Урок «Исторические приметы эпохи в повести С.П.Алексеева «История крепостного мальчика» (Литература, 5 класс)

0
0
Материал опубликован 7 November 2017 в группе

Методическая разработка урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения
 

Тема: «Исторические приметы эпохи в повести С.П.Алексеева «История крепостного мальчика»
 

Разработала учитель русского языка и литературы

Хурумова Залина Таймуразовна

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор – составитель: Б.А.Ланин. – Москва: Вентана – Граф, 2012г.

Название раздела: Среди ровесников. С.П.Алексеев. Повесть «История крепостного мальчика».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством С.П.Алексеева, познакомить с идейно-тематической направленностью произведения, формировать у учащихся понятия об исторической эпохе, воспитывать интерес у учащихся к истории и культуре России.

Задачи: исследовать сведения об исторических событиях, личностях и предметах обихода, отраженных в произведении; изучить историко-культурный контекст рассказа; развивать речь учащихся и совершенствовать навыки анализа художественного текста.


 

Планируемые результаты:

познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать.

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


 

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Литература:

Повесть С.П.Алексеева «История крепостного мальчика».

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель Б.А.Ланин.


 


 

Межпредметные связи:

Литература и русский язык.

Литература и история.

Литература и изобразительное искусство.


 

Ресурсы сети Интернет:

Литературные имена (http//www.library.ru)

Социальная сеть работников образования (http//nsportal.ru)


 

Ход урока
 

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право»

И.С.Тургенев.
 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии

Психологический настрой детей на урок.

- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.

Самоопределение. Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Вступительное слово.

На прошлом уроке мы познакомились с повестью С.П.Алексеева «История крепостного мальчика». Нас очень тронула судьба крепостного мальчика Миши Митькина. Сегодня мы поговорим о той нелегкой исторической эпохе, в которой жили наши герои.

Выявление желания продолжить изучение повести.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

1.Предложить ребятам в двух предложениях сказать, о чем говорится в повести.

2.Проверка домашнего задания.

а) Учитель слушает и комментирует ответы учащихся на вопросы: Что вы узнали о жизни людей при крепостном праве? Как Митьке удалось так много повидать? Чего было больше в его жизни – плохого или хорошего?

б) После знакомства с иллюстрацией, подготовленной учащимися, учитель демонстрирует картины известных классиков, отражающие тяготы подневольного труда, и предлагает провести сопоставительный анализ (В.Перов «Тройка», И.Ижакевич «Крепостных меняют на собак»).

1Учащиеся систематизируют и обобщают пройденное на прошлом уроке.

2.

а) Зачитывают свои ответы, участвуют в обсуждении.

б) Знакомят класс с иллюстрацией к произведению, объясняют, какие краски и почему онииспользовали.

Постановка цели (целеполагание)

регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Вопросы учителя:

- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

- Почему автор обращается именно к этому периоду истории?

- Какие основные задачи урока стоят пред нами?

Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о нелегкой жизни крепостных, а также об отношении автора к данной эпохе.

Запись в тетрадях.

Открытие обучающимися нового знания

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах;

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство).

1.Вопросы учителя:

- Почему повесть называется исторической?

Историческая повесть – повесть, в которой рассказывается об исторических событиях более или менее отдаленного времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

- С какими историческими личностями мы встречаемся на страницах повести?

- Как вы думаете, почему в произведение очень много незнакомых нам слов?

2.Реализация опережающего задания.

1.Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать определение жанра «историческая повесть».

Запись в тетрадях.

2.Заранее подготовленные ученики демонстрируют презентацию, материал которой раскрывает тему урока.

Учащиеся яснее представляют время крепостной России, погружаются в атмосферу того времени.

3.Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

Физкультминутка

 

1.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

 

 

Вместе с детьми учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Самостоятельная работа

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

1.Пока пассивные учащиеся выполняют самостоятельную работу, учитель предлагает классу поразмышлять над вопросом: Как может сложиться дальнейшая судьба главного героя?

2.Подводятся итоги работы по карточкам.

Одни ребята заполняют карточки, другие участвуют в обсуждении вопроса.

Рефлексия деятельности (итог урока)

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

личностные: оценивание результата учебной деятельности, стремление к речевому совершенствованию;

регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

1.Учитель предлагает по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2.Альтернативное задание.

Необходимо выбрать фразу, оценивающую деятельность соседа по парте.

- Ты молодец!

- Я доволен твоей работой на уроке.

- Ты мог бы поработать лучше.

3.Предложить ребятам ответить на вопрос: Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

Обучающиеся выбирают понравившуюся фразу и дополняют ее.

Строят свои высказывания, аргументируют ответы.

Участвуют в дискуссии.

Домашнее задание

 

Задание на выбор:

1.Стр.246, вопрос 1 или 2.

2. Выполнить словарную работу (дать определение незнакомым словам).

3.В творчестве К.Л.Хетагурова найти произведения, которые бы отражали тему крепостного права (как в живописи, так и в поэзии).

Записывают домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.