«Изучение Истории России XX – первой четверти XXI века в парадигме компетентностного подхода» индивидуальный образовательный маршрут
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Субботинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Семена Устиновича Кривенко
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Субботинская СОШ
имени Героя Советского Союза С.У. Кривенко
____________ П.В.Свинцов
«Изучение Истории России XX – первой четверти XXI века в парадигме компетентностного подхода»
Индивидуальный образовательный маршрут
учащейся 10 класса
Барсуковой Анастасии
Руководитель
учитель истории
Никитин Алексей Николаевич
Субботино 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный учебный маршрут составлен с целью углубленного изучения избранного предмета и овладения основными метапредметными, предметными и личностными компетенциями.
Курс Отечественной истории XX – первой четверти XXI века - наиболее сложный и насыщенный событиями период Отечественной истории.
Данный индивидуальный образовательный маршрут соответствует ФГОС среднего общего образования последнего поколения по предмету «История». ИОМ по истории является составной частью Индивидуальной образовательной программы одаренного обучающегося гуманитарного профиля. Программа рассчитана на 2 года: 10 - 11 класс, включат уроки, элективные курсы, курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование. ИОМ может реализовываться индивидуально, в парах и в группах. ИОМ охватывает период XX - начала XXI вв. В основу маршрута положен компетентностный подход в изучении истории. При работе по ИОМу используются различные методики и технологии: системно- деятельностный подход, проектно-исследовательский метод, информационные . Данный маршрут рассчитан на высокомотивированных обучающихся с хорошей успеваемостью.
Цели ИОМ: 1. Формирование общей картины исторического развития человечества, получение учеником представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях; 2. Развитие компетенции по применению исторических знаний в жизни; 3. Приобщение обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Основными образовательными задачами ИОМ являются: 1. Формирование исторического мышления учащихся; 2. Развитие умений работы с литературой и источниками, с картографическим материалом; 3. Формирование исторической компетенции через навыки пересказа научного материала, запоминание исторических дат, событий, явлений, исторических личностей и их роли. Умения выстраивать причинно-следственные связи и отвечать на фактологические и проблемные вопросы. Так же обучающийся должен обладать навыком формулировать проблемные вопросы, уметь пользоваться историческими терминами и понятиями; 5. Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи; 6. Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени; 7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи: 1. Формирование правовой культуры обучающегося; 2. Формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.); 3. Развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними; 4. Формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм; 5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В ИОМе запланированы следующие виды контроля: тестирование, собеседование, контрольные работы, зачёты, олимпиадные задания, тесты в форме ЕГЭ.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности обучающегося;
Ориентация на формирование учебной деятельности обучающихся в парадигме системно-деятельностного подхода;
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения;
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей;
Успешное участие во ВсОШ по истории;
Олимпиадах по истории («Высшая проба», «Ломоносов» и т.д.);
Высокие результаты ЕГЭ по истории;
Победы в конкурсах исследовательских работ школьников федерального перечня Министерства Просвещения РФ («Шаг в будущее», «Высший пилотаж», «Высшая проба», «Олимпиада Ломоносов», Конкурс В.И. Вернадского, краевом молодежном форуме «Научно-
технических потенциал Сибири» и т.д.);
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
Индикаторами и критериями успешности реализации ИОМ является успешное прохождение ЕГЭ, победы и призовые места в конференциях, конкурсах, олимпиадах федерального перечня Министерства Просвещения РФ: «Шаг в будущее», «Высшая проба», «Высший пилотаж», ВсОШ (приложение №1).
Результаты изменения уровня сформированных знаний, умений и навыков фиксируются в «Карте компетентностей ученика» (приложение №2).
