формирования познавательных способностей, а с другой стороны – формирование любых образов и представлений связано с мышлением, памятью, вниманием.

Игры Вячеслава Воскобовича

Нами активно используется предметный блок. Пособие «Счетовозик» включает в себя не только совершенствование вычислительных навыком, но и как шнуровка, тренируя мелкую моторику, точность движений. Пособия «Снеговик» и «Яблонька», нами доработано для математических игр – счет до 10, сумма и разность в пределах 10 и т. д.

Математический планшет с резиночками.

Используется данное пособие для составления рисунка по предложенной схеме (закрепление понятий – прямая линия, направление; геометрическая фигура; цифра), либо как вариант составление ответа на выражение или задачу. Первоклассникам задания предлагаются в виде сказки или рассказа, который инсценируется по мере рассказывания. Сказка «Червячок». «Жил-был на свете маленький червячок. Вот такой (дефектолог натягивает резиночку слева на права). Шло время, и червячок становился длиннее (дефектолог надевает и растягивает другую резиночку вниз); во второй день еще подрос (дефектолог надевает и растягивает другую резиночку вправо); в четвертый еще подрос (дефектолог надевает и растягивает другую резиночку вверх); в пятый вырос окончательно и стал большим и длинным червяком. Вот таким! (Дефектолог надевает и растягивает другую резиночку влево). Решил Червячок , что он вырос и пришло время ему путешествовать. Пополз он по лесной тропинке, а по пути ему попалось яблоко. Съел он яблоко и стал еще длиннее. Ребята, помогите червячку стать еще длиннее. Возьмите резиночку и протяните ее вверх на 2 гвоздика». Дефектолог продолжает вести рассказ о путешествии Червячка, предлагая задание на удлинение персонажа. В конце задания ребенок вместе с дефектологом рассматривают получившего червячка, обсуждая, в каком направлении он рос.

Заключение

Таким образом используя средства сенсомоторного развития и персонафицированый подход на уроках математики для младших школьников, мы осуществляем положительное влияние на структуризацию и формирование систем головного мозга. Сглаживая дисбаланс между процессом обучения и возможностями детей с задержкой психического развития, помогаем адаптироваться младшим школьникам к условиям обучения по общеобразовательной программе.

Список литературы:

Азина Е. Г., Сорокоумова С.Н., Комарова Л.Ю. Специфика логопедической помощи младшим школьникам в условиях инклюзивного образования // Инициативы XXI века. 2016. №3-4. - С.83-87.

Азина Е. Г., Сорокоумова С. Н., Туманова Т. В., Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета, 2019, №1, том 7.

Визель Т. Г., Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов // Изд –во В. Секачев, 2019. - 276 с.

Ермолаев Ю. А., Возрастная физиология // М.: Издательство: СпортАкадемПресс, 2001. - 448 с.

Манске Кристель, Учение как открытие / пер. с нем. М.: Смысл, 2014. – 263 с.

Микадзе Ю. В., Нейропсихология детского возраста // СПб.: Питер, 2021. - 288 с.

Покровская С. В., Цветков А. В., Нейропсихологический статус детей 3-5 лет с дисфункциями мезодиэнцефальных структур головного мозга // В мире научных открытий, 2015. №9 том 3. - С. 984-992.

Семенович А. В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. 5-е изд. М.: Генезис, 2017. - 474 с.

Тишевской И. А., Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие. // Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 131 с.

Филатова Ю. О., Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с речевыми нарушениями: дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. - 310 с.

Хомская Е. Д., Нейропсихология: 4-е издание // СПб.: Питер, 2021. - 496 с.

Хоршева Н. А., Влияние сенсомоторного развития младших школьников с задержкой психического развития на формирование коммуникативно-речевых действий // Вестник Вятского государственного университета, 2009, №3, том 3. – С.134 -139

Черниговская Т. В., Лекция «Как научить мозг учиться?» Лекторий «Прямая речь» [Электронный ресурс] - https://www.pryamaya.ru/



Приложение


h1633018447.jpg
Математический планшет
c1633018541.jpg
Конструирование+нанизывание сенсорного материала.
y1633018586.jpg
Муляжи
p1633018605.jpg
Сенсорные ванны
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.