Статья «Динамические паузы в детском саду»
Динамические паузы в детском саду.
Воспитатель первой квалификационной категории
Рогачкова Татьяна Николаевна. МБДОУ №15 г.Снежинск Челябинской обл.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные элементы развития ребёнка. Огромный путь в познании окружающего мира проходит в этот период дошкольник.
Но усидеть на месте, когда вокруг столько интересного и захватывающего для маленького исследователя – просто нереально. Для него движение – это жизнь. Детям просто необходимо бегать, прыгать, ловить мяч, лазать по лестнице.
В детском саду эти потребности постоянно удовлетворяются. Занятия физкультурой, утренние гимнастики, лечебная физкультура, зарядка после сна. Но если про эти мероприятия родителя знают уже давно, то про динамические паузы во время совместной деятельности воспитателя с детьми им мало что известно.
Так что же такое – динамическая пауза?
К динамическим паузам в дошкольном учреждении относят подвижные или хороводные игры, игры с крупами, мелкими предметами, массаж кистей рук (пальчиковые игры). Так же сюда включается и проверка осанки, массаж лица. Разнообразные динамические упражнения, хождение по ребристым дорожкам, неровной поверхности.
Почему так необходимы динамические паузы для детей?
Во-первых, такие паузы несут в себе развлекательную функцию. Детям зачастую очень трудно улавливать информацию, содержащую в себе голые факты. А если разбавить эту информацию движением, игрой, то материал усвоится гораздо быстрее.
Во-вторых, в динамических паузах присутствует и релаксационная нотка. Снимается напряжение, которое вызывается эмоциями негативного характера, мышечными перегрузками, нервным или умственным напряжением.
В-третьих, в динамических паузах мы можем увидеть и коммуникативный аспект. Дети объединяются в своеобразную команду, сотрудничают друг с другом.
В-четвёртых, динамические паузы носят воспитательный характер, в это время формируются как нравственные качества, так и качества моральные.
В-пятых, прослеживаются развивающие и обучающие моменты. Даются и закрепляются навыки, полученные в совместной с воспитателем деятельности, а также умения и знания. Такие паузы развивают память, мышление, активизируют речь дошкольника.
Ну и нельзя не отметить профилактическую, лечебную и коррекционную стороны динамической паузы.
Развитие детей всегда происходит в движении. С развитием навыков движения в тесной взаимосвязи находится звукопроизношение, поэтому важным моментом в дошкольном возрасте является использование динамических пауз со словами в стихотворной форме.
Стихотворные тексты сопровождаются разнообразными движениями. Дошкольники с огромным удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При динамических паузах происходит закрепление правильности произнесения звуков, а также развивается интонационная выразительность речи, пластика, мимические навыки, координация, точность общей и мелкой моторики.
Скрипникова Валентина Михайловна