Календарное планирование в старшей группе по теме «Россия, Россия, края дорогие»
Календарное планирование в старшей группе по теме «Россия, Россия, края дорогие»
(Государственная символика. Москова – столица России. Природные зоны России. Животный и растительный мир. Достопримечательности.)
Понедельник
Работа с родителями: Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с темой.
Утро.
Беседа: « Наша Родина – Россия»
Задачи: формировать у детей представление о России как о родной стране, о государственном флаге и гербе Российской Федерации, воспитывать чувство любви и уважения к свой родной стране.
Рассматривание иллюстраций герба и флага РФ.
Д/И «Кто где живет?»
Задачи: закрепить словообразование – названия жителей от названия города.
Настольно-печатная игра «Собери флаг»
Задачи: закрепить умение собирать разрезные картинки.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».
Задачи. Упражнять детей в выполнении игровых действий, учить поступать в соответствии с правилами и общими игровыми замыслами. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.
Подвижная игра «Волк».
Задачи. Учить детей убегать от водящего по сигналу, соотносить свои действия с действиями других игроков, ввести в игру практику судейства.
Индивидуальная работа с ________________________________________________ Д/И «Живая неделька»
Задачи: закрепить знания последовательности дней недели
Пальчиковая гимнастика «Снегопад».
Задачи. Развитие мелкой моторики рук, невербального воображения, стимулирование творчества в двигательной деятельности.
Прогулка
Наблюдение за деревьями в январе.
Задачи.Учить детей понимать «язык деревьев»: возраст дерева можно определить по стволу, возраст ели выдает число ярусов ветвей; мох на стволе указывает на север; более длинные ветви одиноко стоящего дерева указывают на юг и др. Расширять представления детей о взаимосвязях в природе.
Ситуативный разговор «Что на свете всех милее?»
Задачи: закрепить знания о деревьях и кустарниках, растущих в России, учить делать умозаключения о пользе растений для человека и животных.
Подвижная игра «Мороз».
Задачи. Упражнять детей в легком, ритмичном беге, учить контролировать сохранение осанки, принимать и сохранять различные позы по заданию водящего. Развивать ловкость и быстроту, вызывать интерес к подвижным играм.
Трудовая деятельность. Сгребание снега для постройки ледяных фигур.
Задачи. Обсудить с детьми, где можно собрать снег для построек так, чтобы заодно убрать снег, который мешает людям ходить. Учить детей работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Индивидуальная работа с______________________________________________ «Прыгни дальше»
Задачи: Упражнять в прыжках на дальность с разбега.
Выносной материал: лопаты для снега, ледянки, санки.
Вечер. Работа с детьми в группе
Подвижная игра «Гори, гори ясно...»
Задачи.Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.
Чтение стихотворения «Наша Родина!»
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом! (Г. Ладонщиков)
Задачи. Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по тексту стихотворения, одним предложением отвечать на вопрос: «О чем это стихотворение?»
Беседа «Худой мир - лучше всякой ссоры».
Задачи. Обсудить с детьми смысл данной поговорки, учить уступать друг другу, искать компромиссы. Рассмотреть различные ситуации с установкой на их решение мирным путем.
Строительный игры. Строим дом с открывающимися дверями.
Задачи, формировать у детей умение оценивать эстетические качества предметов, учить работать аккуратно: сохранять порядок в материале, действовать в определенной последовательности.
Индивидуальная работа с_____________________________________________________
Упражнение «Говори правильно»
Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды), меняя темп и громкость, развивать внимание.
Вечер. Прогулка.
Наблюдение за деятельностью людей в вечернее время.
Задачи. Расширять у детей представления об объектах окружающей действительности. Учить детей замечать особенности поведения людей в почернее время (спешат домой, торопятся к детям в детский с сад, идут в магазин, гуляют, прогуливают своих питомцев). Развивать наблюдательность, учить составлять рассказы-фантазии о том, что делает человек номером.
