Занятие на тему «Как ребята спасали Музыкальную страну»

8
3
Материал опубликован 24 May 2020

Токтхаева Ольга Алексеевна

Музыкальный руководитель высшей категории

ГКДОУ д/с № 63»Золотая рыбка»

г. Байконур

 

 

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

(по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» (музыка)) с использованием игровых технологий и ИКТ для подготовительной к школе группе «Как ребята спасали Музыкальную страну»

Цель:

формирование музыкальных способностей посредством игровых, развивающих технологий.

Задачи приоритетной образовательной области:

приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор;

совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию;

способствовать развитию навыков танцевальных движений посредством логоритмики;

развивать звуковысотный, диатонический и ритмослух;

совершенствовать навыки различения звучания музыкальных инструментов;

закреплять навык игры на музыкальных инструментах, умение играть в коллективе;

воспитывать в детях чувство сопереживания сказочным героям, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость;

формирование у детей интереса к творческой музыкальной деятельности, обучение сочинению простых мелодий и движений;

развитие слухового и зрительного внимания

Задачи ОО в интеграции:

развивать артикуляционный аппарат, продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, обогащать словарь (речевое развитие);

развивать познавательный интерес, содействовать творческой поисковой деятельности индивидуального характера, формировать образно – ассоциативное мышление. (познавательное развитие);

формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила поведения в игре (социально-коммуникативное развитие);

воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности (физическое развитие).

Предпосылки учебной деятельности:

формировать умение принимать учебную задачу и следовать словесным инструкциям или действовать по заданным схемам.

Виды детской деятельности в НОД:

музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная, творческая

Технологии, используемые в ООД:

информационно-коммуникационные технологии (наглядный материал в виде слайдов и анимаций);

здоровьесберегающие технологии: создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

элементы программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной (движения под музыку);

игровые технологии (музыкально-дидактические, коммуникативные игры);

личностно-ориентированная технология (педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха);

методика «Музыка для детей» Карла Орфа (игра на музыкальных инструментах);

методика Тютюнниковой «Элементарное музицирование»

ТРИЗ (метод мозгового штурма).

Методы и приемы

организационные: эмоциональная завязка, сюрпризный момент;

мотивационные: создание ситуации занимательности, эффект удивления, создание ситуации столкновения мнений, игровые упражнения;

наглядный:

наглядно-слуховой (исполнение и слушание музыки);

наглядно-зрительный: (показ иллюстрации, слайдов, совместное исполнение движений, применение презентаций);

практический: ритмический рисунок, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, имитационные упражнения, распевки, пение, творческие задания;

словесный: рассказ, беседа, пояснения, указания с целью предупреждения ошибок, вопросы к детям.

Методическое обеспечение:

1. Наглядно-демонстрационный материал:

мольберт;

цветные магнитики –нотки;

нотный стан;

бубен;

нотная карусель «парашют»;

ТСО (магнитофон, ноутбук, диапроектор, интерактивная доска);

ИКТ – Презентация: «говорящий бубен», города Музыкальной страны, портрет композитора, иллюстрация музыкального инструмента - флейты, видео задания к играм «Угадай какой музыкальный инструмент играет», нотный стан, мнемотаблицы для разучивания песни.

Дидактические игры:

«Засели нотки в домики»;

«Угадай, какая нотка спряталась»;

«Угадай какой, инструмент играет»;

«Нотная карусель»

2. Музыкальный материал:

«Шутка» И. С. Бах;

«Итальянская полька» С. Рахманинов;

Полька «Привет!» Филипенко;

Песня «Мы дочки и сыночки» (сл. и муз. автор не известен) ;

Распевки: «Как просыпается Язычок», «Петя шёл».

Ритмо – двигательное упражнение «Лошадка»;

Творческая дидактическая игра «Придумай свой ритм»;

Ритмо – речевое упражнение «Эхо»;

Ритмическая игра «Как у деда Ермолая» Т. Тютюнникова

3. Раздаточный материал:

ритмические трубочки, нотный стан из фетра для композиторов, набор цветных нот на липучке, музыкальные инструменты (2 ксилофона, 1

металлофон, 2 треугольника, 3 маракаса, деревянные ложки,

колокольчики, 1 трещотка, 1бубен)

Предварительная работа:

разучивание песен, польки, распевок, игр;

индивидуальная работа с детьми: «Я –композитор», детский оркестр, шаг польки;

прослушивание оркестровых музыкальных произведений;

разучивание партий на музыкальных инструментах в оркестре;

разучивание элементарной музыкальной грамоты (название нот, цветовая гамма нот, размещение нот на нотном стане, звуковысотность, мажор-минор);

разучивание ритмо-речевых упражнений

 

План образовательной деятельности

Этапы ООД Содержание

I. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

(Ритмический рисунок «Здравствуйте»)

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте поздороваемся с вами песенкой.

