Календарно-тематический план для 1 класса по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»
Календарно-тематический план
По беседы об искусстве для 1 класса
по дополнительной предпрофессиональной программе
«Живопись»
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности учащихся | Полученные знания и умения |
1 | Тема: Вводная беседа о видах искусства Цель: формирование художественной культуры учащихся. Задачи: - Ознакомить с произведениями различных видов искусства. - Развить у учащихся стремление к изучению истории искусства. - Воспитание осознанного отношения к учебе. | 1,5 | 1.09. | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). | Усвоение понятия «Виды искусства» |
2 | Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства Цель: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Задачи: - Обучить специальной терминологии искусства - Развить навыки восприятия искусства. - Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала. | 1,5 | 8.09 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: работа с репродукциями. | Усвоение понятия «пространственные виды искусства». |
3 | Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства Цель: Знакомство с понятием «живопись», «графика» Задачи: - Познакомить с репродукциями известных живописцев. - Развивать мышление, умение анализировать, обобщать. - Воспитание чувства прекрасного. | 1,5 | 15.09 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений | Усвоение понятий «живопись», «графика». Виды графики - книжная графика, декоративная графика. Виды живописи. Получение знаний о материалах, используемых в живописи. |
4 | Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства Цель: Знакомство со скульптурой как одним из видов изобразительного искусства. Задачи: - Изучить классификацию скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). - Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей. - воспитание любви к искусству. | 1,5 | 22.09 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина. | Усвоение понятия «Станковая и монументальная скульптура». Получение знаний о классификации скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.), об материалах и инструментах и их назначении при создании скульптуры. |
5 | Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства Цель: Знакомство с термином архитектура. Задачи: - Изучить виды построек, материалы и стилевые особенности архитектуры. - Развивать ассоциативно- образное мышление, зрительное восприятие. -Воспитание осознанного отношения к искусству. | 1,5 | 29.09 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка). | Усвоение понятия «архитектура». Получение знания о видах (типов) постройках (жилые дома и общественные сооружения), материалах и стилевых особенностях архитектуры. |
6 | Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства Цель: Сформировать представления о декоративно- прикладном искусстве. Задачи: - Формирование навыков восприятия художественного образа. - Развивать способность различать средства выразительности. - Воспитывать интерес к культурному наследию ДПИ. | 1,5 | 6.10 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства. | Усвоение понятия «декоративно-прикладное искусство» |
7 | Тема: Народные ремесла, ремесла родного края Цель: Познакомить с известными промыслами России и с историей возникновения лаковой миниатюрной живописи п.Холуя. Задачи: - Ознакомление с широко известными ремеслами России, подробно рассказать про ремесло родного края (лаковая миниатюра п. Холуй) - Расширение знаний об истории родного края. - Воспитывать любовь и интерес к родному краю через изучение его истории ремесла. | 1,5 | 13.10 | Экскурсия в музей лаковой миниатюры п. Холуя. Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея. | Усвоение понятия «лаковая миниатюра», «народные мастера» |
8 | Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства Цель: Познакомить учащихся с динамическими (временными) видами искусства Задачи: - Поддерживать проявления оценочного отношения к искусству, что является первоначальным проявлением эстетического вкуса. - Развивать эмоциональные качества учащихся. - Воспитание познавательной активности учащихся. | 1,5 | 20.10 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем). | Усвоение термина «динамические виды искусства» |
9 | Тема: Литература как вид искусства Цель: Ознакомление учащихся с литературой как видом искусства. Задачи: - Расширить знания о литературе. - Развивать навыки логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. - Воспитание уважения к сверстникам. | 1,5 | 27.10 | Слушанье объяснения учителя. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем. | Усвоение знаний о литературных жанрах и ритмах. Получение знаний о структуре художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). |
10 | Тема: Музыка как вид искусства Цель: Накапливать опыт восприятия музыки разных эпох, направлений и стилей. Задачи: - Ознакомить с отдельными музыкальными инструментами. - Развитие навыков восприятия искусства. - Обучение специальной терминологии - Воспитание музыкального вкуса. | 1,5 | 10.11 | Слушанье объяснения учителя. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений. | Усвоение понятий «звук», «ноты» «мотив». Получение знаний об элементах музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). |
