Статья для Всероссийского конкурса педагогических статей «Как повысить успеваемость школьника: личный опыт»

4
0
Материал опубликован 14 March 2023

Статья

для Всероссийского конкурса педагогических статей «Как повысить успеваемость школьника: личный опыт»


Меня зовут Наталья Сергеевна, я веду уроки русского языка и литературы в 5-6 классах. Я окончила Омский педагогический колледж № 1 в 2010 году по направлению «русский язык и литература». Три года назад я получила диплом магистра филологии Омского государственного университета имени Федора Михайловича Достоевского. Но самыми востребованными знаниями являются сведения, полученные на психфаке Педагогического университета. Особенно они полезны при работе классного руководителя, коим я и являюсь.

Начать хотелось бы свой доклад с афоризма: "В России нет такой беды, в которой нельзя бы было обвинить стихийное бедствие, несчастный случай и ... классного руководителя!"

Трудно поспорить с этим высказыванием, потому что должность классного руководителя включает в себя множество функций: организатор, психолог, медиатор, воспитатель, консультант, социальный педагог, наставник, посредник, куратор, защитник и многое другое

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя – разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.

В основной школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, оставляют свои вещи в кабинетах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить учебные принадлежности к уроку.

С 1 сентября 2022 года я являюсь классным руководителем 5 класса.

В данном классе с начальной школы был 20% отличников, 20% хорошистов, 60 % троечников.

В первую четверть 5 класса 40 % хорошистов, 60 % троечников. Во 2 четверть 5 класса 20% отличников, уже 60% хорошистов, 20% троечников.

t1678775720aa.gif

Можно сделать вывод, что ситуация с успеваемостью в 5 классе нестабильна из-за адаптации. на этот процесс влияют множество факторов.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Как и любой стресс, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны.

заметно улучшается память;

стрессовое состояние помогает укрепить иммунную систему;

активизирует интеллектуальные способности;

делает нервную систему более выносливой;

формируют чувство привязанности к людям, с которыми был испытан стресс.

При условии, что этот стресс будет кратковременным

Очень важно отслеживать психологическое состояние пятиклассников. Групповое психологическое исследование, направленное на выявление школьной тревожности учащихся 5 класса, проводилось 25 октября 2022 г.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни (страх самовыражения, страх проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих). Это может выражаться повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка может быть пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения.

t1678775720ab.png

t1678775720ac.png


t1678775720ad.png

Исследуемая группа учащихся в среднем имеет низкий уровень школьной тревожности, что говорит об адекватной поддержке и контакте, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, а также о комфортной атмосфере внутри группы.

Чтобы помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах и способностях, необходимо создать условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в себе

Как классный руководитель стараюсь вовлекать обучающихся в кружковую деятельность. Ребята посещают следующие секции:

Волейбол 3 раза в неделю;

Драматический кружок по четвергам;

Танцевальный кружок;

Волонтёры;

Шахматы;

Истоки;

Математический кружок «Умка».

Считаю необходимым уделять большЕе внимание разделу «учёба», включая координацию усилий по вовлечению ребят в процесс обучения, создание ситуации успеха, развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого.

Как предметник, на уроках русского языка особое внимание уделяю орфографической грамотности (так как в словарных диктантах часто встречается искажение слов, не дописывают ь в глаголах неопределенной формы). Для создания ситуации успеха пользуюсь приемом «Кто быстрее (прочитает скороговорку)?» с взаимооценкой. Скороговорки развивают речевой аппарат школьника, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной, а ребёнок – успешной личностью в будущем. Скороговорки читаются или проговариваются обязательно быстро, но они помогают ребёнку, наоборот, произносить фразы чётко, внятно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Также это помогает в работе над самокритикой и реакцией на успех одноклассника. (Приготовила Клуша Глаше кашу с простоквашей, а Глаша Клушу угостила грушей)

На уроках очень важна эмоциональная уравновешенность, доброжелательный тон при объявлении оценки, понимание душевного состояния ребенка. Если все-таки случается, что ученик не справился с работой, даю возможность выполнить ее по алгоритму.  Стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. Пользуюсь игровыми технологиями, которые снимают психологическое напряжение (третий лишний, кто быстрее, кто больше).