Садиться за пианино, но звука нет.

Что случилось! Почему нет звука! Что-то всё странное утром происходит. Ну, ладно…давайте поздороваемся тогда просто ритмично ладошками под бубен.

Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! (Отстукивает ритм бубном)

Дети:

Здрав-ствуй-те!

Дети говорят и прохлопывают ритмический рисунок слова «здравствуйте».

Музыкальный руководитель:

Давайте ритмичными хлопками поздороваемся и с нашими гостями, а они нам так же ритмично ответят.

Дети:

Здрав-ствуй-те, гос-ти!

Гости:

Здрав-ствуй-те!

1.2. Мотивация

Музыкальный руководитель:

Сегодня я хочу познакомить вас с…

Раздаются звуки:

«Спасите! Ой, ёй-ёй! Помогите! Кто меня слышит! Sos! Sos!»

Музыкальный руководитель:

Ничего не понимаю. Что случилось? Кто это кричит и просит о помощи!

На экране интерактивной доски появляется музыкальный бубен, катается и причитает.

Бубен:

Как же так получилось? Кто теперь нас спасет? Кто поможет?

Музыкальный руководитель:

Ребята, это говорящий музыкальный инструмент – бубен. Бубен, остановись! Расскажи, что случилось?

Бубен:

Ой, что случилось! Что, приключилось! Злая волшебница Зеленюка пробралась в нашу Музыкальную страну и похитила все звуки! Теперь все города мажорного и минорного королевства погружены в полное молчание. Всюду царит тишина. Ну, по нашему это бесконечная пауза. (печально)

Остался только я. Я быстрый! Я укатился!

Музыкальный руководитель:

Ребята! Вот почему наше пианино молчит.

Ну, что, поможем жителям Музыкальной страны?

Ответы детей.

В пути нас будут поджидать необычные приключения. Вы согласны отправиться? Тогда в путь!

А что для этого надо и куда идти? (спрашивает у бубна)

Бубен:

Направляйтесь в город Ритмов и верните ритм жителям города!

На экране появляется город Ритмов в черном цвете.

II. Деятельностный этап

2.1. Музыкально-ритмические движения

(закрепление танцевальных элементов: отрабатывание шага польки)

Использование не традиционного оборудования

Ритмо творчество

Музыкальный руководитель:

Предлагаю отправиться в путь шагом польки. Выпрямили спинки, пальчики «приклеились» друг к другу, поставили руки на пояс, ножки вместе, подбородок подняли. Внимательно слушайте бубен! Он подскажет нам правильный ритм движения. На удар по бубну делаем подскок, а потом два шажка.

«Шаг польки»

Под ритмические звуки бубна, дети двигаются шагом польки по кругу. В центре зала лежит разноцветный «парашют» а на нем разноцветные трубочки по 2 штуки на каждого ребёнка.

Музыкальный руководитель:

Вот и добрались мы до города Ритмов. Давайте возьмем палочки и вернем городу ритм.

Ритмо – речевое упражнение «Эхо» автор О.А. Токтхаева

Педагог произносит слова и ритмично их отстукивает, дети «эхом» повторяют за педагогом каждую строчку.

Музыкальный руководитель:

Раз, два, три (дети повторяют ритм и слова)

Повтори! (дети повторяют ритм и слова)

Раз, два, три, четыре, пять (дети повторяют ритм и слова)

Начинаю я играть. (дети повторяют ритм и слова)

Тук-тук-тук! (дети повторяют ритм и слова)

Так-так-так! (дети повторяют ритм и слова)

Ритм будет здесь звучать! (дети повторяют ритм и слова)

Молодцы!

Музыкальный руководитель:

Кто попробует сочинить свой ритм? А мы за ним повторим.

Творческая дидактическая игра «Придумай свой ритм»

Дети по желанию сочиняют свой ритм, а все за ним повторяют.

На экране город Ритмов под волшебный перелив из черного цвета превращается в разноцветный.

Отрабатывание прямого галопа и ритмического слуха и движения, умение работать в коллективе

Музыкальный руководитель:

Ура! Нам удалось помочь городу Ритмов! Пора отправляться дальше! Но куда?

Бубен:

Спешите в город Ноток и песен!

