Из опыта работы: «Методика сотрудничества педагога с родителями (законными представителями) воспитанников в целях развития личности ребенка с особыми возможностями здоровья»
Новикова Л.М.
Образовательное учреждение ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Осуществление коррекционно-воспитательного образовательного процесса возможно посредством проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ОВЗ, на формирование их личности, социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.
Работа по данным направлениям строиться с учётом особенностей развития детей с ОВЗ. Основным принципом является - создание ситуации успешности ребёнка. Это необходимо для обретения ребенком уверенности в своих силах, преодолении трудностей связанных с неуверенностью в себе, страхов быть непринятым, что в конечном итоге поможет ему социализироваться в обществе и овладеть нормами поведения.
Одной из важных задач является работа с семьёй. Семья, имеющая ребенка с ОВЗ, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Учитывая все факторы риска в семьях, где есть ребёнок с ОВЗ, основной задачей образовательного учреждения является, в первую очередь, создание условий для благоприятной эмоциональной и психологической обстановки в семье, оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Родители (законные представители) воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому, составляя план работы с родителями вначале каждого учебного года, планирую работу в нескольких направлениях:
-проведение педагогических консультаций, организация взаимодействия родителей со специалистами Центра;
-изучение, обобщение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
-профилактика нарушений в детско-родительских отношениях;
-приобщение родителей к активному включению в досуговую деятельность учреждения, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Подбирая информационный материал для родителей, слежу за его соответствием возрастным особенностям детей, годовым задачам Центра. Использую разнообразный информационно-наглядный материал в родительском уголке: фотогазеты, консультации, папки-передвижки, буклеты, выставки детских работ, рисунков. Создаются паспорта семей.
Родительские собрания и другие мероприятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Родители группы активно участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий, в конкурсах совместного детско-родительского творчества.
Кроме того, они являются непосредственными участниками образовательного процесса, посещают открытые мероприятия. Они являются постоянными посетителями моего персонального сайта, где они получают онлайн консультации. Благодаря использованию современных форм взаимодействия, показатели небольшой части родителей, которая придерживалась политики стороннего наблюдателя, снизились. В перспективе планируется продолжение выстраивания продуктивных взаимоотношений с родителями с максимальным учетом интересов детей, родителей и педагогов; формирование положительного имиджа группы и образовательного учреждения с помощью привлечения родителей к активной позиции участника образовательных отношений.
В целях оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС и их семьям проводим работу с родителями в рамках деятельности родительского клуба «Дружная семейка».
Таким образом, созданы оптимальные условия для формирования продуктивного сотрудничества детей, родителей и педагогов. Использование разнообразных форм работы с родителями дает хорошие результаты: родители стали проявлять интерес к содержанию образовательного процесса в Центре, увеличилось количество вопросов к специалистам, касающихся личности ребенка, его интересов, способностей и потребностей; появилось стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами. Наблюдается активное включение родителей в совместную с детьми подготовку и проведение воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, что положительно влияет на развитие личности воспитанников.