Статья «Использование вариантов игры «слово в словах» на уроках физики и во внеурочной деятельности»

1
0
Материал опубликован 14 June 2019 в группе

«Слово в словах» – это одна из занимательных языковых игр, основанная на том, что заданное слово «скрывается» в графической оболочке другой лексической единицы или на стыках слов. Можно не только находить «спрятанные» слова, но и самому «зашифровывать» их в тексте. Такая игра активизирует внимание и интерес к языку, его комбинаторным возможностям, развивает интеллектуальные способности учащихся, а потому может быть эффективно использована на уроках не только русского языка, но и других предметов.

Более сложным вариантом такого задания является поиск в тексте нескольких «спрятанных» слов, относящихся к единой тематической группе. Примером тому может послужить следующее стихотворение, в котором надо найти «спрятавшихся» животных.

Пестрая особа кажется ужасной.

На цветок уселась, не скажу какой.

Но глаза я целил на неё напрасно:

Пожужжала кротко и летит домой.

 

Здесь учащиеся находят слова «пес» (пестрая), «собака» (особа кажется), «уж» (ужасной), «жук» (не скажу какой), «заяц» (глаза я целил), «крот» (кротко). При такой работе особо развивается внимание к звуковой и графической организации речи.

В дальнейшем оно позволит им более внимательно читать, лучше видеть и самостоятельно использовать разные возможности языка для составления собственных текстов, в том числе и научной тематики.

С аналогичным заданием по теме «Простые механизмы» (физика, 7 класс) можно ознакомиться в приложении. Стоит добавить, что приведенный для данного задания текст может (и должен) быть использован для повторения или обобщения учебного материала темы.                                                            

Еще более сложным и интересным окажется задание по составлению собственных словосочетаний или предложений, в которых будут «зашифрованы» данные преподавателем слова.  Например, учащимся выдается ряд физических терминов, которые требуется «разместить» на стыках слов. Приведем несколько таких терминов с вариантами их «зашифровки»:

ом (дело молодое);

тонна (стон нарастает);

частота (нечасто такое увидишь);

литр (болит рука).

 

Информационный источник

 

Титов О.А. Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-variantov-igry-slovo-v-slovax-na-zanyatiyax-russkogo-yazyka/.

 

                                                                                                                       Приложение.

Задание «Слово в слове» по теме «Простые механизмы».

 

 Внимательно прочитай текст. Найди названия простых механизмов «внутри» слов и на стыке слов. Например, «Скоро зацветёт» - роза, пожар –  жар)

1

На заседание научного общества сегодня пришли почти все ученики

2

седьмых классов. В зале яблоку негде было упасть! Несмотря на то, что

3

стол выступающего был отделён от остального зала меловой линией,

4

ряды стульев придвинули к линии очень близко. Всем хотелось

5

услышать, как ученик Левин объяснит принцип работы механизма

6

запирания и отпирания ствола огнестрельного оружия. «Ну и как понять

7

твою схему?»- спрашивали ребята, рассматривая плакат. - Что тут

8

изображено? Затвор закрыт или открыт?» Левин тянул с ответом, делая

9

какие-то записи прямо поверх рисунка, но потом уверенно заявил:

10

«Внимательнее надо было слушать! Затвор открыт!» Из зала раздался

11

уточняющий вопрос: «А какое запирание в нём используется: рычаговое

12

или роликовое?» Левин отреагировал мгновенно: «Не рычаговое, а

13

рычажное! Именно рычажное запирание работает в данной  модели».

 

Сколько простых механизмов ты сумел отыскать в этом тексте? Назови их! Укажи, в каких строках они «спрятаны».

 

Ключ:

1

На заседание научного общества сегодня пришли почти все ученики

2

седьмых классов. В зале яблоку негде было упасть! Несмотря на то, что

3

стол выступающего был отделён от остального зала меловой линией,

4

ряды стульев придвинули к линии очень близко. Всем хотелось

5

услышать, как ученик Левин объяснит принцип работы механизма

6

запирания и отпирания ствола огнестрельного оружия. «Ну и как понять

7

твою схему?»- спрашивали ребята, рассматривая плакат. - Что тут

8

изображено? Затвор закрыт или открыт?» Левин тянул с ответом, делая

9

какие-то записи прямо поверх рисунка, но потом уверенно заявил:

10

«Внимательнее надо было слушать! Затвор открыт!» Из зала раздался

11

уточняющий вопрос: «А какое запирание в нём используется: рычаговое

12

или роликовое?» Левин отреагировал мгновенно: «Не рычаговое, а

13

рычажное! Именно рычажное запирание работает в данной  модели».

Примечание: правильная последовательность номеров строк-                                              2-4-8-10-11(или12).

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации