Урок русского языка в 5 классе «Как сказать о принадлежности предмета»

2
0
Материал опубликован 14 December 2020









РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: «КАК СКАЗАТЬ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРЕДМЕТА»

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

































Дата:

Класс: 5

Тема урока: «КАК СКАЗАТЬ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРЕДМЕТА»

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с употреблением существительных в родительном падеже для обозначения принадлежности предмета. Организовать работу в группах. Через наглядную семантизацию раскрыть смыл принадлежности предмета;

Развивающие:формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже; развивать навыки употребления родительного падежа существительных и прилагательных, местоимений при указании на принадлежность предмет; формировать навыки аналитического мышления. Развитие творческой деятельности учащихся, умение правильно составлять словосочетания и предложения на русском языке.

Воспитательные: воспитать такие качества характера человека, как аккуратность, вежливость, наблюдательность, способность делать выводы;

Тип урока: урок восприятия нового материала.

Методы урока: частично – поисковый, работа в группах, презентация, «рыбий скелет».

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, плакаты, маркеры, листы А3, А4, иллюстрации по теме.

Структура урока

I

Организационный момент

3 минуты

II

Опрос пройденного материала

10 минут

III

Объяснение нового материала

15 минут

IV

Закрепление

12 минут

V

Подведение итогов и выставление баллов

3 минуты

VI

Задание на дом

2 минуты

Организационный момент:

- Проверить готовность класса к уроку;

Учитель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Звучит отрывок из песни «Улыбка».

Учитель: -Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем всем самого-самого наилучшего.

- Я желаю вам хорошего настроения! С хорошим настроением начнем урок.

Давайте вспомним «Золотые правила» нашего урока.

Говори по-русски!

Будь активен!

Не перебивай говорящего!

Уважай мнение одноклассника!

Если хочешь ответить подними руку!

Соблюдай регламент!

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться со словами, которые употребляются в родительном падеже. Цель нашего урока, узнать еще какой смысл передают существительные в родительном падеже.Сегодня вы будете работать сообща, в группах. Выполните несколько заданий по изучению данного материала. Пополните свой словарный багаж. А теперь попрошу вас выбрать по фигурке и организовать группу.

Группа «Звёздочка».

Группа «Домик».

Группа «Листики».

II. Актуализация полученных знаний. После каждого ответа вы будете получать жетоны: за правильный ответ «Молодец», «Хорошо», «Будь внимателен!». В конце урока подведём итог и группа- победитель получает номинацию «Знатоки», а остальные группы награждаются в номинациях «Самая внимательная группа», «Умники»,



Учитель: Внимание на экран! Я попрошу вас вспомнить наши предыдущие темы. Блиц – опрос «Проверь себя!». В своих ответах вы используете отсутствие предмета.

- У меня есть новая футболка.

- А у меня нет новой …

- У меня был сильный соперник.

- А у меня не было сильного … .

-У Малики есть свободное время.

- У Анвара не бывает свободного …

Учитель: Молодцы!

Давайте вспомним, какие слова вы использовали в речи?

Ученики: Мы использовали в речи слова, характеризующие отсутствие предметов.

Запомните!

Окончания имён прилагательных и местоимений в родительном падеже.

У кого?







не было

нет

не будет

Какого?

Какой?

Каких?

У меня

Моего

Твоей

Наших

У тебя

Этого

Этой

Этих

У него

Такого

Такой

Таких

У неё

Белого

Белой

Хороших

У нас

Тёплого

Модной

Старых

У вас

нового

Новой

Джинсовых

У них

КостюмА, платьЯ

РубашкИ,

ручкИ

Брюк



III. Объяснение нового материала.

Учитель: Вы знаете, когда мы указываем на отсутствие кого – либо, чего – либо или характеризуем отсутствующий предмет, то используем слова в родительном падеже. А сегодня вы раскроете еще одно значение этого падежа.

Мы будем говорить о принадлежности предмета.

Запомните!

Окончание родительного падежа со значением принадлежности

Именительный падеж

Родительный падеж


Ученик

портрет

портфель

велосипед

Книга ученикА

Рамка портретА

Ручка портфелЯ

Колесо велосипедА



- А

- Я

Мама

Песня

Тетрадь

Бабушка

Платье мамЫ

Слова песнИ

Страницы тетрадИ

Очки бабушкИ



- И



Наглядная семантизация(Словарная работа). Упражнение №1.

t1607918062aa.pngt1607918062ab.png

2. Использование мультимедийного приложения. Учащиеся слушают и визуально наблюдают объяснение материала.

3. Первичное восприятие. На экран проецируется стихотворение. «Слова мужского рода в родительном падеже». Учащиеся знакомятся с новыми словами: клюшка, ракетка, удочка, тельняшка, рыбак.

t1607918062ac.pngt1607918062ad.png

4. Чтение текста по цепочке учащимися.

Запись слов в тетрадях.

Чтение диалога на стр.71 по ролям.

IV. Закрепление. А теперь ребята мы закрепим тему и выполним несколько заданий.

Задание№1.

Письменно ответьте на вопросы, используя словосочетания в нужной форме. Выполняется на основе упражнения №3

Задание №2

Правильно заполните кластеры по ключевым словам.

t1607918062ae.gif


t1607918062af.gift1607918062ag.gif

книга

t1607918062af.gif

t1607918062ah.gift1607918062ah.gift1607918062ah.gif


t1607918062ah.gif


t1607918062af.gif




Группы собирают мысли и делают вывод. Презентации групп. (Учитывается регламент)

Использование технологии «Рыбий скелет»

V. Подведение итогов Выставление оценок и комментирование.

Рефлексия:

t1607918062ai.png



VI. Задание на дом. Упражнение №6 письменно. Выучить стихи, пословицы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.