Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении» (5–11 класс)

0
0
Материал опубликован 8 November 2018 в группе
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую статью «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Подготовила:

Учитель технологии

МБОУС(К)ОШ «Надежда», г. Симферополь

Власова Дарина Васильевна

Содержание

  1. Личностно – ориентированный подход в обучении. Его цели и задачи.
  2. Личностно ориентированные технологии в обучении.
  3. Составляющие Личностно – ориентированного подхода в обучении.
  4. Организация личностно – ориентированного урока «Технология»
  5. Заключение
  6. Литература

Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированный поход в обучении.

Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках технологии.

Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода на уроках технологии.

Задачи:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
  • дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личностно – ориентированные технологии».
  • раскрыть составляющие компоненты личностно – ориентированного подхода.
  • раскрыть особенности личностно-ориентированного урока.
  1. Личностно – ориентированный подход в обучении. Его цели и задачи.

Личностно-ориентированный подход - это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самопознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. [1]

Цель личностно ориентированного подхода в обучении - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность;
  • автономность личности.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. [2]
2. Личностно ориентированные технологии в педагогике.

Существует такое понятие в педагогике, как личностно-ориентированные технологии. Центровой фигурой ЛОТ является уникальная целостная личность учащегося, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Невозможно использовать ЛОТ в обучении без специально сконструированного дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Якиманская И. С. определяет технологию личностно-ориентированного обучения как принципы разработки самого образовательного процесса и выделяет несколько требований к разработке всего дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения:

- учебный материал должен выявлять содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта ученика;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечить ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- конструирование и организация учебного материала, предоставляющего ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий, необходимо выделять общелогические и специфические (предметные) способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика. [3,4]

3.Составляющие личностно – ориентированного подхода в обучении.

Принцип личностного целеполагания.

Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Здесь ключевым является то, что ребенок должен быть способен поставить цель своей деятельности, с помощью которых он сможет плодотворно осуществлять свою образовательную деятельность: определять темп и содержание занятий, выбирать методы и формы обучения.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории.

Изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у ученика. Здесь важна роль педагога – он должен уметь четко понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, и еще, уметь допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся, т.е. обсуждать различные точки зрения и позиции.

Принцип продуктивности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение неизвестного, сколько на приращение к нему нового. Обучающиеся сами способны сотворить образовательный продукт. С подобным приращением развиваются и личностные качества учащихся. А исследования, задания, суждения и являются продуктами образовательной деятельности обучающихся. В результате, у школьников развивается профессиональное мышление, взгляды и способности, которые свойственны специалистам этой области.

Принцип первичности.

Зачастую, человек, которому дана возможность изучить какой-либо вопрос прежде, чем ему его изложат, намного шире способен раскрыть свой потенциал, и создать такой образовательный продукт, который в итоге будет более интересным и оригинальным. В этом и заключается принцип первичности.

Принцип ситуативности.

Цель педагога – мотивировать детей. Направить их деятельность на решение поставленной образовательной задачи. Чтоб ребенок смог решить поставленную задачу, он, в первую очередь, должен быть заинтересован этой проблемой.

Рассмотрим все эти принципы на уроке технологии. Учащиеся с начала учебного года изучают различные темы, это и домоводство, и кулинария, и моделирование, и декоративно – прикладное искусство. В конце учебного года, я отвожу некоторое количество часов на выполнение творческого проекта по любой из изучаемых за год тем, на усмотрение ученика. Ребенку необходимо выбрать тему, тот род деятельности, который ему по силам, и которым он будет заниматься на протяжении как минимум 6 – 10 занятий + домашняя работа. Так как творческий проект - это завершающий этап нашего обучения, учащийся должен подойти ответственно к выбору темы, чтоб результатом все остались довольны. Это и есть «Принцип личностного целеполагания».

