12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Микушева Тамара Николаевна90
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Календарно – тематическое планирование по биологии внеклассных мероприятий для учащихся 5, 6, 7-8 классов

Пояснительная записка.

    Современные стрессовые, социальные, экологические и психологические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Задача укрепления здоровья школьников – это важное условие разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности подрастающего поколения. В современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно – гармоничном состоянии.

     Цели:

- создание условий для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 

 - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического, психического и нравственного здоровья школьника. 

 

 Достижение этих целей обеспечивается решением следую­щих задач:

- формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- углубление знаний школьников о культуре здоровья и правилах гигиены;

- воспитание познавательной активности и любознательности учащихся.

 

   В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности школьники должны научиться: исследовать собственное здоровье, единственная красота – это здоровье, быть здоровым – это нормальное желание любого школьника; найти приёмы, оказывающие воздействие на организм человека, а также механизм влияния отдельных факторов и их совокупности физиологических процессов.

Место предмета в учебном плане.

 Структура программы – концентрическая. Объём часов на реализацию содержания образования составляет 175 часов.

 

Классы

Количество часов

в неделю

 

 

Количество

учебных недель

Количество часов (уроков) в год

в год

 

 

5

1

35

35

6

2

35

70

7- 8

2

35

70

Всего:

5

105

175

 

    Для проверки и оценки результатов обучения учащихся, для установления уровня ЗУН используются устная и письменная формы контроля:проверочные работы, тесты, творческие задания, устные ответы семинары, тренинги и т.д. Формы работы: беседы, работа с книгой, практические занятия по темам, ролевое моделирование.

 

 

Календарно – тематическое планирование. 5 класс.                                         (35 часов, 1 час в неделю)

Месяц

Неделя

урока

урока

 в теме

Тема урока

Раздел 1.Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья (15 ч).

Сентябрь

1

1

1

Твоя гигиена.

 

2

2

2

Понятие здоровья.

 

3

3

3

Факторы, укрепляющие здоровье.

 

4

4

4

Факторы, ослабляющие здоровье.

Октябрь

5

5

5

Роль двигательной активности в сохранении здоровья.

 

6

6

6

Значение и правила выполнения зарядки.

 

7

7

7

Дыхание и движение.

 

8

8

8

Оздоровительный бег.

 

9

9

9

Гиподинамия и её последствия.

Ноябрь

10

10

10

Режим дня.

 

11

11

11

Сон и здоровье.

 

12

12

12

Витамины и здоровье.

 

13

13

13

Эти вредные привычки.

Декабрь

14

14

14

Труд и спорт.

 

15

15

15

Спортивное долголетие

Раздел 2.Про тебя самого (12ч).

 

16

16

1

Правильная осанка – залог красивой фигуры.

Январь

17

17

2

Работа мышц нашего тела.

 

18

18

3

Кожа. Гигиена кожи.

 

19

19

4

Жизнь волоса. Чтобы были красивыми волосы.

Февраль

20

20

5

Береги глаз, как алмаз.

 

21

21

6

Сердце и мозг.

Март

22

22

7

Здоровые зубы – здоровое тело.

 

23

23

8

Правильное питание – залог здоровья и красоты

 

24

24

9

Гигиена и мода.

 

25

25

10

Культура общения.

 

26

26

11

Личная гигиена мальчика.

 

27

27

12

Личная гигиена девочки.

Раздел 3.Гигиенические основы учебного труда (4ч).

Апрель

28

28

3

Работоспособность – важное качества учебного труда.

 

29

29

4

Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности.

 

30

30

5

Роль полезных привычек.

 

31

31

6

Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

Раздел 4.Человек – часть живой природы (4ч).

Май

32

32

1

Влияние человека на биосферу.

 

33

33

2

Природа – наш доктор.

 

34

34

3

Проявление заботы о живом мире.

 

35

35

4

Окружающая среда и здоровье человека.

 

Календарно – тематическое планирование.  6 класс.                                         (68 часов, 2 часа в неделю)

Месяц

Неделя

урока

урока

 в теме

Тема урока

Раздел 1.Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья (62ч).

Сентябрь

        1

 

1

1

Здоровье и здоровый образ жизни.

 

2

2

Личная гигиена – залог здоровья.

        2

3

3

Средства личной гигиены.

4

4

Личная гигиена девочки.

        3

 

5

5

Личная гигиена мальчика.

6

6

Двигательные умения и навыки.

4

 

7

7

Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.

8

8

Гиподинамия и её последствия.

Октябрь

5

9

9

Влияние физических упражнений на основные системы организма.

 

10

10

Значение физических нагрузок для укрепления здоровья.

6

 

11

11

Полезные привычки сохраняют здоровье.

12

12

Движение –это жизнь. Оздоровительные тренировки.

7

13

13

Профилактика при занятиях физическими упражнениями.