Цели | Задачи | Виды деятельности Метапредметные Предметные компетенции | Этапы (темы занятий) | Ресурсы | Методы и формы работы Виды контроля | Сроки |
Формирование компетентностей, необходимых для Подготовка к сдаче ЕГЭ и государственных экзаменов | 1)Формирование компетентностей в сфере самостоятельной деятельности. | 1) Совершенствование навыков | Выбрать тему для своей работы Написать работу по интересующей теме. Защитить свою работу. | Библиотека, родители, Интернет. | Реферат, исследовательская работа. | 4- 8 сентября 2023 г. |
2) Умение выделять проблему, искать пути её решения. | 1)Выбрать тему для обсуждения. 2)Найти собеседников для обсуждения данной темы. 3)Обсудить данную тему. 4)Сделать для себя выводы | Учителя, родители, Школа космонавтики, платформа Сириус, дистанционные школы, Школа Исторического Моделирования (далее - ШИМ), Internet – school, друзья. | Беседа в группе, дискуссия. | 9-10 сентября 2023 г. | ||
3) Формирование навыков критического мышления. | Выбрать и прочитать литературу, затрагивающую интересующий вопрос Сходить на лекцию по интересующему вопросу, Побеседовать, поспорить с компетентными людьми | Учителя, библиотека, родители, Интернет, ШИМ, экспедиции. | Чтение предметной литературы, беседа, прослушивание лекции, дискуссия. | 11-14 сентября 2023 г. | ||
4) Формирование навыков работы в группе. | Выделить для себя группу, с которой будет интересно работать. Поработать с группой. Сделать выводы. | Экспедиции, уроки, ШИМ, Internet – school. | Работа в группе. | 15-18 сентября 2023 г. | ||
5)Умение определять собственные приемы обучения. Сообщение, консультация | Определить с учителем мои приёмы обучения. Проконсультироваться | Учителя, родители друзья | Сообщения, консультации. | 19-23 сентября 2023 г. | ||
6) Умение работать с источником информации. | Установить, какую информацию нужно получить. Выбрать источник информации. Работать с источником для получения информации. Сделать выводы. | Библиотека, Интернет, Сириус | Реферат, чтение, литературы. | 4-27 сентября 2023 г. |
| | 7) Умение представить и защитить свою работу. | 1)Выбрать лучшую из уже имеющихся работ. 2)Выбрать, перед кем её защищать. 3)Продумать, как её защищать. 4)Защитить свою работу. 5)Сделать выводы | Учителя, библиотека, Интернет. ШИМ. | Защита. | 28-30 сентября 2023 г. |
8) Умение организовать учебный процесс. | 1)Найти человека, с которым можно посоветоваться насчёт организации моего учебного процесса. 2)Посоветоваться с ним. 3)Сделать выводы. | Учителя, родители, друзья. | Консультация размышление. | 1-3 октября 2023 г. | ||
9)Умение осуществлять поисковую деятельность | 1)Определить, какую информацию нужно найти. 2)Осуществить поиск данной информации. 3)Сделать выводы | Библиотека, Интернет. | Реферат. | 4-5 октября 2023 г. | ||
10)Умение осуществлять исследовательскую деятельность | 1)Выбрать объект исследования. 2)Попытаться исследовать этот объект. 3)Оценить свои результаты. 4)Сделать выводы. | Библиотека. Интернет, экспедиции, ШИМ. | Реферат. | 6-9 октября 2023 г. | ||
11)Умение осуществлять аналитическую деятельность. | 1)Выбрать объект анализа 2)Постараться в какой-либо из форм работы проанализировать этот объект. 3)Защитить свою работу, обсудить её. 4)Сделать вывод о своих способностях к аналитической деятельности | Учителя, библиотека, родители, Интернет, ШИМ, экспедиции, друзья. | Реферат, беседа, защита. | 10-14 октября 2023 г. | ||
12)Умение систематизировать | 1)Выбрать материал по нужной теме, находящийся в разрозненном состоянии. 2)Систематизировать этот материал в стройную, логическую таблицу, схему, график и т.д. 3)Оценить результат. 4)Сделать выводы. | Библиотека, Интернет, экспедиции, ШИМ, друзья. | Реферат. | 15-19 октября 2023 г. |