11 | Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства Цель: Ознакомить с синтетическими (зрелищными) видами искусства (хореография, театр, кино, телевидение). Задачи: - Ознакомить с синтетическими (зрелищными) видами искусства. - Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления. - Воспитание эстетического вкуса. | 1,5 | 17.11 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). | Понятие термина «синтетические виды искусства». |
12 | Тема: Танец и виды танцевального искусства Цель: Знакомство с танцевальным искусством. Задачи: - Познакомить с видами танцевального искусства (бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы). -Развивать навыки восприятия танцевального искусства. - Воспитание нравственно - эстетическое отношение к миру. | 1,5 | 24.11 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем). | Усвоение понятий «Художественный образ в танце», «Актерское мастерство», «Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца». |
13 | Тема: Искусство театра Цель: Знакомство с историей появления театра как самостоятельного вида искусства. Задачи: - Ознакомление с искусством театра. - Развитие навыка восприятия театрального искусства. -Воспитание нравственности. | 1,5 | 1.12 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя. | Получение знаний о видах театра (Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол) |
14 | Тема: Искусство кино Цель: Знакомство с историей возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Задачи: - Сформировать комплекс первоначальных знаний об истории возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. - Развивать навыка восприятия искусства кинематографа. - Воспитание художественного вкуса. | 1,5 | 8.12 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма. | Получение знаний о видах и жанрах кино |
15 | Тема: «Как работает художник, чем пользуется» Цель: Ознакомление учащихся профессии художник, как работает и чем пользуется Задачи: - Подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала. - Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес, используя полученные ими знания. - Содействовать эстетическому воспитанию учащихся. | 1,5 | 15.12 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов. | Усвоение понятия «профессия художник» |
16 | Тема: Виды изображений в картине Цель: ознакомление с видами изображений в картине. Задачи: - Познакомить со стилевыми особенностями различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). - Формирование умения анализировать учащимися произведений искусства; - Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством анализа произведений искусства. | 1,5 | 22.12 | Слушанье объяснения учителя. Провести сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников. | Усвоение понятия «Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное)» |
17 | Тема: Жанры изобразительного искусства Цель: Изучить жанры изобразительного искусства. Задачи: -Формирование эмоционального отношения к искусству на основе восприятия произведений искусства. - Развитие любознательности. - Воспитание чувства прекрасного. | 1,5 | 12.01 | Экскурсия на выставку. Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. | Усвоение понятий «жанр», «жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж,натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др.» |
18 | Тема: «Композиция» Цель: дать теоретические знания о композиции Задачи: - учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции - содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции - воспитание внимания на уроке | 1,5 | 19.01 | Слушанье объяснения учителя. Провести анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра. | Получения знаний «композиция» «композиционный центр» Группировка предметов в картине. |
19 | Тема: Рисунок Цель: Знакомство с искусством рисунка. Задачи: - Познакомить со значением рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. - Развивать умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания и использовать их при ответе на поставленные вопросы. - Воспитание чувства меры. | 1,5 | 26.01 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства. | Получение знаний о графических материалах. |
20 | Тема: Язык графики Цель: ознакомление с одним из основных видов изобразительного искусства – графикой. Задачи: -Познакомить с графикой – видом изобразительного искусства, с материалами графики, с их выразительными возможностями. - Развитие различать средства выразительности. - активизация творческого воображения. | 1,5 | 2.02 | Экскурсия в выставочное пространство. Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок. | Усвоение понятий «литография», «офорт», «ксилография», «линогравюра» |
21 | Тема: Выразительные средства графики Цель: Познакомить с выразительными средствами графики Задачи: - Познакомить с выразительными средствами графики - Воспитание бережного отношения к изобразительным средствам. | 1,5 | 9.02 | Выполнение практических заданий на контур, тон и силуэт. Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. | Усвоение понятий «контур», «тон», «силуэт». Получение знаний о видах линий, происхождении силуэта, способе создания силуэта, использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). |
22 | Тема: Язык живописи Цель: ознакомление с одним из основных видов изобразительного искусства – живописью. Задачи: -Познакомить с живописью – видом изобразительного искусства. - Развивать художественный вкус и творческие способности учащихся. - Воспитание культуры общения, умения слышать мнение других. | 1,5 | 16.02 | Слушанье объяснения учителя. Экскурсия в выставочное пространство. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.). | Усвоение понятий «станковая и монументальная живопись», «миниатюра», «иконопись». Получение знаний об эскизе к картине. |
