Календарно-тематический план по учебной дисциплин ОУД.02 «Родная литература»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АНАПСКИЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ»
(ГБПОУ КК АКСУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
для профессий СПО
2020 г.
РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Протокол №1 «31» августа 2020г. Председатель ПЦК ___________________/А.В. Паламарчук/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК АКСУ _______________/И.В. Мазур / «31» августа 2020. |
ОДОБРЕНА на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2019г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература ????» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. N413, зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 г., регистрационный N24480 с изменениями от 29.12.2014г. №1645), и ФГОС среднего профессионального образования по специальностям: 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (Приказ Минобрнауки РФ от 28.02.2018г. № 140, зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2018г. № 50490) и технического профиля профессионального образования.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Анапский колледж сферы услуг».
Разработчик: Сербина Виктория Владимировна, преподаватель ГБПОУ КК АКСУ
Рецензенты:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификация по диплому
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификация по диплому
Y
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родная литература» 8
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 10
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
Александр Николаевич Островский (1823—1886) 18
Иван Александрович Гончаров (1812—1891) 19
Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) 20
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) 20
Николай Семенович Лесков (1831—1895) 20
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889) 20
Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) 21
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) 21
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) 22
Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) 25
Светлана Геннадьевна Донченко (1960-) 26
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 35
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемых специальностей среднего профессионального образования: 19.02.10. Технология продукции общественного питания, 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.10 Туризм (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки специалистов среднего звена.
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности через изучение культурных и литературных традиции родного края, жизни и творчества писателей-земляков, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет - информационных умений и навыков.
Достижение поставленных целей при реализации программы предусматривает решение следующих основных задач:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства) |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) | ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Методологической основой реализации программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира
- признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обогащение форм взаимодействия в познавательной деятельности.
Учебный материал изучается на 2 курсе как самостоятельная дисциплина. После изучения теоретического материла, знания закрепляются на практических занятиях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родная литература»
Литература как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, способствует формированию общих компетенций формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, профессиональному становлению.
Содержание учебной дисциплины «Литература» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Изучение литературы имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень литературных понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению литературы.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Литература» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса литературы на ступени основного общего образования.
В ходе изучения общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предполагается проведение итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Такие занятия направлены на закрепление знаний и формирование навыков читательской компетенции: анализировать и интерпретировать художественный текст, знать необходимый объем историко- и теоретико-литературных понятий.
Запланированы контрольные работы по итогам изучения каждого раздела. Самостоятельная внеаудиторная работа запланирована по каждой теме и направлена на закрепление и систематизацию знаний. Изучение общеобразовательной дисциплины завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является общеобразовательной учебной дисциплиной обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования (базовый уровень), и относится к дополнительной учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по программам подготовки специалистов среднего звена.
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Родная литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии СПО 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства с учетом требований ФГОС СПО.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины ДУП.01 «Родная литература» тесно связана с такими дисциплинами, как литература, история, русский язык. Освоение дисциплины предполагает выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, выполнение индивидуального проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины ДУП.01 «Родная литература» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонациональ- ного народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демо- кратические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собствен- ных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность от- стаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно об- щепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамот- ность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных пер- спектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личност- ному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные пла- ны;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельно- сти;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоин- ства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать соб- ственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духов- ных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспита- нию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами граждан- ского общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному обра- зованию как условию успешной профессиональной и общественной деятель- ности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопо- мощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному до- стоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национа- лизма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиоз- ным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловече- ских ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и добро- желательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В рабочей программе по учебной дисциплине «Родная (русская) литература» использован модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями.
Модули программы учебной дисциплины «Родная (русская) литература»:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного со- стояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на по- лучение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.
Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Раздел 1 Личность
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Не- разрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого
русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
Раздел 3. Личность – общество – государство
И.С.Тургенев «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. Н.Г.Чернышевский «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
И.А. Бунин "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Личность – природа – цивилизация
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Раздел 4. Личность – история – современность
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
Александр Николаевич Островский (1823—1886)
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.
Для чтения и изучения. Комедия «Женитьба Бальзаминова».
Для чтения и обсуждения.
Демонстрация. Портрет А. Н. Островского.
Повторение. Развитие традиций русского театра.
Теория литературы. Драма. Комедия.
Иван Александрович Гончаров (1812—1891)
Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова.
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада»
Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Для чтения и изучения. Очерки «Фрегат «Паллада»
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Очерк.
Демонстрации. Портрет И.А. Гончарова.
