Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Измеряй и сравнивай»
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Класс | 1 |
Тип урока | открытие новых знаний |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая, системно - деятельностная |
Тема | «Измеряй и сравнивай» |
Цель | Введение понятия «измерения и сравнивания». Задачи:1) научить обучающихся измерять длину предметов с помощью мерки, сравнивать предметы по длине опосредованно; 2) развитие самостоятельности мышления и интеллекта; развитие грамотной устной речи;3) воспитание интереса к учебе; воспитание взаимопонимания учитель-ученик и доброжелательного отношения друг к другу. |
Основные термины, понятия | Измерение, мерка |
Планируемый результат | |
Предметные умения: - узнают различные меры длины, которые люди использовали в старину; - научатся: определять длину данного отрезка при помощи мерки; сравнивать длины отрезков | Личностные УУД: воспитание взаимопонимания учитель-ученик и доброжелательного отношения друг к другу; формирование познавательного интереса учащихся к понятиям «измеряй и сравнивай. Регулятивные УУД: обучающиеся научатся или получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу; контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся и получат возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков: выделение основания для измерения длины предметов (мерки); владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: сравнение предметов по длине с помощью мерок; самостоятельное создание алгоритма измерения. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли; обучающиеся научатся и получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Работа в паре, групповая работа, практические измерения | Книгопечатная продукция: А. Л. Чекин Математика, часть 2 Технические средства обучения: интерактивная доска. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организа- ционный | Метапредметные (УУД): Предметные: регулятивные: коммуникативные: | Произносит психологический настрой на урок: -Прозвенел звонок и смолк – | Невербальное общение. Дети настраиваются на урок. |
Актуализация опорных знаний и умений. Постановка учебной проблемы. | Предметные: Метапредметные (УУД): познавательные: -осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме; регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли | Ставит проблему: -Ребята, в нашем кабинете повесили новую интерактивную доску. Чтобы можно было к ней подойти, нужно переставить тумбочку из-под телевизора в какое-нибудь другое место. Так как тумбочка тяжелая, то, прежде чем ее двигать, нужно точно узнать, хватит ли места для нее. - Как быть? Что вы посоветуете? ( Нужно измерить.) - Что нужно измерить? ( Длину тумбочки и длину стены.) - А потом? ( Сравнить длины). - Откройте учебник по закладке. Переклейте закладку на следующую страницу. - Рассмотрите разворот учебника. - Как вы думаете чему вы будете учиться на уроке? - Рассмотрите знаки- помощники в учебнике, как будете работать на уроке? | Формулируют проблему. Отвечают на вопросы. Открывают учебник на стр. 16. Исследуют разворот учебника. Формулируют цель урока. Определяют виды работы на уроке. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Предметные: - научатся: определять длину данного отрезка при помощи мерки; сравнивать длины отрезков Метапредметные (УУД): познавательные: - формулирование проблемы регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли; -планирование учебного сотрудничества с учителем; - инициативное сотрудничество с соседями в группе | -Я предлагаю вам помочь мне в измерениях. Ребят 1 ряда я попрошу измерить длину тумбочки, ребят 2 ряда я попрошу измерить длину вот этой стены у окна, ребят 3 ряда я попрошу измерить длину стены у двери. Для измерения нельзя пользоваться никакими инструментами. -Вспомним правила работы в группе: 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. -Какую цель вы перед собой поставили? (Найти способ измерения) -Расскажите, как же вы действовали. | Проговаривают правила работы в группе. Дети работают по группам: проведение измерений. Ответы на вопросы, рассказ о проводимых измерениях. Рассказывают о том, что для измерения они воспользовались частями своего тела: локтем и т.п. |
Открытие нового знания | Предметные: - узнают различные меры длины, которые люди использовали в старину; Метапредметные (УУД): познавательные: - выделение основания для измерения длины предметов (мерки); - самостоятельное создание алгоритма измерения регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу коммуникативные: -умение полно и точно выражать свои мысли; - инициативное сотрудничество с соседом по парте | - Подумайте, а когда, в какое время, люди измеряли длину, используя части своего тела? -Давайте ненадолго переместимся в прошлое. А поможет нам в этом наш помощник – учебник. Откройте его на с. 17. -Рассмотрите рисунок. С помощью чего люди измеряли длину предметов и расстояния в старину? (учащиеся знакомятся с различными старинными мерами длины (локоть– расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки, сажень (размах рук), пядь (расстояние между кончиками разведенных большого и указательного пальцев), вершок-длина указательного пальца, ширина большого пальца и обхват рук) - Прочитайте задание под рисунком. -Удобно ли было пользоваться такими мерками? -Точный ли получился результат? -А какие результаты получились у ребят в 1-ой группе? Во 2-ой группе? В 3-ей группе? - Ребята, так к какой стене можно переставить тумбочку? - Почему не можем точно ответить на вопрос? (- В каждой группе получились разные результаты.) | Рассматривание иллюстраций в учебнике и в словаре «Старинные меры длины» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e14f5ac7-2465-4e89-b297-7fd4d235ff6d/index_listing.html Практическая самостоятельная работа в парах (измеряют длину полоски с помощью большого пальца) Записывают результат |
- Какой вывод вы можете сделать? Какую мерку нужно использовать для измерения? (Одинаковую.) -Какой должна быть мерка? -У меня есть 3 варианта мерок: веревка, деревянная дощечка и картонная полоска. -Какой из этих мерок удобно проводить измерения? (Дети приходят к выводу о том, что удобнее использовать картонную полоску.) - Я предлагаю вам измерить длину ваших объектов полосками из картона. Они все одинаковые. (Раздаю 1 полоску на группу.) - Как вы будете проводить измерения, чтобы получился точный результат? (Дети проговаривают свои действия.) | Ответы на вопросы, обобщение данных, сравнение способов измерения Сравнение мерок Проводят измерения с помощью мерок Составляют алгоритм измерения: 1.Приложить мерку к началу предмета. 2.Сделать пометку там, где мерка закончилась. 3.Приложить мерку к отметке и т. д., пока предмет не закончится. 4.Сосчитать количество меток. | ||
Первичная проверка понимания | Предметные: - применять умения измерять и сравнивать Метапредметные (УУД): познавательные: - сравнение предметов по длине с помощью мерок; регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные: - инициативное сотрудничество с соседями по группе; -умение полно и точно выражать свои мысли | - Проверим результаты работы групп. - Сколько раз уложилась полоска у 1-ой группы? 2-ой группы? 3-ей группы? -К какой стене можно будет поставить тумбочку? | Практическая работа по группам (учащиеся проводят измерение длины своих объектов) |
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные (УУД): коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли; регулятивные: - проводить рефлексию своих действий на уроке | Задает вопросы: – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Что вам помогло открыть новое знание? − Вам помогло сегодня такое качество как терпение? − На каком этапе урока это качество вам было необходимо? - Спасибо всем за помощь. | Ответы на вопросы. |