Календарно-тематические план к программе «Русский язык»
-
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС ________________А.Т. Бондарь «___»_________2019 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель Пилипова Анастасия Андреевна
Учебная дисциплина Русский язык
Специальность (профессия)
Технического профиля:
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной
зам. директора по УР Бондарь А.Т.
Группы: СОТВ-19
Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол №______от «___»_____________20___г.
Председатель цикловой методической комиссии _________________/Позднякова Г.В
Владивосток 2019
Распределение часов по учебной дисциплине
Учебная нагрузка обучающихся (час.) | |||||||
Курс, семестр | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная учебная работа | Обязательная аудиторная нагрузка в т.ч. | ||||
Всего занятий | Теоретические занятия | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовой проект (работа) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 курс, 1 семестр | 51 | 17 | 34 | 17 | | 17 | |
2 курс, 2 семестр | 66 | 22 | 44 | 22 | | 22 | |
Всего | 117 | 39 | 78 | 34 | | 39 | |
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ п/п | Наименование разделов, тем | Обязательная учебная нагрузка | Материальное и информационное обеспечение занятий | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Примечание | | ||||||||||||||||||
Кол. часов | Вид занятий | Вид задания | информационное обеспечение | Кол. часов | | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | |||||||||||||||
1 семестр | | ||||||||||||||||||||||||
Язык как средство общения. Язык как система. Основные уровни языка. | 2 | вводный | ОИ1, ДИ 6 | Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. | | 2 | Вводный контроль | | | ||||||||||||||||
Язык и речь. Речевая ситуация и ее компоненты. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1, ОИ 2, ДМ 2 | стр. 5 | ОИ 3 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. | 2 | Практическое занятие | ДИ1, ДИ5 | | ОИ 3 | 2 | опрос | | | ||||||||||||||||
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. | 2 | Практическое занятие | ОИ1, ОИ 3, ДМ 1 | Стилистика и синонимические средства языка. | ОИ 3, стр. 397 | 2 | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста. | 2 | Практическое занятие | ОИ1, ОИ 3, ДМ 1 | Русское письмо и его эволюция. | ОИ 3, стр. 408 | 2 | опрос | | | ||||||||||||||||
Текст как произведение речи. Тема, основная мысль текста. | 2 | Обобщающий | ОИ 2 , ОИ 4, ДИ 3 | Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. | ОИ 3, стр. 393 | 2 | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. | 2 | Практическое занятие | ОИ 2 , ОИ 4, ДИ 3 | упр. 825 | ОИ 3, стр. 393 | | опрос | | | ||||||||||||||||
Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста | 2 | Применения знаний | ОИ1, ОИ 4, ДИ 1, ДИ 3, ДИ 4, ДМ 1 | упр. 291 | ОИ 1 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Функционально-смысловые типы речи. Лингвостилистический анализ текста. | 2 | Комбинированный | ОИ1, ОИ 2 | упр. 311 | ОИ 1 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ 2 | упр. 147 | ОИ 3, стр. 74-79 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | упр. 29 | ОИ 3, стр. 14 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | упр. 38 | ОИ3, стр. 17 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 2 | Обобщающего повторения и систематизации знаний | ОИ1 | упр. 45 | ОИ3, ср. 19 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. | ИО 3, стр. 23 | 2 | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | 2 | Вводно-коррективного повторения | ОИ1 | Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. | ОИ 3, стр. 51 | 4 | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | упр. 130 | ОИ 3, стр. 61 | | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | Практическое занятие | ОИ1 | Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | ОИ 3, стр. 55 | 3 | Тестирование | | | ||||||||||||||||
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр123 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
2 полугодие | |||||||||||||||||||||||||
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр. 130 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Упр 135,136 | ОИ 3 | | опрос | | |||||||||||||||||
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Упр.141 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | 2 | Вводно-коррективного повторения | ОИ1 | Упр.143 | ОИ 3 | | | | |||||||||||||||||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Упр5 | ОИ2 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Части речи в русском языке. | ОИ 3, | 6 | Тестирование | | |||||||||||||||||
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | Обобщающего повторения систематизации знаний | ОИ1 | Принципы распределения слов по частям речи. | ОИ 3, стр. 170-191 | 6 | тестирование | | |||||||||||||||||
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Упр. 479 | Ои 3, стр. 195-203 | | Тестирование | | |||||||||||||||||
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр480 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. | | Практическое занятие | ОИ1 | Упр. 494 | ОИ 3, Стр. 205- 215 | | Тестирование | | |||||||||||||||||
Глагол. Грамматические признаки глагола. Причастие как особая форма глагола. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр495 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Деепричастие как особая форма глагола. Наречие. Грамматические признаки наречия. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Служебные части речи Междометия и звукоподражательные слова | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр497 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр498 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. | 2 | Практическое занятие | ОИ1, ОИ 3 | Роль словосочетания в построении предложения. | ОИ3, стр. 244-251 | 2 | Тестирование | | |||||||||||||||||
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр500 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Синонимия простых предложений. | ОИ 3, стр. 259- 278 | 2 | упражнения | | |||||||||||||||||
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Вводные слова и предложения Знаки препинания при обращении | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Синонимия сложных предложений. | ОИ 3 | 4 | тестирование | | |||||||||||||||||
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи. | 2 | Практическое занятие | ОИ1, ОИ 3 | Использование сложных предложений в речи. | | 2 | Тестирование | | |||||||||||||||||
Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр630 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. | 2 | Практическое занятие | ОИ1 | Упр. 648 | ОИ 3, упр. 290- 291 | | Тестирование | | |||||||||||||||||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | Предъявления и усвоения нового материала | ОИ1 | Упр649 | ОИ 3 | | тестирование | | |||||||||||||||||
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. | 2 | Практическое занятие | ОИ1, ОИ 2 | Упр. 664 | ОИ 3, стр. 293-300 | | Тестирование | |
Материально-техническое обеспечение занятий
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий | Шифр |
1 | 2 | 3 |
1. | Карточки-задания по темам: функциональные стили речи; средства и виды связей в предложении; омонимы; синонимы; паронимы; антонимы; заимствованная и исконно-русская лексика; диалектизмы; фразеологизмы; имя существительное; причастие; имя числительное; простое предложение; уточняющие члены предложения | ДМ1 |
2. | Опорные конспекты по темам: язык и речь; функциональные стили речи; лексика и фразеология; фонетика; орфоэпия; орфография; морфемика; синтаксис и пунктуация | ДМ2 |
3. | Презентации по темам: история русского языка; фонетика; орфография; орфоэпия; лексика (омонимы, паронимы, антонимы, синонимы); лексика (устаревшая; диалектизмы; неологизмы; архаизмы; историзмы); фразеология; морфемика; словообразование; | ПМ 1 |
4. | Интернет-тренинг подготовка к ЕГЭ | ИТ 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТРЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Основные источники:
№ шифра | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Русский язык и культура речи | Антонова, Е. С. | М. : Академия, 2014 |
ОИ 2 | Русский язык и культура речи | Антонова, Е. С. | М. : Академия, 2016 |
ОИ 3 | Русский язык. | Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. | М. : Академия, 2014. |