Алесандр Васильевич Сухово-Кабылин (1817-1903)
Жизненный и творческий путь. А.В.Сухово-Кобылина. Комедия «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». История создания пьсы. Герои и прототипы.
Для чтения и изучения. Комедия «Свадьба Кречинского».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Пьеса.
Демонстрации. Портрет А.В.Сухово-Кобылина.
Дмитрий Васильевич Григорович(1822—1900)
Жизненный и творческий путь. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик».
Для чтения и изучения. Повесть «Гуттаперчевый мальчик».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Повесть.
Демонстрации. Портрет Д.В. Григоровича.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
Жизненный и творческий путь. Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок». Автобиографичность рассказа.
Для чтения и изучения. Рассказ «Красный цветок».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Рассказ.
Демонстрации. Портрет В.М.Гаршина
Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883)
Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева
Тема русской интеллигенции и крестьянского быта. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. «Рудин». Картина общественно политической жизни в романе. Образ главного героя романа. Отзывы в критике. Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе.
Для чтения и изучения. «Гамлет Щигровского уезда», повесть «Первая любовь», «Рудин».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. И.С.Тургенева.
Демонстрации. Портрет
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889)
Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского. Статья «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Для чтения и изучения. Статья «Русский человек на rendez-vous».
Повторение.
Теория литературы. Статья.
Демонстрации. Портрет Н.Г. Чернышевского.
Николай Семенович Лесков (1831—1895)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Для чтения и изучения. Рассказ «Однодум».
Теория литературы. Заповедь.
Демонстрации. Портрет Н.С. Лескова
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)
Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. Образ Иудушки Головлёва в романе Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Для чтения и изучения. Роман-хроника М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы.
Теория литературы. Роман-хроника.
Демонстрации. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина .
Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).
Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев романа. Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе.
Для чтения и изучения. Роман «Подросток».
Теория литературы. Символ и символизм.
Демонстрации. Портрет Ф.М. Достоевского.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее
изученного). Духовные искания писателя. Л.Н. Толстой повесть «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. Патриотизм в понимании писателя. Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой и культура XX века.
Для чтения и изучения. Повесть «Смерть Ивана Ильича».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы.
Демонстрации. Портреты Л.Н. Толстого.
Глеб Иванович Успенский(1843-1902)
Сведения из жизни писателя. Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». Рассказ Г.И. Успенского «Пятница». Роль личности в истории.
Для чтения и изучения. Эссе «Выпрямила, «Пятница».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Эссе.
Демонстрации. Портрет Г.И. Успенского
Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме.
Для чтения и изучения. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», «Три сестры».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.).
Демонстрации. Портрет А.П. Чехова.
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И.А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А. Бунина. Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец".
И.А. Бунин Статья «Миссия русской эмиграции». Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции И.А. Бунин.
Для чтения и изучения. Рассказ "Иоанн Рыдалец", статья «Миссия русской эмиграции».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Статья, лирический герой.
Демонстрации. Портреты и фотографии И.А. Бунина разных лет. Иллюстрации к произведениям И.А. Бунина.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности. Взгляды Горького в 1922–1924 годы.
Для чтения и изучения. Рассказ «Карамора».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Развитие понятия о драме.
Демонстрации. Портреты М. Горького работы И.Е. Репина, В.А. Серова, П.Д. Корина.
Никола́й Алексе́евич Островский(1904- 1936).
Сведения из биографии. Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь»
Для чтения и изучения. Роман «Как закалялась сталь».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Художественный метод.
Демонстрации. Портрет А.Н. Островского.
Ю́рий Па́влович Казако́в (1927- 1982)
Сведения из биографии. Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»
Для чтения и изучения. Рассказ «Во сне ты горько плакал».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Художественный метод.
Демонстрации. Портрет Ю.П. Казакова.
Фёдор Александрович Абрамов. (1920— 1983)
Творческий очерк. Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русско-
го народа в военные времена. Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры».
Для чтения и изучения. Роман «Братья и сёстры».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Олицетворение.
Демонстрации. Портрет Ф.А. Абрамова.
Юрий Осипович Домбровский. (1909-1978)
Жизнь и творчество Ю.О. Домбровского. Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей») Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей»
Для чтения и изучения. Роман «Факультет ненужных вещей».
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Дилогия.
Демонстрации. Портрет Ю.О. Домбровского.
Николай Михайлович Рубцов (1936 –1971)
Жизнь и творчество. Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»)
Для чтения и изучения. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!»,
Для чтения и обсуждения.
Теория литературы.
Демонстрации. Портрет Н.Рубцова.
