Урок «Исторические приметы эпохи в повести С.П.Алексеева «История крепостного мальчика» (Литература, 5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения
Тема: «Исторические приметы эпохи в повести С.П.Алексеева «История крепостного мальчика»
Разработала учитель русского языка и литературы
Хурумова Залина Таймуразовна
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор – составитель: Б.А.Ланин. – Москва: Вентана – Граф, 2012г.
Название раздела: Среди ровесников. С.П.Алексеев. Повесть «История крепостного мальчика».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством С.П.Алексеева, познакомить с идейно-тематической направленностью произведения, формировать у учащихся понятия об исторической эпохе, воспитывать интерес у учащихся к истории и культуре России.
Задачи: исследовать сведения об исторических событиях, личностях и предметах обихода, отраженных в произведении; изучить историко-культурный контекст рассказа; развивать речь учащихся и совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать.
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Литература:
Повесть С.П.Алексеева «История крепостного мальчика».
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель Б.А.Ланин.
Межпредметные связи:
Литература и русский язык.
Литература и история.
Литература и изобразительное искусство.
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http//www.library.ru)
Социальная сеть работников образования (http//nsportal.ru)
Ход урока
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право»
И.С.Тургенев.
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия |
личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии |
Психологический настрой детей на урок. - Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость. |
Самоопределение. Оценивание готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности |
личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
Вступительное слово. На прошлом уроке мы познакомились с повестью С.П.Алексеева «История крепостного мальчика». Нас очень тронула судьба крепостного мальчика Миши Митькина. Сегодня мы поговорим о той нелегкой исторической эпохе, в которой жили наши герои. |
Выявление желания продолжить изучение повести. |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) |
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
1.Предложить ребятам в двух предложениях сказать, о чем говорится в повести. 2.Проверка домашнего задания. а) Учитель слушает и комментирует ответы учащихся на вопросы: Что вы узнали о жизни людей при крепостном праве? Как Митьке удалось так много повидать? Чего было больше в его жизни – плохого или хорошего? б) После знакомства с иллюстрацией, подготовленной учащимися, учитель демонстрирует картины известных классиков, отражающие тяготы подневольного труда, и предлагает провести сопоставительный анализ (В.Перов «Тройка», И.Ижакевич «Крепостных меняют на собак»). |
1Учащиеся систематизируют и обобщают пройденное на прошлом уроке. 2. а) Зачитывают свои ответы, участвуют в обсуждении. б) Знакомят класс с иллюстрацией к произведению, объясняют, какие краски и почему онииспользовали. |
Постановка цели (целеполагание) |
регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Вопросы учителя: - Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Почему автор обращается именно к этому периоду истории? - Какие основные задачи урока стоят пред нами? |
Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о нелегкой жизни крепостных, а также об отношении автора к данной эпохе. Запись в тетрадях. |
Открытие обучающимися нового знания |
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство). |
1.Вопросы учителя: - Почему повесть называется исторической? Историческая повесть – повесть, в которой рассказывается об исторических событиях более или менее отдаленного времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности. - С какими историческими личностями мы встречаемся на страницах повести? - Как вы думаете, почему в произведение очень много незнакомых нам слов? 2.Реализация опережающего задания. |
1.Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать определение жанра «историческая повесть». Запись в тетрадях. 2.Заранее подготовленные ученики демонстрируют презентацию, материал которой раскрывает тему урока. Учащиеся яснее представляют время крепостной России, погружаются в атмосферу того времени. 3.Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. |
Физкультминутка |
1. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
|
Вместе с детьми учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. |
|
Самостоятельная работа |
коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
1.Пока пассивные учащиеся выполняют самостоятельную работу, учитель предлагает классу поразмышлять над вопросом: Как может сложиться дальнейшая судьба главного героя? 2.Подводятся итоги работы по карточкам. |
Одни ребята заполняют карточки, другие участвуют в обсуждении вопроса. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; личностные: оценивание результата учебной деятельности, стремление к речевому совершенствованию; регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью. |
1.Учитель предлагает по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 2.Альтернативное задание. Необходимо выбрать фразу, оценивающую деятельность соседа по парте. - Ты молодец! - Я доволен твоей работой на уроке. - Ты мог бы поработать лучше. 3.Предложить ребятам ответить на вопрос: Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? |
Обучающиеся выбирают понравившуюся фразу и дополняют ее. Строят свои высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в дискуссии. |
Домашнее задание |
Задание на выбор: 1.Стр.246, вопрос 1 или 2. 2. Выполнить словарную работу (дать определение незнакомым словам). 3.В творчестве К.Л.Хетагурова найти произведения, которые бы отражали тему крепостного права (как в живописи, так и в поэзии). |
Записывают домашнее задание. |