После выбора и согласования темы мы переходим к реализации задуманного. Я, как неотъемлемое звено образовательного процесса, конечно предлагаю путь выполнения, но, именно при выполнении творческих заданий ученики раскрываются по – новому, они активно со мной спорят, предлагают свои варианты выполнения изделий, дополняют, изменяют, моделируют. Иными словами, они весь свой творческий процесс пытаются подстроить под себя – «Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории». Во время работы над проектом, учащиеся занимаются в основном индивидуально. Каждый становится маленьким мастером своего дела. Дети сами ищут информацию о той или иной технике, изучают технологию выполнения, соблюдают правила безопасной работы, изучают много теории о происхождении одежды, декоративной техники либо блюда. Они учатся мыслить, сопоставлять, анализировать, творить. В итоге, ученик, выполнивший успешно творческий проект (как практическую часть, так и теоретическую) начинает быть отчасти специалистом в выбранной области. У ребенка развивается профессиональное мышление, специальные навыки и способности в этой среде. Это называется «Принципом продуктивности». Ученикам, работающим с творческим проектом, необходимо писать пояснительные записки, т.е. «паспорт» изделия, над которым они работают. Это абсолютно самостоятельная работа школьников! И что поразительно, не было еще такого проекта, где в любом разделе записки, будь то историческая справка, либо технологическая карта, либо банк идей я не встретила что-то новое, какой-то тот факт, о котором я, будучи учителем, впервые слышу. Именно это и является «Принципом первичности». При выполнении творческого проекта, дети выбирают одну из предложенных мной тем, делается это для закрепления изученного материала, чтоб раскрыть потенциал, чтоб привить любовь к предмету. Некоторым учащимся не всегда сразу удается определиться с темой, т.к. что-то в течении года не сразу получалось, что-то не совсем понравилось, и иногда выбирают не обдумав. Здесь очень важна индивидуальная работа с учеником! Важно суметь подать новый, ранее не озвученный материал, и это работает. К примеру, ребенок колеблется с выбором, думает, что это не интересно, в итоге не настроен на положительный результат. В этот момент педагог должен быть во всеоружии. При обсуждении темы проекта, важно показать ребенку безграничность выбранной темы, можно не только рассказать о других нескольких техниках выполнения определенного вида рукоделия, но и показать наглядно. Он заинтересуется. На следующее занятие школьник уже будет знать что хочет, какой должен быть конечный результат, и какую технику он будет использовать – вот наглядный «Принцип ситуативности».

4.Организация личностно ориентированного урока «Технология»

Личностно ориентированный урок, в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству.

На уроках технологии этот подход осуществить не сложно, так как это творческий предмет. Ведь большинство дидактических составляющих и так активно используют учителя для проведения казалось бы традиционных уроков. К ним можно отнести:

  • учебные тексты;
  • карточки-задания;
  • дидактические тесты.

Все задания имеют тематические блоки, и разрабатываются по уровню сложности, с учетом индивидуальных особенностей детей, так же в зависимости от ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

При использовании личностно - ориентированного подхода на уроке технологии, как и в традиционных методах, от учебного плана не отклоняются, программа прорабатывается полностью. Но при таком обучении, позиция ученика сильно изменяется, он уже не бездумно «глотает» информацию, подготовленную учителем, а сам активно участвует в обучении. Принимает поставленные задачи, анализирует все возможные способы ее решения. Вскоре меняется характер его восприятия, ребенок начинает мыслить иначе, работать продуктивнее и с большим интересом, раскрываются творческие способности, что позитивно влияет на его успеваемость.

Что касается практической части уроков, задания могут быть направлены на познание своих возможностей, на «включение» самореализации, на совместное развитие школьников.

  1. дать ученикам проверить творческие задания друг-друга. Я задаю определенную схему по которой ребята проверяют работу соседа, делают выводы о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки, и предлагают пути их исправления.
  2. попросить школьника дать анализ своей работе в классе (оценка активности, творчеству, инициативности);
  3. групповые лабораторно – исследовательские работы - это очень сплочает детей;
  4. конечно же использование фантазии, а какой урок как не наш дает возможность осуществлять задуманное, будь то новые фасоны в моделировании либо неестественные цвета и формы;
  5. мозговой штурм;
  6. долой образцы! Продемонстрировать их можно и нужно, но не как конечный результат деятельности.
  7. игры на уроке, где каждый ребенок примеряет на время разные роли. Очень интересная игра «Эрудит», 2 команды по 6-8 человек (ведущий, знатоки, оппоненты и критики), решают вопросы, касательно урочной деятельности.
  8. проектная деятельность - это безграничный полет фантазий, систематизация и обобщение всех накопленных знаний по предмету. Творческий проект – раскрытие всего потенциала школьника, реализации всех его творческих идей.
  9. мотивация учащихся. На своих уроках я использую 2 вида оценивания:

1 – стандартный - за конкретные знания (правильные ответы, соблюдения правил безопасной работы, качество выполненного изделия);

2 – дополнительные баллы - за активность и нестандартную мысль. В конце урока суммируем, и когда набирается 5 баллов – есть дополнительная оценка. Нам очень нравится такая система, она справедливая и служит замечательным мотиватором на уроках.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Иными словами, личность ребенка уже не средство, а цель.

Используя грамотно все дидактические инструменты, можно воспитать такую личность, которая без труда в дальнейшем сможет определиться с потребностями и целями в жизни.

Что касается уроков технологии – именно здесь необходимо использовать личностно – ориентированный подход, ведь он представляет огромную площадку для деятельности, направленную на развитие внутреннего потенциала личности.

Литература

  • Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 134.

    Электронный ресурс: https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-prepodavanii

    Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М., 2000.

    Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -  М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.

 Далее «ЛОТ»

 Ирина Сергеевна Якиманская - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.