Александр Ерминингельдович Арбузов (1877—1968)
Обзор жизни и творчества А.Н. Арбузова. Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
Для чтения и обсуждения Пьеса «Жестокие игры»
Теория литературы.
Демонстрации. Портрет А.Н. Арбузова.
Юрий Васильевич Сальников (1918-2001)
Страницы жизни и творчества. Взрослые и дети в повести В. Сальникова «Папа Коля». Герои - старшеклассники, недавние выпускники школ, преодолевающие первые трудности на жизненном пути.
Автор поднимает проблемы борьбы добра и зла утверждает нравственное торжество идеалов высокой гражданственности.
Конфликт повести в контексте литературной традиции. Повесть Ю. Сальникова и пьеса А. Вампилова «Старший сын»: сравнительная характеристика.
Для чтения и изучения. «Папа Коля».
Для чтения и обсуждения. "Рано или поздно...", "Человек, помоги себе", «Джемпер с синими елками».
Демонстрации. Портрет В. Сальникова.
Теория литературы
Александр Исаевич Солженицын (1918—2008)
Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына (с обобщением ранее изученного). Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю
Для чтения и изучения.
Для чтения и обсуждения
Теория литературы. Литературный герой. Публицистика.
Демонстрация. Портрет А.И.Солженицына.
Арка́дий Ната́нович (1925- 1991)
и Бори́с Ната́нович (1933- 2012) Струга́цкие
Обзор жизни и творчества братьев Струга́цких. Творческий тандем. «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»
Для чтения и обсуждения. Роман «Улитка на склоне».
Теория литературы. Научно-фантастический роман.
Демонстрации. Портреты братьев Струга́цких.
Влади́мир Фёдорович Тендряко́в ( 1923- 1984)
Обзор жизни и творчества В.Ф. Тендрякова Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»
Для чтения и обсуждения. Рассказ «Пара гнедых».
Теория литературы.
Демонстраци. Портрет В.Ф. Тендрякова
Людми́ла Стефа́новна Петрушевская (1938-)
Обзор жизни и творчества Л.С. Петрушевской. Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны». Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»
Для чтения и обсуждения. Рассказ «Новые робинзоны».
Теория литературы.
Демонстрации. Портрет Л.С. Петрушевской
Виталий Борисович Бакалдин (1927- 2009)
Страницы жизни и творчества. Лирический герой. Светлый мир поэта, духовная чистота и красота героев. «Утро раннее», «Быстрина: стихи и поэма», «Травы-муравы».
Для чтения и изучения. «Травы-муравы».
Демонстрации. Портрет В.Бакалдина.
Наизусть. Любое стихотворение по выбору.
Виктор Стефанович Подкопаев (1922 – 1973)
Страницы жизни и творчества. Тема стихов поэта – Кубань, её замечательные люди, её удивительная природа. “Кубань родная”, «Земные звезды», «Край тополиный», "Краснодар"
Для чтения и изучения. “Кубань родная”.
Демонстрации. Портрет В, Подкопаева.
Наизусть. Любое стихотворение по выбору.
Светлана Геннадьевна Донченко (1960-)
Страницы жизни и творчества С. Донченко. Тема творчества, любовь к родной Кубани и природа родного края. Стихи «Ты любовь моя, моя Родина», «Мы связаны незримой пуповиной», «Люблю тебя, казачий край..», «Глухомань».
Для чтения и изучения. Стихи «Ты любовь моя, моя Родина», «Мы связаны незримой пуповиной», «Люблю тебя, казачий край..», «Глухомань».
Демонстрации. Портрет С. Донченко
Наизусть. Любое стихотворение по выбору.
Борис Константинович Зайцев(1881- 1972)
Обзор жизни и творчества Б.Н. Зайцева. Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда». Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда».
Для чтения и обсуждения Повесть «Голубая звезда».
Для чтения и изучения
Теория литературы.
Демонстрации. Портрет Б.Н. Зайцева.
Владимир Набоков (1899 – 1977)
Обзор жизни и творчества В.В. Набокова. Своеобразие конфликта Набокова «Машенька». Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька».
Для чтения и изучения Роман «Машенька»
Теория литературы.
Демонстрации. Портрет В.В. Набокова
Владимир Семёнович Маканин(1937- 2017)
Обзор жизни и творчества В.С. Маканина. Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный» Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный».
Для чтения и изучения Рассказ «Кавказский пленный».
Теория литературы.
Демонстрация. Портрет В.С.Маканина.