Подвижные игры. Туркменская народная игра «Прыжки через ров».
Задачи. Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять прыжки но двух ногах через линию. Развивать мышцы ног, координацию движений, воспитывать уверенность в себе.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Задачи. Учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.
Работа с родителями: Домашнее задание для детей: узнать у родителей, что обозначают цвета на российском флаге, почему на гербе России у орла две головы.
Вторник
Работа с родителями: Беседы с родителями о здоровье детей.
Утро.
Беседа по теме дня: «Я горжусь своей страной».
Задачи: формировать у детей эмоционально - положительное отношение к величию Российского государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.
Творческие задания «Что будет, если…», «Хорошо – плохо», «Родина – это»
Задачи: учить детей высказывать свою точку зрения на предложенную тему, обратить внимания на построение предложений.
Чтение С. Баруздин «С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.
Так что же такое ты. Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.
И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
Задачи: учить понимать смысл произведения.
Индивидуальная работа с _____________________________________________________
Дидактическая игра «Было, будет».
Задачи: Обсудить с детьми значение слов «сегодня», «вчера», «завтра», учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя.
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
Задачи.Используя косвенный метод руководства игрой, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, предлагать обыгрывать ситуации, которые могут возникнуть на дороге. Воспитывать уважения к труду шофера.
Речь с движением «Волшебные шапочки».
В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.
Прогулка
Наблюдение за транспортом.
Задачи: Вспомнить правила поведения в автобусе, правила дорожного движения. Закрепить знания об общественном транспорте.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Задачи. Актуализировать представления детей о порядке следования различных явлений, времен года, событий в жизни человека, учить формулировать ответы на вопросы развернуто, отвечать полными предложениями. Развить у детей логическое мышление, фантазию.
Трудовые поручения. Кормление зимующих птиц.
Задачи. Побеседовать с детьми о том, какие птицы зимуют с нами, кто прилетает на участок, чем они питаются, почему нужно подкармливать птиц. Организовать кормление зимующих птиц, воспитывать бережное и кропотливое отношение к ним.
Индивидуальная работа с _____________________________________________________
Подвижная игра для подгрупп «Займи свободный кружок».
Задачи. Учить детей выполнять различные действия с мячом подбрасывание вверх, бросок двумя руками от груди партнеру, передача мяча из рук в руки), развивать мышцы рук, координацию движений, внимание.
Подвижная игра «Ловкий оленевод».
Задачи. Упражнять детей в метании мяча (учить принимать правильное исходное положение, выполнять замах и бросок мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой), развивать меткость, ловкость, воспитывать уверенность в себе.
Выносной материал: корм для птиц, лопаты для снега, санки, ледянки.
Вечер. Работа с детьми в группе
Настольно-печатная игра «Лото».
Задачи: Учить детей подбирать картинки в соответствии с заданной логикой, соотносить изображения на карточках с картинками.
ОБЖ. Беседа «Не играй с огнем».
Задачи: Объяснить детям опасность игры с огнем, рассказать о правилах поведения в случаях возникновения пожара.
Индивидуальная работа с ______________________________________________________
Альбомы для рассматривания «Одежда», «Обувь».
Цель: Способствовать закреплению полученных знаний и активизации словаря по теме.
Подвижная игра «Жмурки».
Задачи: Развивать у детей ловкость, координацию движений, формировать умение выступать организатором игры.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Задачи.Учить детей распределять роли, готовить обстановку для игры, вступать в диалоги, используя основные понятия, связанные с работой парикмахера.
Вечер. Прогулка.
Наблюдение «Ветер и небо».
Задачи. Предложить детям отметить характер ветра (слабый, сильный, порывистый, холодный), рассмотреть, как движутся облака по небу, отметить, совпадает ли направление ветра и направление, в котором движутся облака.
Подвижная игра «Волк».