| 2)Формирование информационно-предметной компетентности. | 1)Обладание знаниями на уровне углубленных стандартов будущей специальности. | Постепенно, по ходу процесса обучения. | Учителя, библиотека, Интернет, ШИМ, экспедиции, друзья. | Чтение соответствующей литературы консультация, дискуссия. | До конца 11-го класса |
| | 2) Интерес к предметной и научной области, предметно-профильная мотивация учебной деятельности. | Вырабатывать также, в процессе обучения. | Учителя, библиотека, Интернет, ШИМ, экспедиции, друзья. | Прослушивание лекций, чтение соответствующей литературы, группа, дискуссия, консультация. | До конца 11-го класса |
| | 3) Владение специальной терминологией в полном объеме. | Овладевать терминологией в течение всего процесса обучения. | Учителя, библиотека, Интернет, ШИМ, Internet – school, экспедиции. | Чтение соответствующей литературы, прослушивание лекции. | До конца 11-го класса |
| 3) Формирование организаторской и методической компетентности. | 1) Умение осуществлять самоконтроль и контроль, оценивать. | 1)Выделить интересующий меня вопрос, 2)Выбрать людей для обсуждения этого 3)Обсудить этот вопрос, стараясь контролировать себя и оценивать собеседников. 4)Оценить свои успехи. 5)Сделать для себя выводы. | Учителя, библиотека. Интернет, экспедиции, ШИМ, друзья. | Беседа, в группе, дискуссия. | 20-24 октября 2023 г. |
| | 2) Умение адекватно подбирать формы, методы, виды деятельности. | 1) Выбрать человека (учителя, специалиста), который мог бы мне посоветовать, какие формы, методы и виды деятельности 2) Проконсультироваться у него. 3) Сделать выводы. | Учителя, родители, ШИМ, друзья. | Беседа, консультация. | 25-26 октября 2023 г. |
| 4) Формирование коммуникативной компетентности | 1) Умение слушать, слышать, понимать, принимать точку зрения, уважать мнение собеседника. | Это умение формируется постоянно, в ходе споров с другими людьми, сообщений и др. | Учителя, родители, , ШИМ, друзья. | В группе, беседа, дискуссия, прослушивание лекций. | До конца 11-го класса |
| | 2) Умение вести диалог. | 1) Записаться в одну из выездных школ, так как там лучше всего можно развить это умение. 2)Работая с другими людьми в одной из выездных школ, совершенствовать свои навыки вести диалог. 3)Оценить результат. 4)Сделать вывод. | Учителя, родители, Сириус, ШИМ, друзья. | В группе, беседа, дискуссия. | |
|
| | 3) Умение аргументировано защищать свою позицию. | Это умение должно сформироваться по ходу моей работы над сообщениями и др. | Учителя, Интернет, библиотека, экспедиции, ШИМ, друзья. | Беседа, дискуссия, | До конца 11-го класса. |
4) Владение речевой культурой. | Изучить литературу, касающуюся речевой культуры (тесно связано с русским языком). Совершенствовать свое владение речевой культурой в течение всего процесса обучения. | Учителя, библиотека, родители, Интернет | Чтение соответствующей литературы, беседа, дискуссия, прослушивание лекции. | До конца 11-го класса | ||
| 5)формирование социальной и правовой компетентности. | 5) Владение способностью брать на себя ответственность за решение. | Развивать в себе эту способность при каждом удобном случае, в основном при работе с группой. | Экспедиции, ШИМ. | В группе | До конца 11-го класса |
6) Умение регулировать конфликты ненасильственным путем. | Я считаю, что владею этим умением в достаточной мере, так как по натуре человек миролюбивый и не драчливый. | Археологические экспедиции, ШИМ, друзья. | В группе, беседа, дискуссия. | До конца 11-го класса | ||
