12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда40
7

Изготовление дидактических игр в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как средство повышения речевой активности.

Изготовление дидактических игр в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как средство повышения речевой активности.

Лукьянова

Надежда

Владимировна

учитель-логопед

МКДОУ д/с № 281

Дзержинского района

города Новосибирска



Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.

Старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития речи, памяти, мышления, воображения и других психических процессов ребенка, расширения его кругозора. Активизировать и разнообразить образовательную деятельность с ребенком можно с помощью дидактических игр, которых существует огромное количество. А что может быть лучше дидактических игр, созданных в совместной деятельности. Ведь так мы поддерживаем инициативу ребёнка на всех этапах его деятельности, развивая тем самым пространство детской реализации.

Большую часть времени ребенок находится в детском саду. Как сделать так, чтобы ребенок развивался, чтобы все занятия были ему в удовольствие? Я долго думала и нашла решение данной проблемы. Ребенок должен развиваться по своим интересам. А как узнать, что ребенку интересно? Конечно же, спросить его об этом. Среди воспитанников старшего дошкольного возраста мы провели беседу-опрос: «Что вам интересно? Во что бы вы хотели играть?»

По результатам опроса мы выяснили, что дети очень любят разгадывать ребусы и составлять слова, играть в фанты, в конструктор, собирать пазлы, а кто-то очень хочет научиться читать. Поговорив о желаниях детей, мы решили, что нам нужно сделать игры, в которых они сами могут придумать условия, правила, и из чего она будет сделана, смогут сделать игру, в которую им самим понравилось и хотелось бы играть.

Дети придумали игры, соответствующие их интересам, и мы решили воплотить их идеи в жизнь. Дети стали предлагать различные варианты: ребусы, головоломки, конструктор, игры-бродилки, различные постройки. Мы устроили небольшое голосование и из всех идей выбрали лучшие, но со временем договорились сделать все. Самые интересные идеи, решили воплотить в жизнь как можно быстрее.

Детьми были предложены игры под названием «Супер-мега задания», «Пазлы динозавры», «Эмоции», «СуперМега конструктор», игра-бродилка «Путешествие лягушек на болоте», «Любимые сказки».

Мы обсудили все до мелочей, от цвета букв до картинок, старательно выбирали то, что всем понравится. При этом моей целью было не только обеспечить речевую и познавательную активность детей, но и развивать межличностную коммуникацию. Дети с большим удовольствием вступали в дискуссии, обсуждали условия, правила игры и ее внешний вид. Не обошлось и без споров, но в спорах как известно рождается истина.

Мы разбили всю свою работу на несколько этапов.

Первый этап нашей работы я описала выше. В ней участвовали все дети, высказались все, кто хотел и все пожелания мы учли, все записали и сделали пометки.

Второй этап - обсуждение правил. Вот, что мы придумали:

В игре «Супер-мега задания» мы придумываем самые разные задания, которые необходимо выполнить игроку. Приведу несколько примеров:

Загадать загадку.

Рассказать стихотворение.

Прочитать сказку или рассказ.

Сделать кому-нибудь прическу.

Станцевать балет или брейк-данс.

Рассказать весь алфавит.

Спеть песню.

Нарисовать любого человека.

Загадать животное и показать.

Золотая карточка (дает право помогать кому захочешь выполнять задания).

Оранжевая карточка-пропуск хода.

Кто задание выполнил, получает зеленый жетон (задание выполнено), кто нет – красный (задание провалено). Тот, кто собрал большее количество зеленых жетонов, объявляется супер-мега игроком и побеждает.

В игре «Пазлы Динозавры» все очень просто, нужно собрать разрезную картинку.

Игра «Эмоции» включила в себя карточки с различными эмоциями, которые помещаются в шапку, шляпку или переворачиваются рубашкой вверх. Поочередно каждый вытягивает эмоцию, должен угадать, что она означает и потом показать ее всем.