23 | Тема: «Колорит» Цель: Развитие творческих способностей и художественного вкуса учащихся, через понимание гармоничного сочетания цвета. Задачи: - Формирование восприятия цвета. - Развитие навыков анализа произведений искусства. - Воспитание художественного вкуса. | 1,5 | 1.03 | Слушанье объяснения учителя. Экскурсия в выставочное пространство. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций. | Усвоение понятий «цвет», «колорит», «цветовой круг», «теплые, холодные цвета». «нюансы, контрасты, цветовые гармонии». |
24 | Тема: Способы работы с цветом Цель: Ознакомление со свойствами, происхождением и с техникой работы различных кроющих красок (акварель, гуашь, масло, пастель) Задачи: -Познакомить учащихся со свойствами различных кроющих красок (акварель, гуашь, масло, пастель) - Развитие наблюдательности - Воспитание усидчивости | 1,5 | 15.03 | Выполнение практического задания с применением акварели, гуаши и пастели. Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник. | Получение знаний о происхождении акварели, ее свойств, свойств гуаши, особенностях работы с гуашью, техники работы маслом и изготовлении красок и способах работы. Усвоение понятий «пастель» |
25 | Тема: Библиотека Цель: Знакомство учащихся с библиотекой. Задачи: - Познакомить с библиотекой и профессией библиотекарь. - Развитие познавательного интереса. -Воспитание уважения к труду библиотекаря. | 1,5 | 22.03 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки. | Усвоение понятий «библиотека», «Профессия библиотекарь». Получение знаний о видах библиотек (детская, специализированная библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.). |
26 | Тема: Правила пользования библиотекой Цель: Научить правилам пользования библиотекой. Задачи: - Обучить правилам пользования библиотекой, применяя их на практике. - Развитие наблюдательности. -воспитание самостоятельности и ответственности. | 1,5 | 5.04 | Экскурсия в библиотеку. Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала. | Получения знаний об отделах библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Усвоение понятий «каталог», «формуляр», «комплектование» |
27 | Тема: Как работать с книгой Цель: Знакомство с книгой как материальной ценностью. Задачи: - Познакомить с книгой как с материальной ценностью. - Развитие работы с книгой. - воспитание бережливости. | 1,5 | 12.04 | Слушанье объяснения учителя. Выполнение практического задания с книгой. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге. | Усвоение понятий «жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.)», «иллюстрация» |
28 | Тема: Сеть интернет как информационный ресурс Цель: Ознакомление учащихся с работой поиска дополнительной информации через систему интернет. Задачи: - Формирование навыка работы с доступным информационным ресурсом как сеть интернет. - Развитие познавательной активности. - воспитание усидчивости. | 1,5 | 19.04 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство». | Усвоение понятия «сеть интернет» |
29 | Тема: Музеи Цель: Знакомство с музеем. Задачи: - Познакомить с работой музея. - Формирование эстетических норм поведения в музее. - Воспитание вежливости. | 1,5 | 26.04 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посещение музея. | Усвоение понятий «музей», «виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.)», «выставочное пространство», «экспозиция», «экскурсия». Профессия экскурсовода Получения знаний о правилах поведения. |
30 | Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства Цель: Познакомить учащихся с реставрацией и хранением объектов культуры и искусства. Задачи: -Познакомить учащихся с реставрацией и хранением объектов культуры и искусства. - Воспитание уважения к труду реставратора. | 1,5 | 3.05 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией). | Усвоение понятия «реставратор». Получение знаний о материалах и инструментах реставратора. |
31 | Тема: Хранение «культурных единиц» Цель: Формирование работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы) Задачи: - Познакомить с работой информационных ресурсов. - Развивать навыки работы с информационными ресурсами. - Воспитание усидчивости. | 1,5 | 10.05 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы. | Усвоение понятий «Архив», «интернет- ресурсы» |
32 | Тема: «Мой родной город вчера и сегодня» Цель: Знакомство с историей города, его фотоархивом. Задачи: - Познакомить с историей родного города и его архивом. - Закрепление навыка анализа работы. - Воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу. | 1,5 | 17.05 | Слушанье объяснения учителя. Посещение краеведческого музея. Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции «Старый город». | Получение знаний об истории родного города. |
33 | Тема: Значение культурного наследия в истории человечества Цель: Познакомить учащихся с великими произведениями искусства, и с их судьбой. Задачи: - Познакомить с великими произведениями искусства. - Закрепление владения навыка восприятия художественного образа. - Воспитание художественного вкуса. | 1,5 | 24.05 | Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация). | Получение знаний о великих мировых произведениях искусства. |