Статья «Использование вариантов игры «слово в словах» на уроках физики и во внеурочной деятельности»
«Слово в словах» – это одна из занимательных языковых игр, основанная на том, что заданное слово «скрывается» в графической оболочке другой лексической единицы или на стыках слов. Можно не только находить «спрятанные» слова, но и самому «зашифровывать» их в тексте. Такая игра активизирует внимание и интерес к языку, его комбинаторным возможностям, развивает интеллектуальные способности учащихся, а потому может быть эффективно использована на уроках не только русского языка, но и других предметов.
Более сложным вариантом такого задания является поиск в тексте нескольких «спрятанных» слов, относящихся к единой тематической группе. Примером тому может послужить следующее стихотворение, в котором надо найти «спрятавшихся» животных.
Пестрая особа кажется ужасной.
На цветок уселась, не скажу какой.
Но глаза я целил на неё напрасно:
Пожужжала кротко и летит домой.
Здесь учащиеся находят слова «пес» (пестрая), «собака» (особа кажется), «уж» (ужасной), «жук» (не скажу какой), «заяц» (глаза я целил), «крот» (кротко). При такой работе особо развивается внимание к звуковой и графической организации речи.
В дальнейшем оно позволит им более внимательно читать, лучше видеть и самостоятельно использовать разные возможности языка для составления собственных текстов, в том числе и научной тематики.
С аналогичным заданием по теме «Простые механизмы» (физика, 7 класс) можно ознакомиться в приложении. Стоит добавить, что приведенный для данного задания текст может (и должен) быть использован для повторения или обобщения учебного материала темы.
Еще более сложным и интересным окажется задание по составлению собственных словосочетаний или предложений, в которых будут «зашифрованы» данные преподавателем слова. Например, учащимся выдается ряд физических терминов, которые требуется «разместить» на стыках слов. Приведем несколько таких терминов с вариантами их «зашифровки»:
ом (дело молодое);
тонна (стон нарастает);
частота (нечасто такое увидишь);
литр (болит рука).
Информационный источник
Титов О.А. Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-variantov-igry-slovo-v-slovax-na-zanyatiyax-russkogo-yazyka/.
Приложение.
Задание «Слово в слове» по теме «Простые механизмы».
Внимательно прочитай текст. Найди названия простых механизмов «внутри» слов и на стыке слов. Например, «Скоро зацветёт» - роза, пожар – жар)
1 |
На заседание научного общества сегодня пришли почти все ученики |
2 |
седьмых классов. В зале яблоку негде было упасть! Несмотря на то, что |
3 |
стол выступающего был отделён от остального зала меловой линией, |
4 |
ряды стульев придвинули к линии очень близко. Всем хотелось |
5 |
услышать, как ученик Левин объяснит принцип работы механизма |
6 |
запирания и отпирания ствола огнестрельного оружия. «Ну и как понять |
7 |
твою схему?»- спрашивали ребята, рассматривая плакат. - Что тут |
8 |
изображено? Затвор закрыт или открыт?» Левин тянул с ответом, делая |
9 |
какие-то записи прямо поверх рисунка, но потом уверенно заявил: |
10 |
«Внимательнее надо было слушать! Затвор открыт!» Из зала раздался |
11 |
уточняющий вопрос: «А какое запирание в нём используется: рычаговое |
12 |
или роликовое?» Левин отреагировал мгновенно: «Не рычаговое, а |
13 |
рычажное! Именно рычажное запирание работает в данной модели». |
Сколько простых механизмов ты сумел отыскать в этом тексте? Назови их! Укажи, в каких строках они «спрятаны».
Ключ:
1 |
На заседание научного общества сегодня пришли почти все ученики |
2 |
седьмых классов. В зале яблоку негде было упасть! Несмотря на то, что |
3 |
стол выступающего был отделён от остального зала меловой линией, |
4 |
ряды стульев придвинули к линии очень близко. Всем хотелось |
5 |
услышать, как ученик Левин объяснит принцип работы механизма |
6 |
запирания и отпирания ствола огнестрельного оружия. «Ну и как понять |
7 |
твою схему?»- спрашивали ребята, рассматривая плакат. - Что тут |
8 |
изображено? Затвор закрыт или открыт?» Левин тянул с ответом, делая |
9 |
какие-то записи прямо поверх рисунка, но потом уверенно заявил: |
10 |
«Внимательнее надо было слушать! Затвор открыт!» Из зала раздался |
11 |
уточняющий вопрос: «А какое запирание в нём используется: рычаговое |
12 |
или роликовое?» Левин отреагировал мгновенно: «Не рычаговое, а |
13 |
рычажное! Именно рычажное запирание работает в данной модели». |
Примечание: правильная последовательность номеров строк- 2-4-8-10-11(или12).