Игру «СуперМега конструктор» мы решили сделать из обычных коктейльных трубочек, порезали каждую из них на несколько частей. Далее дети предложили скреплять детали обычным пластилином, но им важно было, чтобы делали в конструкторе были подвижными, чтобы можно было сделать машину и у нее могли двигаться колеса. Эту проблему мы решили обычными деревянными палочками и синельной проволокой.

Игра-бродилка «Путешествие лягушек на болоте», на них нас вдохновили лягушки, которые остались у нас от старой игры. Мы очень быстро придумали для них игровое поле. В игре может принимать участие от 2 до 4 игроков, ход по кувшинкам, ходы совершаются после броска кубика. Так же в игре существуют «штрафные кувшинки».

Игра «Любимые сказки» включает в себя название известных сказок и карточки с сюжетами их них. Игроки по очереди вытягивают карточки и складывают их к соответствующему названию произведения. Кто не справился, пропускает ход.

Третий этап создания игр включал в себя выбор картинок, атрибутов и сбор информации. Здесь так же принимали участие все дети, каждый придумал что-то свое для игры, и ни одна идея не осталась без внимания. Собирали информацию, интересные идеи для заданий, потом искали картинки, какие-то находила я, какие-то находили дети у себя дома среди журналов или совместно с родителями. Весь собранный материал мы просмотрели все вместе, выбрали то, что понравилось больше всего и приступили к работе.

Четвертый этап - создание игр, воплощение наших идей в реальность.

Здесь мы очень постарались. Мы работали как одна большая команда, дети были полностью увлечены процессом. Они самостоятельно поделились на группы, кому какая игра была ближе. Взяли нужные атрибуты для своей игры и пошли воплощать идеи в жизнь. Дети между собой очень ладили и с легкостью находили общий язык. Если кому-то нужна была помощь или совет, он незамедлительно это получал.

Пятый этап заключительный, мы конечно же опробовали все игры и повеселились. Дети с огромным желанием играли в игры, сделанные своими руками, они были горды собой и проделанной работой. Кому-то запомнился процесс обсуждения, кто-то был рад, что нашел такие красивые картинки, кто-то был очень доволен внешним видом игры. А некоторые из детей были так воодушевлены, что сделали дома самостоятельно с родителями игру и принесли ее в сад. К примеру, игра «Гонки» включает в себя трассы из бумаги и машинки, сделанные способом оригами. Игроки одновременно на старте по команде начинают дуть на свои гоночные машинки и тот, кто пришел первый на финиш выигрывает.

Дети остались очень довольны, и мы решили на этом не останавливаться, нами была продуманна еще одна идея игры, но она потребовала более продолжительного времени в подготовке. В игре «Детектив» мы по наводящим вопросам, заданиям, «уликам» должны найти отгадку. Когда задача решена, мы можем закрыть дело.

Игру мы уже начали прорабатывать, в мае обязательно начнем играть и в нее.

Очень важно, что дети решили, что об их играх должны узнать и другие дети. Когда мы наиграемся, обязательно поделимся играми с ребятами из других групп.

В результате нашей деятельности, мною отмечены следующие результаты:

-возросло количество речевых контактов между сверстниками, которые по инициативе самих детей;

-дети стали чаще проявлять самостоятельность, инициативу, уверенность в своих силах в разных видах деятельности;

- развилось умение высказывать свои суждения, делать обобщения, умозаключения;

- расширились представления о предметах и явлениях окружающего мира, развилась память, внимание, наблюдательность;

- дети стали более сплоченными, общительными, чаще проявлять чуткое отношение к сверстникам, быть справедливыми, уступать в случае необходимости.

Таким образом, я считаю, что мы с детьми справились и разработали очень интересные игры, а главное это игры именно по их интересам, они содержат то, что им нравится сегодня и сейчас. И, пожалуй, дидактические игры, сделанные своими руками в совместной деятельности - незаменимое средство развития детей. Они помогают не только активизировать речевую деятельность и решать проблемы в общении и коммуникации, но также в них заложен большой воспитательный потенциал и большие возможности развития пространства детской реализации.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.