7)Вырабатывание уважения к человеку, способности к состраданию и помощи. | Так как предпосылки к этому уже есть, то все эти качества придут ко мне сами, главное захотеть этого. | Учителя, библиотека, Интернет, родители, Internet – school, друзья. | Чтение соответствующей литературы, размышление, беседа | 27-31 октября 2023 г. | ||
8) Формирование собственной траектории духовно-нравственного поведения. | Это всё формируется не сразу, а со временем, после размышлений, споров, обсуждений. Попытаться разобраться в себе, систематизировать свои мысли. Как-то это зафиксировать. Конечно же, следовать своей траектории. | Библиотека, Интернет, учителя, родители, друзья. | Чтение соответствующей литературы, размышление, беседа. | До конца 11-го класса |
| 6) Формирование личной и профессиональной компетентности. | 5)Развитие самостоятельного, оригинально выраженного профессионального мышления. | Предпосылки для развития такого мышления у меня уже есть. Главное - не растерять сил впустую, а направить их в нужное русло. И тогда профессиональное мышление разовьется в полной мере. | Учителя, родители, друзья, библиотека. Интернет, археологические экспедиции ДАРХЭ, ШИМ. | Беседа, в группе, консультация, реферат, дискуссия, чтение соответствующей литературы. Прослушивание лекции, размышление | До конца 11-го класса |
Глубже, подробнее изучить темы. | 7)Углубленно изучить историю России. | Тенденции развития России на рубеже XIX – XX в. | 1Территория и население России начала XX в. 2)Социально – экономическое развитие страны. | Библиотека, Интернет, Я-Класс, Учи-ру. | Чтение соответствующей литературы. | 9-15 января 2024 г. |
3)Экономические уклады. 4)Рабочее движение. | Учитель, Я-Класс, Учи-ру. | Беседа, дискуссия. | 16-31 января 2024 г. | |||
5)Политическое развитие. 6)Россия: противоречия незавершенной модернизации. 7)Россия в русско-японской войне 8) Предпосылки начала Первой мировой войны. | Учитель, Я-Класс, Учи-ру. | Размышление | 1-22 февраля 2024 г. | |||
Первая мировая война, революции 1917 года и Гражданская война в России. | 9)Первая мировая война: боевые действия в 1914-1917 годах | Библиотека, Интернет, Я-Класс, Учи-ру. | Чтение соответствующей литературы. | 24-29 февраля 2024 г. | ||
10) Российские революции 1917 года. | Библиотека, Интернет друзья Я-Класс, Учи-ру. | Сообщение | 1-12 марта 2024 г. | |||
11) Гражданская война в России. | Учитель Я-Класс, Учи-ру. | Дискуссия, беседа. | 14-24 марта 2024 г. |
| | | 12)Итоги потрясений. | Учитель, Я-Класс, Учи-ру. | Размышление | 2-11апреля |
| | СССР в 20-30-е.годы. | 13)НЭП 14)Индустриализация и коллективизация 15)СССР в 30 –е. годы. 16)Тоталитаризм | Учитель, Я-Класс, Учи-ру. | Реферат. | 12-24 апреля 2024 г. |
| | | | | Защита, беседа, дискуссия | |
CCCР в системе международных отношений в 20-40-е. годы. | 17)Внешняя политика СССР в 20-е. годы 18)Возникновение очагов военной опасности | Библиотека, Интернет, Я-Класс, Учи-ру. | Чтение литературы | 25-30 апреля 2024 г. | ||
| | Вторая Мировая и в Великая Отечественная войны. | 19)Внешняя политика СССР накануне В.О.В. 20)Начальный период Второй мировой войны. 21)Отношения СССР и Германии накануне В.О.В 22)Пакт Молотова - Риббентропа 23)Начальный период войны. 24)Переломный период (1942-1943годы) 25)Антифашистская коалиция 26)Завершающий этап войны. | Учитель, библиотека, Интернет, Я-Класс, Учи-ру. | Размышление Беседа, дискуссия Чтение соответствующей литературы | 5-8, 12-24 мая 2024 г. |
