В педагогической практике каждого учителя, несомненно, встречаются «отстающие» ученики — дети неуспевающие по предмету или даже по всей школьной программе. Работая с ними, учителям приходиться задуматься, как заинтересовать их учебой, как привить любовь к английскому языку и тягу к знаниям, как повысить успеваемость. На данные вопросы попробовала дать ответы и я.
Множество причин, которые приводят к данной ситуации, выделю самые распространенные:
— Неудачный опыт изучения иностранного языка на начальном этапе. Изучение иностранного языка можно сравнить с конструктором, постоянное выстраивание системы, структуры. Если в самом начале обучения какой-то элемент системы выпал, то под удар попадает вся конструкция. Бывает, ребенок «проболел» изучение основных тем, а затем просто не смог наверстать упущенное.
— Непонимание, как учиться. У большинства младших школьников не сформирован навык обучения. Таким образом, без помощи родителей или репетиторов они не могут качественно спланировать свою учебную деятельность: сколько необходимо времени на выполнение домашней работы, а также поиск нужных материалов.
— Отсутствие прогресса. Дети проявляют интерес к обучению, когда видят свой прогресс, даже небольшой. Но без помощи учителей некоторые ученики не видят свой прогресс, поэтому их мотивация снижается: им не хочется готовиться к урокам («зачем, если результата нет?»).
Как же мотивировать учеников учиться?
С раннего детства ребёнок погружается в мир сказок, просит прочитать или рассказать ему еще раз полюбившуюся сказку, эмоционально реагирует на того или иного героя, подражает ему. Н.С.Карпинская называет сказку «методом активной наглядности». Дело в том, что «психологическая природа» сказки заставляет детей активно реагировать движением, стимулирует как двигательно, так и мыслительно. Поэтому дети начинают понимать известную им сказку и на иностранных языках. Таким образом, сказку целесообразно считать одним из эффективных методов обучения учащихся начальных классов иностранному языку. Сказку обязательно нужно включать в обучающий процесс.
Рассказывание сказки для меня некий ритуал. Сначала для меня важно установить контакт с маленькими слушателями, создать настроение. Например, фразу “It’s time for the story” или “Once upon a time…” произношу сначала громко, затем более таинственным голосом, и наконец, подношу палец к губам, тем самым призывая к тишине. Вслед за мной дети повторяют это движение и тихо произносят: «Tss-tss». Taкое начало настраивает на слушание и дает возможность сосредоточиться. Детям необходимо говорить о том, что сказку нужно слушать тихо, а то сказка не придёт, испугается, и тогда они её не услышат.
На начальном этапе обучения главное не добиваться детального понимания текста. Гораздо важнее, чтобы, слушая сказку, дети учились понимать текст в целом (опираясь на ключевые слова) и слушали связную речь. Без умения слушать, как известно, невозможно полноценное общение.
Многократное повторение слов в сказке «Теремок» («А little house in the wood») позволяет детям быстрее запомнить ключевые слова сказки: A little house in the wood, wood, wood. A mouse is running through the wood, wood, wood. He stops at the door, door, door, He says at the door, door, door.
Сначала знакомство со сказкой проходит на уроках, затем демонстрируют постановку на сцене.
Такой порядок позволяет детям вступать в интерактивное общение с героями сказки, исполнять вместе с героями знакомые песни. А познакомить детей с новым материалом мне помогает интерактивное оборудование. В доступной форме детям представлен наглядный материал, интересные, занимательные задания для закрепления нового материала, анимационные картинки, музыкальное сопровождение и многое др.
В своей работе я опираюсь на опыт Н.Малкиной, которая предлагает следующий порядок введения ключевых слов: показ иллюстраций, затем название соответствующего английского слова, сопровождающееся по возможности жестом или движением. Затем материал закрепляется игрой: педагог называет слово, дети «представляют» его или движением, или словом. Так слово быстрее запоминается, и в дальнейшем дети активно будут использовать его на занятиях. Прослушав сказку, дети могут уже отвечать на вопросы: кто герой сказки, что он делает и что с ним происходит? Чем больше дети слушают знакомые сказки, построенные по определённому принципу, тем лучше и больше понимают их. В итоге, я вижу неподдельную детскую радость, возросший интерес к занятиям по иностранному языку и желание слушать новые сказки.
Также анализируя свою работу, пришла к выводу, что Игра активизирует мыслительную деятельность учащихся. Несомненно, особенностью детей младшего школьного возраста является преобладание эмоциональной сферы над рациональной, высокий познавательный интерес и творческий импульс. Нужно сказать, что игра способствует непроизвольному запоминанию, ведь дети быстро и легко запоминают то, что им нравится, а нравится детям этого возраста – играть.
Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Например, используя кукол можно отрабатывать любые умения, вводить новую лексику. Я использую разные куклы: кукла-перчатка, а также куклы на палец. С пальчиковыми куклами мы учимся диалогической речи. Для тренировки и закрепления материала использую мяч. Во время изучения темы «Food» мы играем в съедобное, несъедобное. А также готовим салат для овечки. Дети называют все ингредиенты, количество, последовательность действий. Когда нравится то, что делаешь, запоминается с легкостью.
Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Игровые моменты легко вписываются в урок и доставляют радость. Задача учителя сделать свой предмет интересным и увлекательным. Игра – это всегда эмоции, воображение, активность, внимание, мышление.
Намного интереснее подбирать ключик к каждому замочку (игра на личные и притяжательные местоимения очень понравилась детям)
Мы учимся заваривать чай, поем песню о маленьком заварочном чайнике, разгадываем кроссворды, и конечно, говорим о традициях английского чаепития.
«Крестики-нолики» на запоминание новой лексики, закрепление и отработку пройденного материала.
Работа по теме времена года и месяцы с помощью кубика из 12 граней, на каждой месяц года.
Важно создать доброжелательную атмосферу, поддерживать учеников, прислушиваться к ним, отмечать их успехи — все это поможет разжечь любовь к изучению иностранного языка, к предмету.
Дети нового века, века современных технологий очень любят мультфильмы. Я использую небольшие эпизоды из м/ф «Свинка Пеппа», «Фиксики», «Маленькое королевство Бена и Холли», создаю мультимедийные презентации по содержанию просмотренного. Дети ждут с нетерпением, что я приготовила им к новому уроку.
Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, к тому же на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мне кажется, что презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Таким образом, подводя итог, что же необходимо для формирования полноценной мотивации школьников. Важно помнить следующие условия:
- обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
- удовлетворять познавательные запросы учеников;
- организовать интересное общение детей между собой;
- поддерживать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
- заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.