Статья на тему «Как можно применить приёмы мнемотехники в детском саду»
Общение между людьми – важнейший признак человеческого существования. Без полноценного общения невозможно правильное формирование и развитие личности.
Всем известно, что люди общаются с помощью речи, без которой любое взаимодействие человека с человеком проблематично. Развитая, грамотная речь – один из аспектов жизни гармоничной личности. Хорошо владеющему речью человеку проще донести свои мысли, чувства и желания окружающим. Так же речь является средством мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются вместе с овладением ребёнком речью.
Развитие речи – одна из главных задач дошкольного образования, реализация, которой невозможна без развития памяти. Любой ребёнок рассказывает о том, что видел ранее, о том, что отложилось в его памяти.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.
Чтобы сделать процесс развития речи интересным и увлекательным, в работе с детьми можно использовать приёмы мнемотехники (системы методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации) для развития речи.
Для малышей применяются простые мнемоквадраты. Например, в любой групповой зоне можно разместить значки - напоминалки: смотреть, но не трогать ручками, можно брать и т.д
Уже начиная с младшего возраста, появляются алгоритмы действий: как мыть руки, порядок одевания ( что является мнемодорожками).
Чем старше становится ребенок, тем более расширяется круг применения приёмов мнемотехники в его жизни. В группах создаются картотеки подвижных игр, стихотворений, загадок с элементами мнемотехники, благодаря которым, даже не умеющий читать ребёнок, узнает игру, вспомнит стихотворение и загадает товарищу загадку.
Мнемотехнику можно применять и в непосредственно образовательной деятельности: для составления описательных рассказов, для быстрого запоминания признаков животных, растений, для закрепления различных правил.
Благодаря использованию приёмов и методов мнемотехники:
У детей появляется желание читать и пересказывать тексты.
У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, повышается интерес к дальнейшему его изучению.
Дети начинают строить подробные алгоритмы высказываний и правильно оформлять свою мысль в виде предложения, как с точки зрения грамматики, так и с точки зрение речевых норм.
Дети начинают пользоваться всеми частями речи (меньше допускают ошибок в их согласовании, правильно употребляют предлоги и частицы, не пропуская и не заменяя их), усваивают обобщающие понятия. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов.
У детей развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.
У детей улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы.
Дети обучаются перекодированию информации, т.е. преобразовывают абстрактные символы в образы.
Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией во время выступлений.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка; даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.