Задачи. Учить детей выполнять в игре различные роли: водящего, ведущего, игрока, судьи, учить организовывать действия игроков, отмечать их соответствие правилам игры. Поддерживать интерес детей к подложным играм, вызывать положительные эмоции.
Задачи. Познакомить детей с правилами игры, учить убегать и уворачиваться от водящего, учить следить за сохранением осанки во время ходьбы и бега, за согласованностью движений рук и ног.
Работа с родителями: Индивидуальные консультации для родителей.
Среда
Работа с родителями: Памятка для родителей: « Это интересно знать» ( информация о гербе и флаге России)
Утро.
Ситуативный разговор: « Моя страна - моя Россия».
Задачи: закрепить у детей представления о государственной символике, развивать у детей стремление к познанию государственного устройства и символов государства, создание положительного эмоционального настроя.
Слушание Гимна России
Задачи: Формировать патриотические чувства средствами музыки. Расширять представление о родной стране средствами музыкального искусства.
Формирование культурно-гигиенических навыков. Практическое упражнение «Когда я ем...»
Задачи: Учить детей соблюдать основные правила поведения за столом (сохранять осанку, правильно держать локти, брать пищу маленькими кусочками, при необходимости отрезать их от целого куска, тщательно пережевывать, есть бесшумно).
Индивидуальная работа с ______________________________________________
Д/и «бывает не бывает?»
Задачи: развивать логическое мышление, закрепить времена года и их признаки
Ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Рассматривание альбома с иллюстрациями городецких изделий.
Задачи. Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, выделять, детали узора, обращать внимание детей на цветовую гамму, воспитывать эстетические чувства.
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Задачи. Учить детей распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка, формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Прогулка
Наблюдение за работой снегоуборочной техники.
Задачи. Предложить детям понаблюдать за работой машины, рассказать, как она убирает снег, для чего люди создают снегоуборочные машины. Учить детей составлять рассказ-фантазию, продолжая исходное предложение: «Если бы не было снегоуборочных машин...»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Задачи. Предложить детям придумать, какие «продукты» для игры в «Магазин» можно изготовить из снега, коллективными усилиями создать игровой уголок из снега.
Индивидуальная работа с ______________________________________________
Задачи. Учить детей выполнять бросок мяча в движущуюся цель, правильно выполняя основные движения, соблюдая правила безопасности.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Задачи. Учить детей самостоятельно организовывать игровую деятельность, воспитывать культуру общения во время игры.
Подвижная игра «Прыжки через ров».
Задачи. Упражнять детей в выполнении прыжков на двух ногах через пинию, развивать мышцы ног, координацию движений. Поддерживать с стремление детей как можно лучше выполнить прыжок.
Трудовая деятельность. Изготовление горки для игрушек.
Задачи. Учить детей планировать совместную деятельность, договариваться о сотрудничестве, взаимодействии, учить получать радость о выполненного труда.
Выносной материал: украшения и краски для снежных построек, лопаты для снега, санки, ледянки, корм для птиц.
Вечер. Работа с детьми в группе.
Индивидуальная работа с _____________________________________________ Дид. игра «Что лишнее?»
Задачи: учить детей группировать предметы по назначению, формировать умение сравнивать и сопоставлять объекты по разным признакам, делать выводы, доказывать правильность своих суждений.
Подвижная игра «Прыжки через ров».
Задачи. Упражнять детей в выполнении прыжков на двух ногах через пинию (учить принимать правильное исходное положение, приземляться на полусогнутые ноги), развивать мышцы ног. Поддерживать интерес детей к конечному результату.
Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Задачи. Учить детей строить сюжет игры вокруг работы по возведению построек из снега, обыгрывать уже готовые постройки, распределять роли в соответствии с сутью работы.
Конструирование из бумаги: « Флажок»
Задачи: Развивать у детей умение вырезать части, склеивать изображение Российского флага, прикреплять к палочке, формировать уважительное отношение к гос. символу России – флагу..