На экране появляется город Ноток и песен в черном цвете. Нотки поют, но звука нет.

Музыкальный руководитель:

Давайте сядем на ритмические лошадки и поедем спасать город Ноток и песен!

Ритмо – двигательное упражнение «Лошадка» автор О.А. Токтхаева

Дети скачут прямым галопом, читая потешку е и отстукивая трубочкой о трубочку ритм.

Цок-цок, цок-цок, я лошадка серый бок. -2 раза

Иго-го, иго-го, еду, еду далеко! – 2 раза

Продолжая повторять потешку и скакать прямым галопом, дети садятся на стульчики и кладут трубочки под стульчик.

t1590345660aa.jpg

2.2. Музыкальная грамота

Проблемная ситуация

Закрепление название нот, их местоположение на нотном стане, цвет

Подгрупповая работа

Развитие музыкального творчества

Музыкальный руководитель:

Вот как быстро мы добрались до города Ноток и песен.

Давайте вспомним.

Музыка записывается специальными знаками. Кто-нибудь из вас может сказать, как они называются? (ноты)

Ребята, а кто знает, сколько нот в музыке? (всего 7 нот)

А как называется домик, где живут ноты? (нотный стан)

Сколько в нем линеечек? (5)

Сейчас я вам сыграю песенку, а вы её споёте, и так мы спасем жителей и этого города! Какую песенку споем? Дети предлагают.

А вот и ноты «Мы дочки и сыночки» (или любой песни, которую предложат дети). Музыкальный руководитель берет ноты, но там только нотный стан и слова песен, а нот нет.

Только тут нет ни одной нотки. Как же я вам сыграю? Надо срочно вернуть нотки! Только как их искать и где?

Слушает ответы детей. Наводит на мысль, по какому адресу они живут и т. д. Педагог добивается полного ответа от детей.

Где живет нотка «до» и какого она цвета? (Нотка «до» красного цвета. Живет на дополнительной линеечке)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «до»

А где живет нотка «ре»? (Нотка «ре» оранжевого цвета. Живет под первой линеечкой)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «ре»

А нотка «ми»(Нотка «ми» желтого цвета. Живет на первой линеечке)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «ми»

Нотка «фа»? (Нотка «фа» зелёного цвета. Живет между первой и второй линеечкой)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «фа»

Нотка «соль»? (Нотка «соль» голубого цвета. Живет на второй линеечке)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «соль»

Нотка «ля» где живет? (Нотка «ля» синего цвета. Живет между второй и третьей линеечкой)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «ля»

И нотка «си»? (Нотка «си» фиолетового цвета. Живет на третьей линеечке)

На экране под волшебный перелив появляется нотка «си»

Музыкальный руководитель:

Ура! Мы вернули все нотки!

Нот в музыке всего семь, а сочинять из них можно много разных мелодий. А кто сочиняет мелодию, пишет музыку для песен, танцев, для различных инструментов? (Композитор). Посчитайте, пожалуйста, сколько ноток нужно, что бы фраза «Нотки мы нашли. Жителей спасли!» стала песенкой?

Дети хлопками определяют, сколько слогов в строчке и сколько нужно ноток для написания мелодии к этой строчке. (10 нот)

Кто сегодня будет у нас композитором?

По считалке выбираются 3-4 детей.

Ну, что ж, композиторы, отправляйтесь с Татьяной Николаевной на полянку композиторов и придумайте мелодию из 10 любых ноток на фразу «Нотки мы нашли. Жителей спасли!», чтоб она стала песенкой!

Творческая работа «Я - композитор»

Дети с воспитателем уходят в другой конец зала «на полянку». Садятся за стол, на котором лежит образец с расположением звукоряда, ксилофон, нотный стан, изготовленный из фетра для каждого ребенка и коробочки с наборами цветных нот на липучке. Дети выбирают любые 10 нот и размещают их на нотном стане, придумывая свою мелодию. И тренируется на ксилофоне проиграть мелодию, которую сочинил. Воспитатель помогает в том случае, если воспитанник размещает ноту не в «своём домике».

t1590345660ab.jpg

Музыкальный руководитель:

А мы, ребята, давайте поиграем!

Дидактическая игра «Засели нотки в домики»

Дети работают с мольбертом и цветными магнитными нотками, размещая их в «домики».

t1590345660ac.jpg

Дидактическая игра «Угадай, какая нотка спряталась»

1. Дети закрывают глаза, музыкальный руководитель прячет нотку. Дети открывают глаза и называют, какой нотки нет.