На уроках литературы выявлены проблемы со скоростью чтения и пониманием текста, 40 % периодически читают только начальные слоги, проглатывают слишком сложные окончания, пропускают их или слишком сокращают. Особое внимание уделяю работе над выразительным чтением. Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. Благодаря определенным умениям, таким как владение силой голоса, тоном голоса, темпом речи, ритмом речи, паузами, мелодикой тона, у читающего вырабатываются навык выразительного чтения.

На уроках русского языка и литературы пятиклассники работают активно, любят работать у доски, защищать проекты, а также умеют работать с учебником.

Как классный руководитель, провожу коллективную и индивидуальную работу по разрешению конфликтов, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания, беседы по этикету, вовлечению в активную внеурочную и внеклассную деятельность.

На всех занятиях:

Разгадываем ли мы кроссворд на тему «Отчество — от слова „отец“» в Разговорах о важном по понедельникам;

Рисуем ли герб и поём ли гимн РФ на классном часу «Двуглавый орёл: история легендарного герба» по вторникам;

Разрабатываем ли сценарий, делаем ли ширму и реквизит для фокусов Ко дню Матери по четвергам на драмкружке;

Участвуем ли во Всероссийской экологической олимпиаде от Центра развития экологических проектов «Убиратор Просвещение» по пятницам;

Главное в таких повседневных моментах дать ребятам почувствовать себя нужными, успешными и востребованным.

Начиная от Литературной гостиной «С любовью к Родине», где пятиклассники выбирали стихи для выразительного чтения, украшали актовый зал, заканчивая акцией «Подари радость детям», где они сделали открытки в виде отпечаток своих ладошек для детей из детских домов с новогодними пожеланиями - всё это систематическая работа классного руководителя над адаптацией пятиклассников.


В нашей школе, к сожалению, нет психолога и социального педагога.

Я считаю, что психолог мог бы помочь в выявлении причин неуспеваемости отдельных учащихся, в составлении программы работы с такими обучающимися. Они могли бы оказать помощь в выборе средств и методов работы с детьми из неблагополучных семей, в преодолении конфликтов, в налаживании взаимодействия между школой и семьей, в развитии ответственности учащихся, их интереса к учебной и иной деятельности.

Конечно, об итогах говорить еще очень рано. много работы предстоит впереди. Как 5 класс адаптировался будет понятно лишь через год. но уже сейчас нельзя не отметить, что обучающиеся позитивно и ответвственно относятся к учебе, проявляют самостоятельность и инициативу в класной и внекласной деятельности.

Мне очень повезло, потому что в моей жизни есть пример хорошего классного руководителя. Это Елена Александровна Артёмова, мой классный руководитель 10-11 класс. После 9 класса из маленькой основной школы я попала в огромную новую среднюю школу, где всё было по-другому. Новые учителя, кабинеты, предметы, одноклассники. ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА очень ПОМОГЛА МНЕ. Нашла те слова, которые мне были понятны, близки. Она повлияла на меня как на человека и как учителя. О многом говорит то, что между собой мы и тогда и сейчас называем Елену Александровну – по- доброму МАМЛЕНА.

Она является примером для меня в моей работе как классного руководителя.

Закончить свою статью мне бы хотелось словами Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе». Расти - значит больше понимать, чувствовать, предугадывать. Мы с ребятами ежедневно учимся друг у друга; они нужны мне, учителю, не меньше, чем я им, так в процессе совместного общения я тоже развиваюсь. Учусь чувствовать каждого своего ученика, видеть достижения детей, пусть даже незначительные выстраивать индивидуальные маршруты для каждого своего ученика – очень непростая и самая главная задача педагога!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.