| | Культура первой половины XX века. | 29)Развитие общества, тенденции духовной жизни. 31)Музыка, театр, кино. | Библиотека. Интернет, Я-Класс, Учи-ру. | Чтение соответствующей литературы, беседа, дискуссии. | 8-31 января 2025 г. |
СССР в период холодной войны. | 33)Холодная война. 34)Создание противоборствующих блоков. 35)СССР в 50-60-е. годы. 36)Крушение колониальной системы. 37) НАТО и страны Варшавского договора. 38)Карибский кризис. 39)Взаимоотношения между СССР и США. 40)Разрядка | Библиотека, Интернет, Я-Класс, Учи-ру, ФИПИ. | Чтение соответствующей литературы. | 1-22 февраля 2025 г. | ||
Перестройка и распад СССР Россия на новом этапе развития | 45)Перестройка и новое мышление. 46)Демократия в СССР. 47)Модернизация экономики. 48)Российская Федерация на новом этапе развития. 54)Россия и международные отношения начала XXI века. | Одноклассники, учитель, Библиотека, Интернет, Я-Класс, Учи-ру | Беседа, дискуссия, защита, размышление | 24-28 февраля 1-7, 9-23 марта 2025 г. | ||
Особенности духовной жизни второй половины XX - начала XXI века. | 55)Эпоха постмодернизма. 56)Духовная жизнь российского общества. 57)Итоги развития отечественной культуры | Одноклассники, учитель, -Класс, Учи-ру, Интернет, ФИПИ. | Беседа, дискуссия, защита, размышление | 1-30 апреля 2025 г. | ||
| | Россия в первой четверти XXI в. | 59)Внешняя политика 60)Внутренняя политика | Одноклассники, учитель, Я-Класс, Учи-ру, Интернет, ФИПИ. | Беседа, дискуссия, защита, размышление | 2-8, 10 -25 мая 2025 г. |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНИКИ
История России, 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник, 10 класс/ Шубин А.В., Мягков М.Ю.
Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р., АО «Издательство «Просвещение».
История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник, 11 класс/ Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р., АО «Издательство «Просвещение».
История. История России. 1946 г. - начало XXI века (в 2 частях), 11 класс/ Данилов А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
История России XX — начала XXI века. В 2 томах. Т. 1. 1900—1941: учебник для вузов / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023/
Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс. Профильный уровень».
Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1945 год — начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень».
СБОРНИКИ, МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, ИСТОЧНИКИ
Великая Отечественная война 1941—1945 годов: в 12 томах. — Изд. доп. и испр. — М.: Кучково поле, 2015.
Данилов В.П. История крестьянства России в ХХ веке: избр. труды: в 2 ч. Ч. 1. М.: РОССПЭН, 2011.
Журавлев С.В. К переосмыслению советского прошлого. Новые источники и методы исследования. М.: РАГС, 2011.
«Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с неофициальным представителем Чан Кайши профессором Цзян Лифу от 16 октября 1934 года»// «Документы внешней политики СССР», т. XVII, с.642 — Москва, 1971
История дипломатии. В 3-х тт. Под ред. В.П. Потемкина, Том 3. Дипломатия в период подготовки Второй мировой войны (1919-1939 гг.). М., 1945.
Поцелуев В.А. П64 История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Сахаров А.Н. Исторические обретения на рубеже XXI века: Очерки. М.: Голден-Би, 2011
ЦОР И РЕСУРСЫ СЕТИ INTERNET
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
https://www.yaklass.ru/p/history
https://portal.lomonosov.school/login?ref=JRg10duZcEtA91ymamOxf
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дипломатические_отношения_России
https://ru.wikipedia.org/wiki/Россия._XX_век._Документы