2. Дети закрывают глаза, музыкальный руководитель меняет местами ноты.

Дети открывают глаза и называют, какие нотки поменялись местами.

2.3. Распевание (развитие звуковысотного, музыкального слуха, внимания, правильного дыхания и чувства ритма, развитие речевого аппарата, памяти

Если ребята – композиторы уже готовы проиграть свои мелодии, то музыкальный руководитель, представляя композитора, предлагает ему сыграть свою мелодию на металлофоне или пианино. Дети аплодируют каждому и потом выбирают, чья мелодия понравилась им больше.

Если ребята – композиторы еще не готовы, то музыкальный руководитель предлагает детям поиграть на металлофоне по нотам потешки, которые применялись для разучивания нот.

Или же начинает проводить распевку.

«Как просыпается Язычок»

Язычок просыпается.

-пропевание гамма от «до» 1 октавы до «до» 2 октавы на звук «а».

Язычок умывается.

- идёт нисходящее движение на звук «Буль-буль»

Язычок спускается по лесенке.

- идёт нисходящее движение на звук «Ля-ля-ля»

Сел на машину и поехал.

поступенное движение мелодии вверх и вниз на губной звук изображения движка машины.

«Петя шёл»

Петя шёл, шёл, шёл и горошину нашёл

А горошина упала, покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох, где то вырастит горох!

со смещением на пол-тона, перемещаются вверх:

-по фразам пропевают: мальчики, девочки.

(Прослушиваем композиторов)

На экране город Ноток и Песни под волшебный перелив из черного цвета превращается в разноцветный.

2.4. Пение

(мнемо таблицы, танцевальное творчество)

Музыкальный руководитель:

Ура! Мы настоящие музыкальные спасатели!

На прошлом занятии мы начали разучивать песню к празднику мам «Мы дочки и сыночки». Давайте вспомним первый куплет и припев. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на осанку детей во время пения и на то, что петь, нужно проговаривая все окончания в словах, при пении работать губами, язычком, щеками. Правильно брать дыхание и во время вступать. Слушать музыку и пение рядом сидящих. Петь весело, на улыбке.

Под фортепиано.

1. Если утром солнце в гости к нам пришло

Или небо хмуро смотрит нам в окно,

Улыбнемся маме всем ветрам на зло,

От улыбок наших всем светло.

Припев:

Мы шумные, но классные,

Мы дочки и сыночки,

Мы котики, мы зайчики,

Мы мамины цветочки.

Мы ваше счастье главное,

Мы дочки и сыночки,

Любимые, желанные,

Мы дочки и сыночки.

(Работа над словом «Если», четкими окончаниями фраз, интонационными выражениями в песне)

-под запись мп3 (под минус)

Музыкальный руководитель:

Теперь давайте выучим второй куплет с помощью мнемотаблиц, которые будут показаны на экране.

t1590345660ad.jpg

2. И в жару, и, даже, в зимний снегопад

Звездочки в ладони мамам всем летят.

Дочки и сыночки звездочки в руках,

Чудо, что взрослеют на глазах.

Припев.

Давайте попробуем выйти придумать движения к первому куплету и спеть его вместе с припевом.

Песня «Мы дочки и сыночки» (сл. и муз. автор не известен)

2.5. Танец

Бубен:

Какие ж вы молодцы! Здесь неподалеку находиться и город Танцев! Спешите туда!

На экране появляется город Танцев в черном цвете.

Музыкальный руководитель:

Ну, с этим мы тоже быстро справимся!

Давайте повторим повороты вправо и влево по кругу, и заодно поиграем. Подойдите к нотной карусели и возьмитесь левой рукой за край.

Будьте внимательны! Двигайтесь так, как подсказывает вам ритм.

Упражнения:

«Ходьба разного характера» - бег, подскоки, ходьба со сменой направления по звуку бубна.

Музыкальный руководитель:

Возвращайте карусель на место. Вставайте парами!

Станцуем весёлую польку «Привет!» и оживим весь город!

Полька «Привет!»

На экране город Танцев под волшебный перелив из черного цвета превращается в разноцветный с танцующими жителями.

2.6. Слушание – восприятие

Беседа по прослушанному материалу

Музыкальный руководитель:

Давайте присядем, отдохнем на нашей нотной карусели.

