Конспект урока биологии в 7 классе «Использование злаков в народном хозяйстве»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нытвенская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Конспект урока по теме: «Использование злаков в народном хозяйстве »
учебного предмета «Естествознание»
для обучающихся 7 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разработчи:
учитель Шилова Л. Г.
с. Сергино, 2020 г.
Тема: Использование злаков в народном хозяйстве.
Цель урока: - ознакомление учащихся со значением злаковых растений в народном хозяйстве
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о значении злаков в жизни человека.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности, зрительного восприятия, тактильных ощущений, развитие устой речи, активизация познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению растительного мира, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.; компьютер, презентация; карточки-задания, карточки, таблицы – шаблоны, наглядный материал (крупы зерновых, мука, зерно, макароны и т.д).
Словарная работа: хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки.
(Хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь, кондитер)
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем работать в группах и для этого вам необходимо сейчас поделиться на 3 группы.
(Раздать пазлы)
Обратите внимание на доску. Прочитайте и вставьте нужные слова.
Урок мы будем ….
Дружно будем …….
Для того, что б, без сомненья,
Что-то новое……. !
(Слова - подсказки: изучать, узнать, отвечать)
Давайте вместе дружно скажем, под таким девизом будем работать.
II. Актуализация опорных знаний.
2.1. Фронтальная беседа. Из каких этапов состоит процесс выращивания зерновых? ( подготовка почвы, посев, уход за посевами. Уборка урожая)
2.2. Устные ответы по вопросам.
Давайте поиграем в игру «Найди ошибку »
(Если вы считаете верный ответ, хлопок в ладоши).
Злаковые относятся к двудольным? (класс однодольные)
Злаковые имеют мочковатую корневую систему? (да)
У злаковых соцветие корзинка (колос, метелка, початок)
У злаковых лист имеет параллельное жилкование (да)
Плод злаковых боб (Зерновка)
Стебель соломина (да)
Верите ли вы, что у злаков используется только плод?
Об этом вы узнаете в течение урока.
III. Основная часть урока.
3.1. Сообщение темы урока
Ребята, а сейчас я вас попрошу обратить внимание на картинки, которые вы сложили в начале урока, что на них изображено?
(Вывесить на доску)
Какая тема нашего урока? Давайте подумаем вместе.
- Сегодня мы будем изучать значение злаковых растений в народном хозяйстве.
(Показать набор продуктов)
А сейчас вместе с вами поставим цель нашего урока.(Используем девиз).
Узнаем, какие продукты питания получают из зерновых злаков, какие злаки идут на корм животным. Почему эта тема очень актуальна и важна?
Вывод. Злаковые растения имеют общее строение, но у них разное использование (отрезать колос от стебля и спросить, что человек использует в пищу)
3.2 Изучение нового материала.
Каждый наш день начинается с завтрака (Что едят на завтрак?) Как вы думаете?
Злаковые играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеница, рис и кукуруза - главные пищевые растения человечества. Велико также значение ржи, ячменя, овса, просо.
Хлеб - основной продукт питания человека. Даже много пословиц о хлебе «Худ обед коли хлеба нет». «Хлеб, всему голова»
3.3 Работа уч-ся с текстом учебника, заполнение таблицы на основе анализа текста. Использование зерновых злаков (пшеница, рожь, ячмень, овес).
(Каждой группе выдать колос соответствующий заданию).
Чтение текста (4 абз. на стр. 107) вслух уч-ся 1 группы, заполнение 1 столбца таблицы вместе. Аналогично заполнить (рожь, овес, ячмень)
задание для уч-ся 1 гр.: используя текст учебника на стр. 107 (5-7 абз.), заполнить 2-3 столбцы таблицы;
задание для уч-ся 2 гр.: используя текст учебника на стр. 108 (3 абз.), заполнить 5 столбец таблицы;
задание для уч-ся 3 гр.: используя текст учебника на стр. 107 (посл. абз.) и стр. 108 (1-2 абз.), заполнить 4 столбец таблицы;
3.4 Работа в группах Просмотр видео ролика ( После просмотра дополнить в таблице новую информацию)
Составить вместе кластер «значение пшеницы» (весь класс)
3.5 Составление кластера (работа в группах).
3.6 Оценивание работы каждой группы. (заполнить все столбцы) Слайд –пищевая пирамида.
Вопрос детям: предположите, что будет, если человек не будет выращивать хлебные злаки?
Беседа учителя и учеников о профессиях людей, которые выращивают хлеб.
– Люди каких профессий помогают, чтобы хлеб пришел к нам на стол?
Обработку почвы производит (тракторист)
Обмолот зерновых (комбайнер)
3.7. Рассказ учителя. Основные кормовые растения семейства злаковых: мятлик, тимофеевка, ежа сборная, овсюг. Скашивают злаковые на сено в период колошения. (записать в тетрадь)
Кормовые злаки. Рисунок 67 на стр. 108 учебника
3.8.Вопрос детям. Какие злаковые наносят вред культурным растениям? (Сорные злаковые растения).
Злаки используют также для устройства газонов, задернения аэродромов и спортивных площадок для закрепления песков, насыпей. Сайд-декор.злаки
IV. Итоги урока. Выстроить кластер на доске.
V. Организационно-мотивационный этап.
Рефлексия.(кубик Блума)
VI. Домашнее задание. 1. Прочитать с. 107 , 108 и заполнить таблицу в тетради (кукуруза) и составить кластер.
Дополнительное задание (Дифференцированный подход)
Меры борьбы с пыреем.
Методика оценивания педагогической эффективности урока:
Прием «Кубик Блума»
Мы узнали…
Мы научились…
Особенно интересно было..
Нас удивило…