Эдуард Николаевич Веркин ( 1975)
Обзор жизни и творчества Э.В. Веркина. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести. Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести
Захар Прилепин ( 1975)
Обзор жизни и творчества З. Прилепина. Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санькя». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе. Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Для чтения и изучения. Роман«Санькя».
Теория литературы.
Демонстрация. Портрет З. Прилепина.
Борис Евгеньевич Тумасов(1926 -
Страницы жизни и творчества. Историческая проза: произведений Б. Тумасова. История казаков и казачества на страницах прозы Б. Тумасова «На рубежах южных». Быт, мир, характеры в историческом потоке. Романы Б. Тумасова и М. Шолохова: сравнительная характеристика.
Для чтения и изучения. «На рубежах южных».
Для чтения и обсуждения. Роман «Зори лютые».
Теория литературы. Роман-хроника, Историческая повесть.
Демонстрации. Портрет Б.Тумасова.
Виктор Иванович Лихоносов (1936-.)
Страницы жизни и творчества. Проза В. Лихоносова. Традиция русского романа: лирическое и эпическое начала в книге «Наш маленький Париж». Художественное и историческое, прошлое и настоящее в произведении. Образ города и способы его создания. Характеры и судьбы в историческом потоке. Традиции гоголевской прозы в повествовании В. Лихоносова.
Для чтения и изучения. «Наш маленький Париж».
Для чтения и обсуждения. «Элегия», «Время зажигать светильник», «Осень в Тамани».
Демонстрации. Портрет В. Лихоносова
Теория литературы. Элегия, эссе.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся по специальностям СПО 19.02.10. Технология продукции общественного питания, 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании — 227 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся составляет: — 151 час, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 76 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, тем | Максимальная учебная нагрузка | Обязательная аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа студентов |
Введение | 1 | - | |
«Личность» | 8 | ||
«Личность и семья» | 24 | ||
«Личность – общество – государство» | 16 | ||
«Личность – природа, цивилизация» | 8 | ||
«Личность – история – современность» | 15 | ||
Итого | 72 |
В соответствии с учебным планом добавлены часы (Обязательная аудиторная нагрузка) в следующие разделы:
№ | Проблем- | Коли- | № | Тема урока | Ко- |
п/п | но- | чество | п/п | ли- | |
тематиче- | часов | че- | |||
ский блок | ство | ||||
часов | |||||
1. | Введение | 1 | |||
I. | «Лич- ность» | 8 | 2. | Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уез- да». | |
3. | Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уез- да». | 1 | |||
4. | Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев ро- мана. | 1 | |||
5. | Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. | 1 | |||
6. | Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. | 1 | |||
7. | А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к чита- телю | 1 | |||
8. | М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека,об опасности саморазрушения личности | 1 | |||
9. | Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» | 1 | |||
II. | «Лич- ность и семья» | 24 | 10. | А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и си- стема образов в комедии. | 1 |
11. | Образ Мишеньки Бальзаминова в коме- дии. | 1 | |||
12. | И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. | 1 | |||
13. | Душевные переживания юного героя по- вести. Неразрешимое столкновение с дра- матизмом и жертвенностью взрослой любви. | 1 | |||
14. | М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Голов- левы" как роман-хроника помещичьей семьи. | 1 | |||
15. | Образ Иудушки Головлёва в романе | 1 | |||
16. | Инсценировки и экранизации романа Сал- тыкова-Щедрина в русском театре и ки- нематографе | 1 | |||
17. | А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречин- ского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания коме- | 1 |
дии. | |||||
18. | Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». | 1 | |||
19. | Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. | 1 | |||
20. | История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». | 1 | |||
21. | Герасим в повести как образ, продолжа- ющий галерею толстовских персонажей из народа. | 1 | |||
22. | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рас- сказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгу- нья»). | 1 | |||
23. | А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. | 1 | |||
24. | Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» | 1 | |||
25. | Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» | 1 | |||
26. | Своеобразие конфликта Набокова «Машенька» | 1 | |||
27. | Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька» | 1 | |||
28. | Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» | 1 | |||
29. | История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русско- го народа в военные времена | 1 | |||
30. | Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». | 1 | |||
31. | Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры» | 1 | |||
32. | Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры» | 1 | |||
33. | Взрослые и дети в повести В. Сальникова «Папа Коля». Конфликт повести в контексте литературной традиции. Повесть Ю. Сальникова и пьеса А. Вампилова «Старший сын»: сравнительная характеристика. | 1 | |||
III . | «Лич- ность – общество – госу- дарство» | 16 | 34. | И.С.Тургенев. «Рудин». Картина обще- ственно-политической жизни в романе. | 1 |
35. | Образ главного героя романа. Отзывы в критике. | 1 | |||
36. | Особенности композиции, индивидуаль- ный авторский язык в романе. | 1 | |||
37. | Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Турге- нева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. | 1 | |||
38. | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый маль- чик»: влияние социальной среды на лич- ность человека. | 1 | |||
39. | Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик». | 1 | |||
40. | Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец" | 1 | |||
41. | Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». | 1 | |||
42. | Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь» | 1 | |||
43. | Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести | 1 | |||
44. | Э. Веркин. «Облачный полк». Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести | 1 | |||
45. | Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный» | 1 | |||
46. | Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». | 1 | |||
47. | Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санькя» | 1 | |||
48. | Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санькя» | 1 | |||
49. | Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина | 1 | |||
IV . | «Лич- ность – природа – циви- лизация» | 8 | 50. | И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Палла- да» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных наро- дов Сибири, их нравственной чистоты. | 1 |
51. | «Русский» путь цивилизации края, его от- личие от европейского в очерках «Фрегат«Паллада». | 1 | |||
52. | Отражение сущности современного авто- ру общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок». | 1 | |||
53. | Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») | 1 | |||
54. | «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» | 1 | |||
55. | Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» | 1 | |||
56. | Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» | 1 | |||
57. | Кубанские поэты о родной природе. В.Бакалдин,В, Подкопаев, С. Донченко. | 1 | |||
V. | «Лич- ность – история – совре- мен- ность» | 15 | 58. | Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. | 1 |
59. | Влияние христианских заповедей на ста- новление характера героя рассказа. | 1 | |||
60. | Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». | 1 | |||
61. | Рассказ Г.И. Успенского «Пятница» | 1 | |||
62. | Рассказ Г.И. Успенского «Пятница» | 1 | |||
63. | И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции | 1 | |||
64. | Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей») | 1 | |||
65. | Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском | 1 | |||
66. | Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» | 1 | |||
67. | Проза В. Лихоносова. Традиция русского романа: лирическое и эпическое начала в книге «Наш маленький Париж». | 1 | |||
68. | История казаков и казачества на страницах прозы Б. Тумасова «На рубежах южных». | 1 | |||
69. | Быт, мир, характеры в историческом потоке Романы Б. Тумасова и М. Шолохова: сравнительная характеристика. | 1 | |||
70. | Обобщающий урок: «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы 19-21 вв.» | 1 | |||
71-72 | Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19-21 вв.»» | 2 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение |
«Личность» | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание |
«Личность и семья» | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; Самостоятельная работа студентовс источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание |
«Личность – природа, цивилизация» | Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; Самостоятельная работа студентовс учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
«Личность – общество – государство» | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа |
«Личность – история – современность» | Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Литература»
Освоение программы учебной дисциплины «Родная литература» осуществляется в учебном кабинете, где обеспечен свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование. В процессе освоения программы ОУД студенты имеют доступ к электронным учебным материалам в системе Интернет.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины Русский язык и Литература. Литература» входят:
• комплекс преподавателя (Рабочая программа, КТП, методические рекомендации по выполнению контрольных заданий);
• наглядные пособия (портреты выдающихся поэтов, писателей);
• информационно-коммуникативные средства (видеофильмы, презентации);
• экранно-звуковые пособия (презентации);
• комплект технической документации (паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности);
• библиотечный фонд кабинета (учебники, учебно-методический комплект (УМК), методические рекомендации по выполнению практических заданий и внеаудиторной самостоятельной работы).
Основная:
Литература: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / (Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.); под ред. Г.А.Обернихиной. – часть 1. - М.: Издательский центр "Академия", 2015.
Литература: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / (Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.); под ред. Г.А.Обернихиной. – часть 2. - М.: Издательский центр "Академия", 2015.
Дополнительная:
Литература: практикум: учеб. пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ (Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова и др.); под ред. Г.А.Обернихиной. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Литература: практикум: учеб. пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ (Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова и др.); под ред. Г.А.Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
Русская литература ХХ века. 11 кл. учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/ (Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина); под ред. В.П.Журавлева. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
Русская литература ХХ века. 11 кл. учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/ (В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина); под ред. В.П.Журавлева. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. Уровни. В 2ч. Ч.1/ Ю.В.Лебедев. - 8-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006.
Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. Уровни. В 2ч. Ч.2/ Ю.В.Лебедев. - 8-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006.
В мире литературы. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Кисилев, Е.С.Романичева и др.; под. Ред. А.Г.Кутузова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.
Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. — М., 2011.
Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.
Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».