(присаживаются по кругу «парашюта»)

Музыкальный руководитель:

Ребята, мы с вами только что станцевали замечательную польку. А музыку к ней написал композитор. Сергей Васильевич Рахманинов (договаривают дети). На занятиях мы с вами слушали много разной музыки, пели песни, знакомились с композиторами и разными музыкальными инструментами. И вы меня спросили, как звучит флейта. (на экране фото музыкального инструмента –флейты) Флейта звучит нежно, высоко, звук её похож на свист. Вместе с флейтой будут играть другие инструменты оркестра. А произведение, которое вы услышите, называется «Шутка». Его написал замечательный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. (Портрет). Послушайте, какая чудесная, дивная музыка!

«Шутка» И. С. Бах

Музыкальный руководитель:

Эта музыка написана очень давно, но она так красива, что люди наслаждаются ею вот уже много лет. Какой у неё характер? (весёлый, шутливый, легкий, беззаботный, ласковый, добрый).

Какой цвет у этой мелодии? (ответы детей)

2.7. Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ

(совершенствовать навык различения звучания музыкальных инструментов)

Бубен:

Тук! Тук! Тук! Вы конечно молодцы! Но остался еще один не спасенный город! Это город инструментов!

Музыкальный руководитель:

Мы сейчас поможем и жителям этого города! Правда, ребята?

Дидактическая игра «Угадай какой, инструмент играет»

На экране 3 инструмента. Звучит звук одного из них. Дети угадывают, какой инструмент играет. Если не угадали, то инструмент исчезает, если угадали, то звучат аплодисменты.

В это время воспитатель готовит столы с музыкальными инструментами для оркестра.

2.8. Игра на музыкальных инструментах

(отрабатывание умения игры на муз. инструментах, развитие ритмослуха и внимания, умения работать в коллективе)

Музыкальный руководитель:

Как быстро вы справились и с этим заданием!

Бубен: Вы просто молодцы! Теперь наша Музыкальная страна опять вся сияет и сверкает разноцветными музыкальными звуками! Спасибо ребята! В благодарность от жителей нашей страны мы дарим вам на память маленький сюрприз! И много музыкальных инструментов! До скорой встречи!

Музыкальный руководитель:

Интересно, о каком сюрпризе говорил бубен?.

Ой! Смотрите, сколько инструментов к нам вернулось! Давайте на них сыграем! Разбирайте инструменты и вставайте на места.

Оркестр «Итальянская полька» С. Рахманинов

(2 ксилофона, 1 металлофон, 2 треугольника, 3 маракаса, деревянные ложки, колокольчики, 1 трещотка, 1бубен)

III. Рефлексивный этап

Нетрадиционное оборудование «парашют»

Умение работать в коллективе

Сюрпризный момент

Музыкальный руководитель:

Ну, помощники вы хорошие! Старались! А теперь пришла пора поиграть нам детвора!

Музыкальная игра «Нотная карусель»

Дети, стоя по кругу, держаться двумя руками за карусель (карусель из 4 цветов). Музыкальный руководитель говорит: «Меняется нота…» и называет ноту (н/р «до»). Дети, кто держится за красные клинья, меняются, местами оббегая карусель или пробегая под ней. (Смотря, какой вариант выберут перед игрой). Кто окажется внимательнее и быстрее?

t1590345660ae.jpg

Музыкальный руководитель:

Давайте присядем, отдохнем. Вытянем ножки.

Садятся на карусель.

Во что бы нам еще посидеть поиграть?.

Предлагает детям сыграть ритмическую игру «Как у деда Ермолая».

Пока идет игра. Воспитатель незаметно кладет коробочку с медальками на.

Ритмическая игра «Как у деда Ермолая» Т. Тютюнникова

Как у деда Ермолая (ритмично ударяют ладошками

Вся семья была большая по коленям:

Только сам, да сама, по своим – по соседским)

Только кум, да кума.

Да две дочки с косами,

Да два сына с усами,

Да два внука на печи

Поедают калачи.

Ух! (ложатся на спину)

t1590345660af.jpg

Музыкальный руководитель:

Какое замечательное путешествие у нас с вами получилось!

Понравилось ли вам быть музыкальными спасателями?

Что нового вы узнали? Чему научились? А что вам запомнилось больше всего? А какое настроение у вас?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Пора нам в сад возвращаться.

Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.

(замечает коробочку) Смотрите! Уж, не об этом ли сюрпризе говорил нам бубен! Как хочется посмотреть, что же там! Скорее садитесь в вагончики! Едем в группу!

t1590345660ag.jpg

Под музыку «Разукрасим все планеты» дети, попрощавшись, уезжают из зала.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Увлекательное и познавательное занятие! Молодцы!

31 August 2020

Спасибо большое за отзыв!

31 August 2020

Чудесная работа! Все понравилось!

31 August 2020