Вечер. Прогулка.
Наблюдение за луной и звездами.
Задачи. Обратить внимание детей на то, что во время вечерней прогулки зимой уже темно, на небе хорошо видны луна и звезды. Предложить детям по результатам проводившихся ранее наблюдений рассказать, как меняется форма луны, уточнить понятия «месяц» и «луна», обсудить, на что похож месяц, с чем можно сравнить луну.
Подвижная игра для подгрупп «Добеги до флажка».
Задачи. Упражнять детей в беге, развивать ловкость, внимание, учить выполнять роль капитана, организатора игры.
Игровое упражнение «Цапли».
Задачи. Учить детей перешагивать через предметы (высота - 20-25 см) с высоким подниманием колен, формировать правильную осанку, способствовать повышению двигательной активности.
Работа с родителями: Предложить родителям собрать иллюстрации и фото по теме «Моя Родина - Россия»
Четверг
Работа с родителями: Инд. беседы с родителями «Одеваем детей по погоде»
Утро.
Тема «Климат России».
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе в нашей стране, нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон
Задачи: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу. Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
Индивидуальная работа с ____________________________________________________
Формирование культурно-гигиенических навыков. Беседа на тему «Эти добрые словечки»
Задачи: Прививать детям умение благодарить за оказанную услугу, вежливо здороваться, прощаться.
Словарная работа: проходите, пожалуйста, добро пожаловать в нашу группу, мы вас очень рады видеть.
Малоподвижная игра «Угадай, кто позвал?»
Задачи. Развитие у детей слухового восприятия, формирование умения концентрировать внимание , выполнять функции водящего, организатора игры.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: обратить внимание на взаимоотношения детей в ходе игры.
Конструктивная игра «Построй улицу»
Задачи: развивать воображение, учить строить по замыслу.
Физкультминутка «Родина»
Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко
Прогулка
Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.
Задачи. Объяснить значимость труда шофера, поддерживать интерес к людям разных профессий. Предложить детям составить рассказ от имени шофера о том, как он заботится о ребятах.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Задачи. Учить детей объединять предметы в группы по заданному основанию, использовать в игре знания о том, из каких материалов сделаны различные предметы.
Труд в природе: уборка снега на участке.
Задачи. Предложить детям решить, куда стоит отнести снег, убираемый с дорожек, лавочек, с игровой площадки (им можно утеплить корни растений, его можно собрать для построек из снега). Выбрать вместе с детьми бригадиров, помочь им организовать работу по уборке снега.
Подвижная игра «Космонавты».
Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, следить за соответствием действий правилам, использовать счетные навыки в игре, развивать ловкость, быстроту реакции.
Спортивная ходьба.
Задачи. Упражнять детей в ходьбе продолжительностью 1,5-2 мин., развивать двигательные навыки, способствовать формированию здорового образа жизни.
Вечер Работа с детьми в группе
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи. Уточнить представления детей об овощах, закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, качество, форму.
Чтение и анализ литературного произведения К.Д. Ушинского « Наше Отечество».
Задачи: воспитывать у детей потребность больше знать об Отечестве, гордость за свою Родину.
Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Кто больше назовет?»
Задачи. Закреплять знания о квадрате и прямоугольнике (наличие углов, сторон, их количество, соотношение по размеру), формировать представления о том, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками, упражнять в узнавании и назывании четырехугольников, учить сравнивать их между собой.
Подвижная игра «Встречные перебежки».
Задачи. Познакомить детей с правилами игры, учить выбирать водящего с помощью считалки, выполнять игровые действия; соблюдая правила безопасности. Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание. Воспитывать чувство товарищества.
Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Пожарные»: дидактическая игра «Не играй с огнем».
Задачи. Учить усложнять игру путем увеличения числа играющих, объединения нескольких сюжетных линий.
Прогулка
Наблюдение «Изменение продолжительности дня».
