Тема: «Измерение длины отрезка. Сантиметр»
Цель: Знакомство с единицей длины - сантиметром.
Задачи: 1) Познакомить с общепринятой единицей длины – сантиметром.
2) Научить правильно измерять предметы при помощи линейки.
3) Научить самим чертить отрезки заданной длины.
Оборудование: линейки, листочки, раздаточный материал – геометрические фигуры, карточки с цифрами, проектор.
Ход урока.
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью смайлика ваше настроение.
(Учащиеся показывают смайлики.)
Повторение пройденного.
Счёт до 10. Детская песенка. Повторение числового ряда.
Математический диктант. (Записываются ответы в тетрадь)
- Увеличьте 5 на 2. Сколько получится? (7)
-Уменьшите 8 на 2. Сколько получится? (6)
- Какое число следует за числом 7 ? (8)
- Какое число предшествует числу 4 ? (3)
- На сколько 4 больше 3 ? (1)
Взаимопроверка.
Постановка задач на урок.
- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями и пополним наши знания.
- А исследовать будем длину.
На каждой парте лежат 2 полоски и геометрические фигуры.
- Измерьте длину красной полоски. Возьмите квадраты и измерьте длину полоски квадратами. Сколько поместилось квадратов на этой полоске? А если измерим прямоугольниками? А кругами?
(Ту же работу проделываем с другой полоской).
-Давайте сделаем вывод. Удобно ли измерять разными мерками? (Нет)
- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения.
- В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Локоть – старинная русская мера длины, равная примерно 38-46 сантиметров, расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома.
Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних единицах называли «лапоть», а в других « фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня».
- Давайте попробуем измерить длину нашей классной комнаты одной из этих старинных единиц длины, шагами. (2 учащихся, девочка и мальчик)
- Одинаковая у ребят получилась длина комнаты? (нет)
- Почему? (разные шаги – мерки)
- Перед исследованием мы выдвинули предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.
- Как вы считаете, это правильно? (нет)
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено использовать одинаковые единицы измерения.
- А чтобы было удобно измерять длину, придумали единую единицу измерения – сантиметр.
- А чтобы узнать, каким инструментом мы будем пользоваться на уроке, нужно решить примеры.
У всех на партах лежат карточки с цифрами. Учитель читает пример, а ученики показывают карточки с ответом.
л | и | н | е | й | к | а |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6-4=2 и
9-2=7 а
8-2=6 к
7-3=4 е
6-3=3 н
3-2=1 л
10-5=5 й
IV.Подача новых знаний.
-Что мы уже умеем делать при помощи линейки? (Чертить прямые)
Ребята, а кто знает, как называется расстояние между двумя большими делениями на линейке? Показ учителем на презентации сантиметра.
Сантиметр
Давайте посмотрим, как выглядит отрезок в 1 см в учебнике на стр. 66.
Работа по учебнику. Выполняются задания на странице.
V.Физ. минутка.
Под музыку учащиеся считают предметы и выполняют движения.
VI.Работа в тетради.
Начертить в тетради отрезки.
Правила черчения отрезков.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, при построении отрезков?
Плотно накладывать линейку на бумагу.
Поставить точки, обозначающие начало отрезка – это число на линейке 0 и конец отрезка – это заданное число на отрезке. Запомните: начинаем чертить от 0 (нуля).
Соединить точку 0 с нужным числом заданной длины по линейке.
Нам нужно начертить отрезок 4 см, значит вы находите на линейке в начале число 0 и отмечаете его точкой в тетради, а затем число 4 и тоже отмечаете его в тетради точкой, и соединяем эти точки. Вот и получился отрезок длина которой 4 см.
Начертить отрезки 6 см и 10 см.
VII. Подведение итогов.
- Мы с вами хорошо потрудились сегодня.
С какой единицей длины познакомились?
( Познакомились с единицей измерения длины - сантиметр, научились измерять и сравнивать отрезки)