Использование стандартов и технологий WorldSkills в реализации ППССЗ в учебном процессе по компетенции «Предпринимательство»
Использование стандартов и технологий WorldSkills в реализации ППССЗ (программа подготовки специалистов среднего звена) в учебном процессе по компетенции «Предпринимательство»
Кастырина Н.Г.
В настоящее время активно растет международное движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Его внедрение в систему СПО должно носить последовательный и системный характер.
Соревнования, которые проводятся в рамках движения WorldSkills, направлены на практическую работу участников. Выполнение конкурсных заданий в каждой из компетенций оценивают эксперты, обладающие высоким уровнем знаний в конкретной области. За время существования организации были выработаны высокие стандарты, требующие серьёзной подготовки конкурсантов.
Стандарт Ворлдскиллс - это совокупность установленных Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций (мероприятий по оценке профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс).
Мероприятия по оценке профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс – чемпионат, демонстрационный экзамен или другое мероприятие, которое проводится с участием Союза и (или) уполномоченных им сертифицированных экспертов Ворлдскиллс в соответствии с требованиями Стандарта Ворлдскиллс.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития СПО цели обучения по специальности или профессии формируются с учетом не только требований ФГОС, но и профессиональных стандартов, а также стандартов WorldSkills.
На чемпионате Ворлдскиллс в 2017 году одной из представленных компетенций колледжем была компетенция «Предпринимательство», входящая в ТОП -50.
Соревнования по компетенции «Предпринимательство» проводятся по модульному принципу в два этапа (Заочный этап: за месяц до дня С-4 Финала Национального чемпионата выполняется Модуль А1 (оценивание в дни С-4 – С-1); Очный этап в дни чемпионата: выполняются модули В1 – H1, включая специальные задания).
Состав модулей:
Модуль А1: Бизнес-план команды – 20% от общей оценки
Модуль В1: Наша команда и бизнес-идея - 10% от общей оценки
Модуль C1: Целевая группа - 10% от общей оценке
Модуль D1: Планирование рабочего процесса - 10% от общей оценки
Модуль E1: Маркетинговое планирование - 10% от общей оценки
Модуль F1: Устойчивое развитие - 5% от общего оценке
Модуль G1: Технико-экономическое обоснование проекта, включая финансовые инструменты и показатели - 10% от общей оценки
Модуль H1: Презентация компании - 10% от общего оценке
Специальные Задания - 15% от общей оценки
Исходя из опыта подготовки студентов к конкурсу можно сказать следующее.
Любой конкурс является испытанием для его участников, а профессиональный конкурс – это двойное «испытание на прочность».
Каждый понимает, что оценивают не только его компетентность, но и учебное заведение, компетентность педагогического коллектива, обеспечивающего подготовку конкурсантов. Поэтому подготовкой наших студентов-участников занималась команда (рабочая группа) профессионалов кафедры экономики по определенной программе. В программу входили блоки: планирование, организация подготовки, контроль подготовки, итоговый анализ результатов участия в конкурсе. Ниже кратко представлен каждый блок.
Планирование подготовки участника к конкурсу включает, например:
- определение целей подготовки (в соответствии с целями конкурса);
- выявление индивидуальных особенностей участника;
- разработку концепции подготовки: определение содержания, объема и продолжительности.
Организация подготовки участников к конкурсу включает:
- определение основных направлений подготовки;
- создание творческой группы;
- составление плана работы на период подготовки с указанием ответственных и промежуточных сроков контроля.
Контроль подготовки участника к конкурсу основан на:
- организации контактов между «тренерами» – участниками творческой группы по подготовке;
- контроле и отслеживании изменений в учебно-профессиональной деятельности участника;
- корректировки модели его профессионального поведения.
Надо отметить, что наша команда (Гулевская Алиса и Гончарова Кристина) заняла 3 место в соревнованиях Волдскилс в компетенции «Предпринимательство».
Анализ результатов участия в конкурсе показал, что необходимо внести предложения по совершенствованию учебно-программной документации, по конкретной компетенции WS.
Членами рабочей группы по подготовке студентов к участию в соревновании специальности Экономика и бухгалтерский учет и Коммерция (по отраслям) по данной компетенции, было выдвинуто предложение изменить в учебных планах следующее:
1. По специальности «Экономика и бухгалтерский учет» вместо дисциплины «Основы права в профессиональной деятельности» поставить на 2 курсе изучение общепрофессиональной дисциплины «Бизнес – планирование», которое стоит на 3 курсе на сегодняшний день
2. По специальности «Коммерция (по отраслям)» вместо общепрофессиональной дисциплины «Экономическая теория» поставить «Бизнес – планирование». Данные дисциплины являются дисциплинами по выбору и не имеют большого расхождения в часах.
Такие изменения помогут подготовить обучающихся к участию в соревнованиях заранее, на основе их знаний и умений, полученных в ходе изучения данной дисциплины, т.к. основные модули соревнования ориентированы на детальном рассмотрении и анализе пунктов бизнес – плана.
Список литературы:
1. Движение WorldSkills станет двигателем российского образования [Электронный ресурс] // WorldSkillsRussia. [Офиц. сайт]. URL: http://worldskills.ru/dvizhenie-worldskills-stanet-dvigatelem-rossiy/ (дата обращения: 11.04.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
3. Мусенова Э.А., Есенков Ю.В. Проблема оценки сформированности общих и профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образо- вание. 2015. № 11.
4. nefremova6@dstu.edu.ru.