Задачи. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяют им сделать вывод о том, что зимний день короткий, а ночь - длинная.
Подвижная игра «Ловишки со снежком».
Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, выполнять роли игроков и ловишек. Развивать меткость, ловкость.
Сюжетно-ролевая игра «Строители»: сюжет «Новый микрорайон». Задачи. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, сообща выполнять задуманное. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное место.
Работа с родителями: Поискать вместе с детьми монеты, значки, открытки, картинки, предметы домашнего обихода с изображениями государственной символики РФ.
Пятница
Работа с родителями: Подобрать вместе с родителями стихи, пословицы, и поговорки о России, Родине.
Утро
Чтение стихов о русской природе при определении цветов на Российском флаге и гербе.
Белый цвет: К.Бальмонт « Снежинка», И. Бунин « Зимним холодом пахнуло…»
Синий цвет: И.Бунин « Ручеёк»
Красный цвет: К.Бальмонт «Весёлая осень», « Осень»
Д/И «Мы гуляем по городу любимому»
Задачи: закрепить знание достопримечательностей г. Козьмодемьянска.
Индивидуальная работа с _____________________________________________________
Дидактическая игра «Назови число».
Задачи. Способствовать совершенствованию навыков порядкового счета. Учить детей использовать понятия: «следующее за...», «стоящее перед числом...», называть смежные числа.
Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Задачи. Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по тексту стихотворения, одним предложением отвечать на вопрос: «О чем это стихотворение?»
Игра «Загадочная викторина»
Задачи: упражнять в отгадывании загадок.
Подвижная игра «Ручеек».
Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, выступать ее организаторами. Повышать двигательную активность, учить согласовывать свои действия с действиями других.
Пальчиковая гимнастика «Москва»
Город чудный, город древний (хлопок и кулачок)
Ты вместил в свои концы…. (хлопок и кулачок)
И посады и деревни, (по очереди сгибать пальцы)
И палаты и дворцы.
На твоих церквях старинных,
Вырастали дерева.
Глаз не схватит улиц длинных,
Это матушка Москва (разогнуть пальцы)
Прогулка
Наблюдение за солнце
Задачи: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.
Индивидуальная работа с _____________________________________________________ «Не задень».
Задачи: упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие.
Труд в природе Сбор снега для постройки зимнего городка.
Задачи: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Подвижная игра «Встречные перебежки».
Задачи. Продолжать знакомить детей с правилами игры, учить перемещаться командами на встречу друг другу, избегать столкновений. Развивать скорость, внимание, ловкость. Повышать двигательную активность детей.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Задачи. Учить детей организовывать совместные действия входе игры, воспитывать уважительное отношение друг к другу и взрослым. Учить, выступая в роли помощника воспитателя, организовывать хозяйственно-бытовой труд, выполнение поручений.
Вечер. Работа с детьми в группе
«Нет земли краше, чем Родина наша!»
Задачи: познакомить детей с малыми фольклорными формами – пословицами и поговорками о Родине, России.
Индивидуальная работа с _____________________________________
Дид. игра «Скажи; какой?»
Задачи. Учить детей выделять признаки предмета, использовать в речи качественные прилагательные, согласовывать их с другими словами предложения.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
Задачи. Учить детей играть вместе, распределять роли, подбирать атрибуты для игры. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ознакомление с художественной литературой: быль Л. Толстого «Косточка».
Задачи. Уточнить', какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привел обман, как нужно было поступить.
Прогулка
Подвижная игра «Мы — веселые ребята».
Задачи: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Спортивные упражнения: катание на санках.
Задачи. Учить детей выполнять спуск с горы с одновременным доставанием рукой подвешенного предмета, учить выполнять торможение. Развивать уверенность, самостоятельность, поощрять упорство в достижении цели.
Сюжетно-ролевая игра «Моряки».
Задачи. Учить детей обсуждать замысел игры и выполнять игровые действия в соответствии с ним.
Работа с родителями: Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей