Календарно–тематическое планирование внеклассных мероприятий по биологии «Гигиена и здоровье» для учащихся 5-8 классов
Календарно – тематическое планирование по биологии внеклассных мероприятий для учащихся 5, 6, 7-8 классов
Пояснительная записка.
Современные стрессовые, социальные, экологические и психологические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Задача укрепления здоровья школьников – это важное условие разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности подрастающего поколения. В современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно – гармоничном состоянии.
Цели:
- создание условий для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического, психического и нравственного здоровья школьника.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- углубление знаний школьников о культуре здоровья и правилах гигиены;
- воспитание познавательной активности и любознательности учащихся.
В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности школьники должны научиться: исследовать собственное здоровье, единственная красота – это здоровье, быть здоровым – это нормальное желание любого школьника; найти приёмы, оказывающие воздействие на организм человека, а также механизм влияния отдельных факторов и их совокупности физиологических процессов.
Место предмета в учебном плане.
Структура программы – концентрическая. Объём часов на реализацию содержания образования составляет 175 часов.
Классы |
Количество часов в неделю
|
Количество учебных недель |
Количество часов (уроков) в год в год |
|
|||
5 |
1 |
35 |
35 |
6 |
2 |
35 |
70 |
7- 8 |
2 |
35 |
70 |
Всего: |
5 |
105 |
175 |
Для проверки и оценки результатов обучения учащихся, для установления уровня ЗУН используются устная и письменная формы контроля:проверочные работы, тесты, творческие задания, устные ответы семинары, тренинги и т.д. Формы работы: беседы, работа с книгой, практические занятия по темам, ролевое моделирование.
Календарно – тематическое планирование. 5 класс. (35 часов, 1 час в неделю)
Месяц |
Неделя |
№ урока |
№ урока в теме |
Тема урока |
Раздел 1.Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья (15 ч). |
||||
Сентябрь |
1 |
1 |
1 |
Твоя гигиена. |
|
2 |
2 |
2 |
Понятие здоровья. |
|
3 |
3 |
3 |
Факторы, укрепляющие здоровье. |
|
4 |
4 |
4 |
Факторы, ослабляющие здоровье. |
Октябрь |
5 |
5 |
5 |
Роль двигательной активности в сохранении здоровья. |
|
6 |
6 |
6 |
Значение и правила выполнения зарядки. |
|
7 |
7 |
7 |
Дыхание и движение. |
|
8 |
8 |
8 |
Оздоровительный бег. |
|
9 |
9 |
9 |
Гиподинамия и её последствия. |
Ноябрь |
10 |
10 |
10 |
Режим дня. |
|
11 |
11 |
11 |
Сон и здоровье. |
|
12 |
12 |
12 |
Витамины и здоровье. |
|
13 |
13 |
13 |
Эти вредные привычки. |
Декабрь |
14 |
14 |
14 |
Труд и спорт. |
|
15 |
15 |
15 |
Спортивное долголетие |
Раздел 2.Про тебя самого (12ч). |
||||
|
16 |
16 |
1 |
Правильная осанка – залог красивой фигуры. |
Январь |
17 |
17 |
2 |
Работа мышц нашего тела. |
|
18 |
18 |
3 |
Кожа. Гигиена кожи. |
|
19 |
19 |
4 |
Жизнь волоса. Чтобы были красивыми волосы. |
Февраль |
20 |
20 |
5 |
Береги глаз, как алмаз. |
|
21 |
21 |
6 |
Сердце и мозг. |
Март |
22 |
22 |
7 |
Здоровые зубы – здоровое тело. |
|
23 |
23 |
8 |
Правильное питание – залог здоровья и красоты |
24 |
24 |
9 |
Гигиена и мода. |
|
|
25 |
25 |
10 |
Культура общения. |
|
26 |
26 |
11 |
Личная гигиена мальчика. |
|
27 |
27 |
12 |
Личная гигиена девочки. |
Раздел 3.Гигиенические основы учебного труда (4ч). |
||||
Апрель |
28 |
28 |
3 |
Работоспособность – важное качества учебного труда. |
|
29 |
29 |
4 |
Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности. |
|
30 |
30 |
5 |
Роль полезных привычек. |
|
31 |
31 |
6 |
Правила гигиены при выполнении домашних заданий. |
Раздел 4.Человек – часть живой природы (4ч). |
||||
Май |
32 |
32 |
1 |
Влияние человека на биосферу. |
|
33 |
33 |
2 |
Природа – наш доктор. |
|
34 |
34 |
3 |
Проявление заботы о живом мире. |
|
35 |
35 |
4 |
Окружающая среда и здоровье человека. |
Календарно – тематическое планирование. 6 класс. (68 часов, 2 часа в неделю)
Месяц |
Неделя |
№ урока |
№ урока в теме |
Тема урока |
Раздел 1.Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья (62ч). |
||||
Сентябрь |
1
|
1 |
1 |
Здоровье и здоровый образ жизни. |
|
2 |
2 |
Личная гигиена – залог здоровья. |
|
2 |
3 |
3 |
Средства личной гигиены. |
|
4 |
4 |
Личная гигиена девочки. |
||
3
|
5 |
5 |
Личная гигиена мальчика. |
|
6 |
6 |
Двигательные умения и навыки. |
||
4
|
7 |
7 |
Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. |
|
8 |
8 |
Гиподинамия и её последствия. |
||
Октябрь |
5 |
9 |
9 |
Влияние физических упражнений на основные системы организма. |
|
10 |
10 |
Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. |
|
6
|
11 |
11 |
Полезные привычки сохраняют здоровье. |
|
12 |
12 |
Движение –это жизнь. Оздоровительные тренировки. |
||
7 |
13 |
13 |
Профилактика при занятиях физическими упражнениями. |
|
14 |
14 |
Активный образ жизни. Спорт – здоровье бережёт. |
||
8
|
15 |
15 |
Влияние физических упражнений на основные системы организма. |
|
16 |
16 |
Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. |
||
9
|
17 |
17 |
Полезные привычки сохраняют здоровье. |
|
18 |
18 |
Режим дня. Практическая работа № 1. «Мой режим дня и самочувствие». |
||
Ноябрь |
10 |
19 |
19 |
Гигиена дыхания. Правильное дыхание – носовое. |
|
20 |
20 |
Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, ОРВИ, туберкулёза. |
|
11 |
21 |
21 |
Курить – здоровью вредить. |
|
22 |
22 |
Губительная сигарета, её действие на организм человека. |
||
12 |
23 |
23 |
Здоровое питание – условие долголетия. |
|
24 |
24 |
Гигиена питания. |
||
13 |
25 |
25 |
Пирамида питания. Практическая работа № 2. «Полезные продукты в моём меню» |
|
26 |
26 |
Гигиенические требования к хранению пищевых продуктов. |
||
Декабрь |
14 |
27 |
27 |
Гигиена воды. |
|
28 |
28 |
Уход за зубами и полостью рта. |
|
15 |
29 |
29 |
Влияние газированных напитков на здоровье человека. |
|
30 |
30 |
Болезни грязных рук. |
||
16 |
31 |
31 |
Желудочно – кишечные заболевания. |
|
32 |
32 |
Меры профилактики при пищевых отравлениях. |
||
Январь |
17 |
33 |
33 |
Алкоголизм – болезнь химической зависимости. |
|
34 |
34 |
Алкоголь –враг здоровья, влияние алкоголя на организм. |
|
18
|
35 |
35 |
Алкоголь –путь никуда. |
|
36 |
36 |
Наркотики и возраст. |
||
19 |
37 |
37 |
Наркотики, зависимость и последствия. |
|
38 |
38 |
Вредные привычки: что ждёт нас в 21 веке? |
||
Февраль |
20
|
39 |
39 |
Витамины в жизни человека. |
|
40 |
40 |
Нормы потребления витаминов. Как сохранить витамины. |
|
21 |
41 |
41 |
Витамины в продуктах. Практическая работа № 3. «Калории в моём рационе дня». |
|
42 |
42 |
Чистота и уход за кожей. |
||
Март |
22 |
43 |
43 |
Защита организма от инфекций. |
44 |
44 |
Уход за волосами. |
||
23 |
45 |
45 |
Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний ногтей. |
|
46 |
46 |
Чесотка, её профилактика и лечение. |
||
24
|
47 |
47 |
Кожные паразиты. Педикулёз, его профилактика. |
|
48 |
48 |
Закаливание как средство укрепления здоровья. |
||
25 |
49 |
49 |
Закаливание в домашних условиях. |
|
50 |
50 |
Закаливающее действие воздуха, Солнца, воды, правила закаливания. |
||
26 |
51 |
51 |
Гигиена одежды и обуви. |
|
52 |
52 |
Гигиена жилища. |
||
27 |
53 |
53 |
Биоритмы жизни и здоровье человека. |
|
54 |
54 |
Сон. Гигиена сна. |
||
Апрель |
28 |
55 |
55 |
Здоровье и эмоции. |
|
56 |
56 |
Гигиена умственного труда. |
|
|
29
|
57 |
57 |
Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. |
58 |
58 |
Гигиенические правила обращения с животными. |
||
30 |
59 |
59 |
Неблагоприятные факторы внешней среды и здоровье. |
|
60 |
60 |
Компьютер: друг или враг. |
||
Май |
31
|
61 |
61 |
Самовоспитание в личной гигиене. |
|
62 |
62 |
Полезные привычки сохраняют здоровье. |
|
Раздел 2. Здоровье и окружающая среда (8ч). |
||||
32 |
63 |
1 |
Экологические факторы, влияющие на жизнь и здоровье. |
|
64 |
2 |
Факторы опасности в быту. |
||
33 |
65 |
3 |
Растения и здоровье. |
|
66 |
4 |
Биологические загрязнения среды и здоровье человека. |
||
34 |
67 |
5 |
Химические загрязнения среды и здоровье человека. |
|
68 |
6 |
Шумовая нагрузка на организм школьника. |
||
|
35 |
69 |
7 |
Природа и настроение. Ароматерапия |
70 |
8 |
Целебные силы природы и их использование в оздоровлении. |
Календарно – тематическое планирование. 7 - 8 класс. (68 часов, 2 часа в неделю)
Месяц |
Неделя |
№ урока |
№ урока в теме |
Тема урока |
Раздел 1.Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья (56ч). |
||||
Сентябрь |
1
|
1 |
1 |
История гигиены. |
|
2 |
2 |
Гигиеническая культура Древней Руси. |
|
2 |
3 |
3 |
Гигиеническая культура России. |
|
4 |
4 |
Роль двигательной активности в сохранении здоровья. |
||
3
|
5 |
5 |
Предупреждение гиподинамии. |
|
6 |
6 |
Профилактика заболеваний опорно – двигательной системы. |
||
4
|
7 |
7 |
Особенности физической культуры школьников. |
|
8 |
8 |
|
||
Октябрь |
5 |
9 |
9 |
Инфекционные заболевания и защитные силы организма |
|
10 |
10 |
Формирование и гигиена иммунной системы. |
|
6
|
11 |
11 |
Устойчивость людей к заболеваниям. |
|
12 |
12 |
Профилактика инфекционных заболеваний. |
||
7 |
13 |
13 |
Аллергия как нарушение функций иммунной системы. |
|
14 |
14 |
Признаки инфекционных заболеваний. Практическая работа № 2. «Приготовление влажного согревающего компресса». |
||
8
|
15 |
15 |
Профилактика травматизма. |
|
16 |
16 |
Предупреждение травматизма. |
||
9
|
17 |
17 |
Предупреждение заболеваний сердечной мышцы. |
|
18 |
18 |
Предупреждение заболеваний кровеносных сосудов. |
||
Ноябрь |
10 |
19 |
19 |
Профилактика сердечно – сосудистой системы. Практическая работа № 3. «Измерение артериального давления». |
|
20 |
20 |
Укрепление органов дыхания. |
|
11 |
21 |
21 |
Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи. |
|
22 |
22 |
Необходимость охраны воздушной среды. |
||
12 |
23 |
23 |
Гигиена голосового аппарата. Практическая работа № 4. «Определение запылённости воздуха». |
|
24 |
24 |
Рацион и режим питания. |
||
13 |
25 |
25 |
Гигиенические требования к хранению пищевых продуктов. |
|
26 |
26 |
Меры профилактики при пищевых отравлениях. |
||
Декабрь |
14 |
27 |
27 |
Инфекционные желудочно –кишечные заболевания. |
|
28 |
28 |
Неинфекционные желудочно –кишечные заболевания. |
|
15 |
29 |
29 |
Режим питья. |
|
30 |
30 |
Гигиеническая оценка питьевой воды. |
||
16 |
31 |
31 |
Уход и гигиена кожи. |
|
32 |
32 |
Грибковые заболевания кожи: угри, лишай. Чесотка. |
||
Январь |
17 |
33 |
33 |
Регуляция теплоотдачи. |
|
34 |
34 |
Купание – одна из процедур закаливания. |
|
18
|
35 |
35 |
Солнечный свет – друг здоровья. |
|
36 |
36 |
Самовоспитание в личной гигиене. |
||
19 |
37 |
37 |
Гигиена и мода. |
|
38 |
38 |
Гигиенические требования к одежде. |
||
Февраль |
20
|
39 |
39 |
Гигиенические требования к обуви. |
|
40 |
40 |
Урологические и генекологические болезни и их профилактика. |
|
21 |
41 |
41 |
Венерические болезни и их профилактика. |
|
42 |
42 |
Творцы науки о мозге. |
||
Март |
22 |
43 |
43 |
Стресс и психическое здоровье. |
44 |
44 |
Гигиена умственного труда. |
||
23 |
45 |
45 |
Сон и сновидения. Гигиена сна. |
|
46 |
46 |