14

14

Активный образ жизни. Спорт – здоровье бережёт.

8

 

15

15

Влияние физических упражнений на основные системы организма.

16

16

Значение физических нагрузок для укрепления здоровья.

9

 

17

17

Полезные привычки сохраняют здоровье.

18

18

Режим дня. Практическая работа № 1. «Мой режим дня и самочувствие».

Ноябрь

10

19

19

Гигиена дыхания. Правильное дыхание – носовое.

 

20

20

Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, ОРВИ, туберкулёза.

11

21

21

Курить – здоровью вредить.

22

22

Губительная сигарета, её действие на организм человека.

12

23

23

Здоровое питание – условие долголетия.

24

24

Гигиена питания.

13

25

25

Пирамида питания. Практическая работа № 2. «Полезные продукты в моём меню»

26

26

Гигиенические требования к хранению пищевых продуктов.

Декабрь

14

27

27

Гигиена воды.

 

28

28

Уход за зубами и полостью рта.

15

29

29

Влияние газированных напитков на здоровье человека.

30

30

Болезни грязных рук.

16

31

31

Желудочно – кишечные заболевания.

32

32

Меры профилактики при пищевых отравлениях.

Январь

17

33

33

Алкоголизм – болезнь химической зависимости.

 

34

34

Алкоголь –враг здоровья, влияние алкоголя на организм.

18

 

35

35

Алкоголь –путь никуда.

36

36

Наркотики и возраст.

19

37

37

Наркотики, зависимость и последствия.

38

38

Вредные привычки: что ждёт нас в 21 веке?

Февраль

20

 

39

39

Витамины в жизни человека.

 

40

40

Нормы потребления витаминов. Как сохранить витамины.

21

41

41

Витамины в продуктах. Практическая работа № 3. «Калории в моём рационе дня».

42

42

Чистота и уход за кожей.

Март

22

43

43

Защита организма от инфекций.

 

44

44

Уход за волосами.

23

45

45

Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний ногтей.

46

46

Чесотка, её профилактика и лечение.

24

 

47

47

Кожные паразиты. Педикулёз, его профилактика.

48

48

Закаливание как средство укрепления здоровья.

25

49

49

Закаливание в домашних условиях.

50

50

Закаливающее действие воздуха, Солнца, воды, правила закаливания.

26

51

51

Гигиена одежды и обуви.

52

52

Гигиена жилища.

27

53

53

Биоритмы жизни и здоровье человека.

54

54

Сон. Гигиена сна.

Апрель

28

55

55

Здоровье и эмоции.

 

56

56

Гигиена умственного труда.

 

29

 

57

57

Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности.

58

58

Гигиенические правила обращения с животными.

30

59

59

Неблагоприятные факторы внешней среды и здоровье.

60

60

Компьютер: друг или враг.

Май

31

 

61

61

Самовоспитание в личной гигиене.

 

62

62

Полезные привычки сохраняют здоровье.

Раздел 2. Здоровье и окружающая среда (8ч).

32

63

1

Экологические факторы, влияющие на жизнь и здоровье.

64

2

Факторы опасности в быту.

33

65

3

Растения и здоровье.

66

4

Биологические загрязнения среды и здоровье человека.

34

67

5

Химические загрязнения среды и здоровье человека.

68

6

Шумовая нагрузка на организм школьника.

 

35

69

7

Природа и настроение. Ароматерапия

70

8

Целебные силы природы и их использование в

 оздоровлении.

 

 

 

Календарно – тематическое планирование.  7 - 8 класс.                                         (68 часов, 2 часа в неделю)

Месяц

Неделя

урока

урока

 в теме

Тема урока

Раздел 1.Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья (56ч).

Сентябрь

1

 

1

1

История гигиены.

 

2

2

Гигиеническая культура Древней Руси.

      2

3

3

Гигиеническая культура России.

4

4

Роль двигательной активности в сохранении здоровья.

      3

 

5

5

Предупреждение гиподинамии.

6

6

Профилактика заболеваний опорно – двигательной системы.

4

 

7

7

Особенности физической культуры школьников.

8

8

 

Октябрь

5

9

9

Инфекционные заболевания и защитные силы организма

 

10

10

Формирование и гигиена иммунной системы.

6

 

11

11

Устойчивость людей к заболеваниям.

12

12

Профилактика инфекционных заболеваний.

7

13

13

Аллергия как нарушение функций иммунной системы.

14

14

Признаки инфекционных заболеваний. Практическая работа № 2. «Приготовление влажного согревающего компресса».

8

 

15

15

Профилактика травматизма.

16

16

Предупреждение травматизма.

9

 

17

17

Предупреждение заболеваний сердечной мышцы.

18

18

Предупреждение заболеваний кровеносных сосудов.

Ноябрь

10

19

19

Профилактика сердечно – сосудистой системы. Практическая работа № 3. «Измерение артериального давления».

