12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Станиславовна Захаркина45

УДК 373

Захаркина Е.С.

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №6 им. А.С. Пушкина» г. Калуги



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ



Аннотация

Современная педагогика использует многочисленные методы с целью повышения у учащихся интереса к получению знаний, облегчения процесса запоминания, повышения доступности научной информации. Каждый учитель находится в постоянном поиске наиболее успешных методов. Исследовательский метод обучения – это организация деятельности учащихся путем самостоятельного решения практических задач, требующих творческого решения – гипотезы. В ходе исследования одна из них оказывается истинной и становится утверждением.

Ключевые слова

Исследовательский метод, проблемная ситуация, познавательный интерес, цифровые технологии.

Исследовательский метод в обучении не является новым. Он известен более та пятидесяти лет. В основе метода лежит мыслительный процесс на основе самостоятельно проделанных наблюдений. В процессе наблюдения возникают проблемные вопросы, выдвигаются возможные пути их решения.

Российский и советский педагог Борис Евгеньевич Райков писал, что если учитель хочет работать с учащимися исследовательским методом, то необходимо научить их делать самостоятельные наблюдения, анализировать факты, «не чужие слова и мысли (в книжках, по рассказам), не чужую графику (картинки, таблицы), а именно подлинные факты окружающей действительности…» [2, с. 45]

Но это еще не все. Дети должны делать самостоятельные выводы, обобщать полученную информацию. Таким образом, будут получены наиболее прочные знания, потому что они добыты благодаря самостоятельной работе.

Российский педагог, философ Моисей Матвеевич Рубинштейн полагал, что любое исследование основано на проблеме, методах её решения и стремлении к объективному результату. Исследование обязательно должно давать что-то новое. М.М. Рубинштейн пишет, что дети переживают состояние, похожее на работу исследователя «научаются вопрошать окружающую жизнь и наблюдать её». [3, с. 224]

Основой любого исследования являются наблюдение, гипотеза, эксперимент. Научное и ученическое исследование отличаются масштабами и степенью новизны. Научное исследование решает объективную проблему, учебное – проблему субъективную для ученика, т.е. объективно проблемой уже не являющуюся. Кроме того, в учебном исследовании некоторые этапы работы осуществляются в сокращенном виде.

Исследовательский метод обучения изучали М.Н. Скаткин, М.И. Махмудов, В. Дорно, Ю.В. Сенько, В.В. Успенский, Н.М. Мочалова, Т.А. Камышникова и другие. Наиболее последовательно описал его И.Я. Лернер.

Было выяснено, что исследовательская деятельность развивает у учащихся познавательный интерес, повышает самостоятельность и активность. Ответ на вопрос, почему это происходит дали исследования психологов, проведенные в 40-60-х годах. Ими был открыт феномен проблемной ситуации. Это психологическое состояние, инициирующее активный мыслительный процесс. По мнению И.Я. Лернера проблемной ситуацией является состояние противоречия, затруднения, умственного напряжения, ожидания. Исследовательский метод  помогает сформировать познавательный интерес, положительную мотивацию к процессу обучения, облегчает процесс запоминания информации. Дети знакомятся с научным способом изучения окружающего мира.

Исследовательский метод обучения можно использовать на любом этапе обучения. Он будет уместен при освоении новых знаний, во время практических и лабораторных работ. Немаловажную роль играют и самостоятельные домашние эксперименты.

С учетом возрастных особенностей обучающихся можно применять данный метод не только в старшей школе, но и в начальном звене.

На современном этапе открывается широкая возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для проведения ученических экспериментов, особенно в естественнонаучных предметах. Хорошим примером является цифровая образовательная лаборатория ASF. Она представляет собой большой набор датчиков, а также систему сбора данных, которая помогает наглядно, с помощью графиков, диаграмм и таблиц увидеть результаты экспериментов. Кроме этого открывается возможность проводить эксперименты не только в лаборатории, но и на природе!
Современных детей нелегко увлечь, обычные, традиционные школьные наглядные пособия и приборы не всегда вызывают у них живой интерес. Использования цифровых лабораторий и микроскопов на уроках и во внеурочной деятельности помогают учителю в нелегком деле обучения.

Педагогприменяющий исследовательский метод обучения является наставникомтьюторомОт его компетентностикреативностиувлеченности зависит успех работы. Роль учителя – увлечь, привить желание развиваться, приобретать новее компетенции, постоянно находиться в творческом поиске. Список использованной литературы:

1. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: диссертация доктора педагогических наук : 13.00.00. - Москва, 1970. - 383 с. Педагогические науки.

2. Райков, Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе / Б. Е. Райков, В. Ю. Ульяновский, К. П. Ягодовский. Л.: Госиздат, 1924. 68 с.

3. Рубинштейн С. Л. Очередные задачи психологического исследования мышления. М.: Прогресс, 1966. С.224 –236.

© Захаркина Е.С., 2021



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.