Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Использование технологии "река времени" в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Использование технологии «река времени» в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
Тема: «Путешествие в мир обуви».
Возрастная группа: 5 – 6 лет.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.
Форма проведения: путешествие по «реке времени».
Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви;
воспитывать готовность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;
Воспитывать уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.
Развивающие задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;
развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Обучающие задачи: формировать представления о временных отношениях на примере эволюии обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение друг друга.
Средства:
наглядные: демонстрационный материал: картинки различных видов обуви от древности до современности), демонстрационное полотно «Река времени».
предметные: лапти настоящие, валенки, шкуры, лыко (кора дерева), дерево, кожа, лейка с водой, поднос.
мультимедийные: видео фильм «Древний мир»
Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;
наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;
практические: разбор проблемной ситуации, практические упражнения;
игровой метод: игровая ситуация; поощрение.
Ход организованной деятельности:
У нас на занятии присутствует много гостей, давайте всем пожелаем доброго утра и хорошего настроения.
- Становимся в круг.
Приветствие.
Ладошки просыпайтесь. Похлопайте скорей!
Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком подышим………...
И песенку споем: доброе утро, доброе утро, доброе утро!
Всем! Всем! Всем!
- Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? (ответы детей) Отлично!
- Посмотрите на меня, что со мной не так? (ответы детей)
- Да, я сейчас стою без обуви.
-А как Вы думаете, удобно ли ходить без обуви? (ответы детей: ходить без обуви не комфортно)
-Мне тоже некомфортно быть без обуви, и я обую запасные туфли
- Вот они у меня какие красивые и удобные.
(обуваю туфли и показываю детям)
- Всегда ли обувь была такой красивой и удобной?
-Если бы наши сапоги и туфли умели говорить, они рассказали бы нам удивительные истории о своем путешествии во времени.
- Сегодня мы с вами будем учеными - исследователями, отправимся в путешествие во времени, узнаем, как возникла первая обувь и какой она была в разные времена.
- Путешествовать будем по «реке времени». (показываю на панно «река времени» )
- На каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке »? (ответ детей – в лодке) Хорошо.
- Вот наша «река» (синее полотно: размер 150/200)
- Подходим к реке, занимайте места в лодке.
Произносим заклинание: Река времени нас подхвати, в древность всех перенеси! (выходим из лодки)
Перед нами знак обозначающий что?
- Правильно, «Древность». Посмотрим, какая же обувь была в это время.
- Рассаживайтесь на стульчики
(показ видео фильма)
- Древние люди жили в пещерах и ходили босиком, одеждой им служили шкуры животных. Но постепенно люди поняли, что надо беречь ноги от травм и холода. Появилась необходимость защищать ноги.
-Предположите, из чего древний человек мог сделать обувь? (ответы детей)
-Ваши версии очень интересны.
- К сожалению, обувь древнего человека не сохранилась.
- Но археологи нашли пещерные рисунки, которые изображают людей в шкурах с мехом, обвернутым вокруг ног.
- А сейчас, подойдите к доске.
- Рассмотрите на иллюстрациях обувь древнего человека.
– Из чего сделана эта обувь? (ответы детей)
- Правильно, из шкур животных люди делали себе обувь, а что бы она не сползала с ноги, его перевязывали веревкой.
- Как вы считаете, удобно ли было ходить в такой обуви? (ответы детей)
-Давайте проверим. Я приглашаю вас, в нашу лабораторию.
- Подходим к столику 1.
-Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов похож на обувь древних людей? (ответы детей) (на столах «мех» животных, сандаль, чешки)
- Давайте сделаем обувь древнего человека.
- Возьмите необходимый для этого материал, садимся на пол, обувь снимаем.
-Пробуем обмотать ногу и закрепить это все веревкой.
(дети пробуют обмотать ногу «шкурой»)
- Получилось? (ответы детей)
- Да, это действительно трудно сделать, нужны определенные навыки.
- А теперь попробуйте походить. – Удобно? (ответы детей)
- Совершенно правильно, обувь древнего человека была не удобной, ее нужно было долго обувать.
- Пора нам отправиться дальше, в то время когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, как оно называется? (ответы детей)
-Подходим к реке, занимайте места в нашей лодке.
- Произносим заклинание: Река времени нас подхвати, в старину всех перенеси! Выходим из лодки.
– Подходим к знаку «Старина», стол 2.
- Мы с вами попали в то время, когда наша страна называлась не Россия, а Русь.
- Посмотрите, что это за обувь? (показываю лапти)
- Самой распространенной обувью русского народа в старину были лапти. Их носили и мужчины, и женщины, и дети.
- Возьмите лапти в руки, рассмотрите внимательно.
- Как Вы думаете, из какого материала они сделаны? (ответы детей) (из дерева)
- Лапти плели из коры липы, ивы и берёз. (показываю кору березы)
– Нарезали вот такие полоски и плели.
- Можете их потрогать.
- Интересно, удобно ли было носить лапти?
- Давайте проверим.
- Удобно ли ходить в лаптях, Влад?
(дети примеряют лапти, пытаются в них пройти, высказывают свое мнение)
- Что произойдет с лаптями если ходить в них по улице в дождь и слякоть? - Как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте проверим.
- Подойдите к столу 3.
- Максим, налей воду на поднос.
- Алина, поставь лапти на поднос с водой
-Костя, нажми рукой на лапоть.
- Итак, что произошло? (ответы детей) (лапти промокли)
- Как думаете - лапти прочная или не прочная обувь? (ответы детей)
- В какое время года люди носили лапти?
- Для вас подсказка (показываю иллюстрацию) (ответы детей) (летом)
-А зимой, в чем ходил русский народ? (ответы детей)
- Посмотрите на подсказку, (показываю иллюстрацию) - Верно, это валенки.
- Вот они какие, потрогайте. (показываю настоящие валенки)
- Валенки делали из овечьей шерсти способом валяния.
-Давайте проверим удобно ли было ходить в валенках.
Таня, обувай валенки и скажи нам свое мнение (пробуют обуть валенки и пройти в них, высказывают свое мнение)
- В валенках тепло? Удобно?
- Валенки для кого – то удобная, для кого – то не удобная обувь, но самое главное они очень теплые.
- Какую же обувь носили в старину? (ответы детей) (лапти и валенки)
- Пришла пора вернуться в современный мир.
Подходим к реке, занимаем места в лодке и произносим заклинание: Река времени нас подхвати, в наше время всех перенеси! Выходим из лодки.
- Перед нами выставка современной обуви, посмотрите по сравнению с древней и старинной – какое разнообразие видов обуви сегодня.
- Если обувь носят мужчины, то какая она…(мужская), Марина, покажи мужскую обувь.
- Если обувь носят женщины, то какая она…(женская), Витя, покажи женскую обувь.
- Если обувь носят дети, то какая она?…..(детская), Сережа, покажи детскую обувь.
- Да, в современном мире много разной, красивой обуви )
- Предлагаю вам заключительный этап нашего исследования, нам предстоит работа с макетом «Река времени».
- Перед вами карточки, расположите их на «реке» в том времени, которое подходит для этой обуви. (дети выполняют задание, выбирают картинки, обсуждают выбор).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Полина, почему эта карточка здесь? ..(потому что валенки – это старина…..)
-Итак, мы совершили путешествие «по реке времени» и узнали, какой была обувь в разные времена.- посмотрев на макет, мы наглядно это видим.
- Вам понравилось наше путешествие - исследование?
- Вы довольны своей работой?
- Молодцы.
Потамошнева Наталья Алексеевна