Условия правильного общения. |
||
24
|
47 |
47 |
Влияние наркогенных веществ на нервную систему школьника. |
|
48 |
48 |
Борьба с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. |
||
25 |
49 |
49 |
Гигиена труда. |
|
50 |
50 |
Гигиена учебного труда и развитие личности. |
||
26 |
51 |
51 |
Динамика работоспособности. Практическая работа № 5. «Определение объёма памяти при механическом и логическом запоминании». |
|
52 |
52 |
Ваше здоровье в ваших руках. |
||
27 |
53 |
53 |
Здоровье и болезнь под контролем мозга. |
|
54 |
54 |
Защита глаза. Дефекты зрения. |
||
Апрель |
28 |
55 |
55 |
Человек в мире звуков. Щадите слух! |
|
56 |
56 |
Радиация и здоровье. |
|
Раздел 2. Экология и здоровье человека (14ч). |
||||
|
29
|
57 |
1 |
Среда обитания. Экологические факторы. |
58 |
2 |
Человек –часть живой природы. |
||
30 |
59 |
3 |
Человек и его роль в сохранении жизни на Земле. |
|
60 |
4 |
Регулирование роста народонаселения. |
||
Май |
31
|
61 |
5 |
Квартира как экосистема. |
|
62 |
6 |
Адаптация человека к окружающей среде. |
|
32 |
63 |
7 |
Химическое загрязнение пищи. |
|
64 |
8 |
Химические загрязнения среды и здоровье человека. |
||
33 |
65 |
9 |
Основные биологические загрязнители, вызывающие заболевания человека. |
|
66 |
10 |
Биологические загрязнения среды и здоровье человека. |
||
34 |
67 |
11 |
Состояние человека при воздействии на него различных погодных факторов. |
|
68 |
12 |
Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. |
||
35 |
69 |
13 |
Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие. |
|
70 |
14 |
Окружающая среда и здоровье человека.
|
Планируемые результаты:
В рамках программы учащиеся должны научиться основам и правилам ЗОЖ, придерживаться трех основополагающих культур: питания, движения и общения. Перед учащимися встает выбор пользы или вреда применения веществ, вчастности алкоголя, курения, токсикомании, наркомании.
Ожидаемые результаты:
Повышение успешности учащихся в образовательной деятельности; формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья; снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся; осознанная потребность в здоровом образе жизни; сбережение здоровья и жизни.
Литература для учителя
· Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. –М., Издательство, РУДН,1998.
· Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. – М.; Вентана-Граф, 2001.
· Брехман И.И. Введение в валеологию –науку о здоровье.-Л.:Наука,1987.
· Лисицын.Ю.П. Санология –наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни-М.,2001.
· Клесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии, Учеб. пособие.-М., Просвещение, 1989.
· Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. – М; Просвещение, 1978.
· Пономарева И. Н. Экология. Книга для учителя. – М.; Вентана-Граф, 2001.
· Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Экология. Животные. Сб. заданий с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.; Мнемозина, 2000.
· А.Г. Восхождение к здоровью. - Москва; Диля, 2000.
·Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М., АСТ – ПРЕСС, 1998.
Литература для учащихся
· Былова А.М., Шарина Н.И. Экология растений. Учеб. пособие.- М.; Вентана-Граф, 1999, 2001.
· Винтовкина И.С, Девочке – подростку.М.; «Медицина»,1982.
· Горская Н.А. Биология / Экология растений. Учеб. Пособие. М.; Вентана-Граф, 2002.
· Кирчакова Т..В. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. - Ижевск, 1999
· Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.; Вентана-Граф, 2003.
· Кудашева В.А. Чудесная диета. Книга для учащихся - М; просвещение, 1991
· Салютин С.Н. Как сохранить молодость и здоровье. - ИК «Комплект», 1997
· Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся.-М.; «Просвещение»,1983.