 

20

20

Укрепление органов дыхания.

11

21

21

Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи.

22

22

Необходимость охраны воздушной среды.

12

23

23

Гигиена голосового аппарата. Практическая работа

№ 4. «Определение запылённости воздуха».

24

24

Рацион и режим питания.

13

25

25

Гигиенические требования к хранению пищевых продуктов.

26

26

Меры профилактики при пищевых отравлениях.

Декабрь

14

27

27

Инфекционные желудочно –кишечные заболевания.

 

28

28

Неинфекционные желудочно –кишечные заболевания.

15

29

29

Режим питья.

30

30

Гигиеническая оценка питьевой воды.

16

31

31

Уход и гигиена кожи.

32

32

Грибковые заболевания кожи: угри, лишай.

Чесотка.

Январь

17

33

33

Регуляция теплоотдачи.

 

34

34

Купание – одна из процедур закаливания.

18

 

35

35

Солнечный свет – друг здоровья.

36

36

Самовоспитание в личной гигиене.

19

37

37

Гигиена и мода.

38

38

Гигиенические требования к одежде.

Февраль

20

 

39

39

Гигиенические требования к обуви.

 

40

40

Урологические и генекологические болезни и их профилактика.

21

41

41

Венерические болезни и их профилактика.

42

42

Творцы науки о мозге.

Март

22

43

43

Стресс и психическое здоровье.

 

44

44

Гигиена умственного труда.

23

45

45

Сон и сновидения. Гигиена сна.

46

46

Условия правильного общения.

24

 

47

47

Влияние наркогенных веществ на нервную систему школьника.

48

48

Борьба с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

25

49

49

Гигиена труда.

50

50

Гигиена учебного труда и развитие личности.

26

51

51

Динамика работоспособности. Практическая работа № 5. «Определение объёма памяти при механическом и логическом запоминании».

52

52

Ваше здоровье в ваших руках.

27

53

53

Здоровье и болезнь под контролем мозга.

54

54

Защита глаза. Дефекты зрения.

Апрель

28

55

55

Человек в мире звуков. Щадите слух!

 

56

56

Радиация и здоровье.

Раздел 2. Экология и здоровье человека (14ч).

 

29

 

57

1

Среда обитания. Экологические факторы.

58

2

Человек –часть живой природы.

30

59

3

Человек и его роль в сохранении жизни на Земле.

60

4

Регулирование роста народонаселения.

Май

31

 

61

5

Квартира как экосистема.

 

62

6

Адаптация человека к окружающей среде.

32

63

7

Химическое загрязнение пищи.

64

8

Химические загрязнения среды и здоровье человека.

33

65

9

Основные биологические загрязнители, вызывающие заболевания человека.

66

10

Биологические загрязнения среды и здоровье человека.

34

67

11

Состояние человека при воздействии на него различных погодных факторов.

68

12

Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений.

35

69

13

Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.

70

14

Окружающая среда и здоровье человека.

 

 

Планируемые результаты:

   В рамках программы учащиеся должны научиться основам и правилам ЗОЖ, придерживаться трех основополагающих культур: питания, движения и общения. Перед учащимися встает выбор пользы или вреда применения веществ, вчастности алкоголя, курения, токсикомании, наркомании.

Ожидаемые результаты:

   Повышение успешности учащихся в образовательной деятельности; формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья; снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся; осознанная потребность в здоровом образе жизни; сбережение здоровья и жизни.

Литература для учителя

· Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. –М., Издательство, РУДН,1998.

· Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. – М.; Вентана-Граф, 2001.

· Брехман И.И. Введение в валеологию –науку о здоровье.-Л.:Наука,1987.

· Лисицын.Ю.П. Санология –наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни-М.,2001.

· Клесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии, Учеб. пособие.-М., Просвещение, 1989.

· Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. – М; Просвещение, 1978.

· Пономарева И. Н. Экология. Книга для учителя. – М.; Вентана-Граф, 2001.

· Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Экология. Животные. Сб. заданий с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.; Мнемозина, 2000.

·  А.Г. Восхождение к здоровью. - Москва; Диля, 2000.

·Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М., АСТ – ПРЕСС, 1998.

 

 

Литература для учащихся

 

· Былова А.М., Шарина Н.И. Экология растений. Учеб. пособие.- М.; Вентана-Граф, 1999, 2001.

· Винтовкина И.С, Девочке – подростку.М.; «Медицина»,1982.

· Горская Н.А. Биология / Экология растений. Учеб. Пособие. М.; Вентана-Граф, 2002.

· Кирчакова Т..В. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. - Ижевск, 1999

· Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.; Вентана-Граф, 2003.

· Кудашева В.А. Чудесная диета. Книга для учащихся - М; просвещение, 1991

· Салютин С.Н. Как сохранить молодость и здоровье. - ИК «Комплект», 1997

· Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся.-М.; «Просвещение»,1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.